25 Апрель 2024
 

На распутье

Эстетические вкусы нашего поколения неизбежно подверглись влиянию творчества художников Передвижников. Знакомые сюжеты попадались повсюду – «Три богатыря», «Незнакомка», «Утро в сосновом лесу», «Аленушка», «Тройка»… Чаще всего эти образы представали перед нами на ширпотребовских гобеленах над кроватями и в вырезках из «Огонька», прикрепленных к выгоревшим обоям слегка заржавевшими канцелярскими кнопками.

Государственные идеологи от искусства активно пропагандировали Передвижников как предшественников соцреализма, но ни парадные портреты вождей, ни помпезное воплощение трудовых подвигов сталеваров и доярок, так и не попали в настенные вернисажи – искренний романтизм Крамского, Васнецова, Левитана, Шишкина, оказался куда ближе сердцу народа.

Васнецовский «Витязь на распутье» – среди этих знакомых с детства образов. Воин остановился, решая какую выбрать дорогу: поступить ли как правильно, или же – как лучше, как удобнее, как логичнее, как надежнее, как выгоднее, как безопаснее? Ратник не торопится свернуть на манящую за собой набитую тропинку, что сворачивает в сторону. Он знает: правильно было бы поехать прямо – по нехоженой целине. Но плата за такой выбор никогда не будет дешевле, чем собственная жизнь.

Имя такому дорогостоящему и непопулярному пути – верность. Верность истине, верность долгу, верность божественному предназначению. Именно на этот путь вставал Христос, когда на вполне логичный вопрос Предтечи «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?», сказал в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (От Матфея 3:14-15). Сказал так, понимая, что «Свершилось» придется произнести не по выходу из Иордана, а на Голгофском Кресте, поскольку верность неотделима от жертвенности. Господь предупреждает каждого, становящегося на этот путь: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (От Луки 9:23-24).

Есть и другой путь, куда более соблазнительный, поскольку он, казалось бы, сочетает преимущества прочих и, на первый взгляд, обходит присущие им «крайности». Называется он «компромисс». Мы идем по нему всякий раз, когда нам удается «о Боге помнить, о себе не забывать». Правда, помним о себе мы постоянно, а о Боге как правило вспоминаем в трудных ситуациях – когда случатся кризис, болезни, проблемы.

Популярнее же всего путь третий, имя которому – «своеволие». Причем, это отнюдь не путь отъявленных негодяев и отпетых мошенников. Многие, следующие по нему – весьма порядочные и вполне достойные уважения люди, причем – как неверующие, так и верующие. Мы сами выходим на этот путь всякий раз, когда делаем мерилом истины свои собственные взгляды, свои желания, свои ощущения; когда свою амбициозность мы называем лидерским видением; корыстолюбие – благословением; гонор – авторитетом служителя; безответственность – одухотворенностью, бессердечие – целеустремленностью, и т.п.

В Книге Иисуса Навина мы можем увидеть Израиль, ходящий всеми тремя путями. Вновь подводя народ к иорданскому Рубикону, Иешуа Бен-Нун не оставляет места для компромисса: «Итак бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу. Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (Иисус Навин 24:14,15).

Но «когда Иисус распустил народ, и пошли сыны Израилевы, каждый в свой удел, чтобы получить в наследие землю, тогда народ служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все великие дела Господни, какие Он сделал Израилю» (Судей 2:6,7). Старейшины исполнили заповедь Господню, лишь в той ее части, которая была угодна им самим – они приняли землю во владение, получили каждый свой удел, но очищать ее от языческих народов и жертвенников идолам их не стали. К чему лишать себя добра: скот, хлеб, рабочие руки? Так Израиль встал на путь компромисса.

И «когда умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет, и похоронили его в пределе удела его в Фамнаф - Сараи, на горе Ефремовой, на север от горы Гааша;и когда весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю, - тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам; оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа» (Книга Судей 2:8-12). Дети старейшин не видели ни дел Господних, ни Самого Господа. Родительский компромисс в их глазах был не более чем лукавством. И, отвергая лицемерие, они совершенно искренне пошли путем своеволия.

Казалось бы, идя путем компромисса, Израиль поступает логично, обоснованно, и ничем кроме прибытка это ему не угрожает. Но если наши дети не видят в нас образца верности, «половинную верность» они от нас не унаследуют, потому таких вещей, как «половинная верность», или даже «верность на 99%» просто не существует.

Вся наша жизнь – постоянное распутье. Решаем ли мы, чем заняться в свободное время, или как распорядиться деньгами; что предпринять, а от чего воздержаться, – мы всякий раз неизбежно встаем на один из этих трех путей. И этот выбор неизбежно влияет на прочие аспекты нашей жизни. Аспектов таких немало. Рассмотрим лишь наиболее важные из них.

Вера. Вопреки расхожему мнению, мода на веру никогда не проходит. Не зря редкий народный вождь упустит возможность «засветиться» перед объективами репортеров, скажем, купающимся в проруби на Крещение или стоящим всенощную на Пасху. В канун религиозных праздников интерес к вере начинают проявлять даже те, кто обычно к ней равнодушен. Но что именно представляет наша вера – зависит от пути, которым мы идем.

На пути верности вера тождественна понятию «любовь». Это – отношение детей к любящему Отцу; невесты – к долгожданному Жениху. Это – отношения, в которых не можешь стоять на месте, все более влюбляясь в Того, Кому отдал свою жизнь – в Отца, Сына и Святого Духа. Жизнь верующего становится постоянным служением Отцу по примеру Сына силой Святого Духа; единением с Ним в любви. Но этот путь рискован. Клайв Льюис предупреждает: «Застраховаться невозможно, любовь чревата горем. Полюби – и сердце твое в опасности». Даже Сам Бог, возлюбив мир, обрек Себя на Жертву, ибо любовь всегда – жертва.

Куда «надежней» путь компромисса, когда вера превращается в набор правил. Она становится отношением к Кому-то, а к чему-то: образу жизни, стилю одежды, участию в ритуалах и т.п. Ревностное отношение к правилам – не редкость. Вспомните Савла: гоня Церковь, он ревностно служил Господу, думая, что исполняет Его волю. Блюстители правил могут быть прекрасными служителями, гордостью общин, но после богослужения они уходят, не получив обновления, не найдя чего-либо нового в отношениях с Богом. Когда мы идем путем компромисса, то, свидетельствуя о вере, мы склонны говорить о том, какое несем служение в общине, насколько регулярно посещаем собрание, как часто перечитываем Библию – говорить о своих собственных достижениях, а не о том, что открывает для нас Бог.

Но наиболее популярен третий путь, на котором вера вырождается безразличие, апатию. Идя этим путем мы по собственному желанию или настроению можем искать Бога, или нет; слушать Его волю, или игнорировать ее; следовать за Ним, или нет – как нам будет угодно. И это – наиболее коварный путь. Чем дальше по нему идешь, тем сложнее свернуть, поскольку по мере следования багаж греха, непослушания и отчаяния накапливается, и избавится от него становиться все сложнее.

Авторитет. Что является для нас наивысшим авторитетом? Когда мы идем по пути верности, единственным непререкаемым авторитетом является Бог. Бог – Капитан корабля нашей жизни, Христос – его рулевой, Дух Святой наполняет его паруса. Нам, может, и хотелось бы жить иначе, но любовь не позволяет сделать чего-либо, что огорчило бы нашего Возлюбленного. Нам бы хотелось поступить не как правильно, а как лучше, но мы знаем, что на поверку все «как-лучшести» рассеются, как туман, ибо без Бога все наши планы и замыслы – суета сует.

Идя путем компромисса, мы пытаемся сформировать «коллегиальный» авторитет – «я и Бог». Мы по-прежнему признаем Бога своим Капитаном, но руль предпочитаем держать в собственных руках. Христу мы оставляем роль штурмана, подсказывающего направление; но слушать Его или нет – в воле того, кто за рулем. Однако проблема здесь скрывается в том, что наш транспорт – отнюдь не судно на воздушной подушке, эдакое универсальное духовное средство для передвижения в материальном мире, а старая баржа, влекомая всяческими течениями – плотская природа ветхого человека. Вот и выходит, что «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Римлянам 7:19). Это происходило с Павлом, это происходит и с нами. Причем, – каждый день. Каждый день рядом с нами Тот, Кто может направить нас к славе, но нам так хочется самим контролировать собственную жизнь.

Как-то в студенчестве мы с друзьями отправились в экспедицию вдоль Кавказского хребта. Приключение это оказалось значительно сложней и опасней, чем мы ожидали, и все были изрядно истощены. Вела же нас вперед мечта, зародившаяся метельной ночью в занесенной снегом палатке, стоящей прямо на леднике: спустившись с гор к морю, вернуться домой на белом пароходе. Когда мы добрались до моря, нас ожидали две новости – хорошая и плохая. Между кавказским и крымским побережьями, действительно, курсировал теплоход «Абхазия», однако стоимость билета на него была несказанно выше любых наших предположений, такое путешествие было нам явно не по карману. Но что может остановить юных мечтателей?

Мы пошли по дворам наниматься на работу. Пользуясь имевшимся у нас альпинистским снаряжением, мы взбирались на огромные эвкалипты и опиливали ветви, закрывавшие солнце мандариновым деревьям. Помимо договорной платы гостеприимные абхазы всегда выставляли нам еду – хлеб, сыр, зелень и вино, и за несколько дней мы скопили достаточную сумму, достаточную для плавания из Сухуми в Ялту плюс по рубль-двадцать на брата на троллейбусный билет до Симферополя. Однако выяснилось, что лайнер наш в Крым вовсе не торопился. Каждую ночь он шел до следующего города на черноморском побережье, где оставался стоять целый день.

Время шло, кушать хотелось все сильнее, а денег на еду не было. Мы стали подъедать крошки из мешков от сухарей, даже пытались разжечь в каюте примус и заварить пакетик супа, завалявшийся на дне чьего-то рюкзака. Самым тяжелым был последний день, когда корабль целый день стоял в Феодосии: до дома рукой подать, но на автобус не хватало денег, а путешествовать «стопом» при нашем размере группы и рюкзаков нереально.

Моим соседом по каюте был некто не из нашей группы. Обычный отдыхающий – «матрасник», как мы их называли. Трижды в день он звал меня с собой в ресторан и каждый день – на экскурсию по городу. Но, не имея денег, я стеснялся даже спросить, сколько это стоит. Лишь спустя несколько лет мы узнали, что это был круизный рейс, потому-то билет на него так дорого стоил. В стоимость билета входило трехразовое питание в ресторане, масса всевозможных экскурсий и развлечений. Но мы были настолько уверены в собственном восприятии ситуации, что даже не поинтересовались условиями плавания. Мы даже не прислушивались к приглашениям к столу, зато сами были рулевыми своей жизни.

Как часто мы даже не знаем, каких благословений лишаемся, лишь потому, что не решаемся передать руль Христу. Более того, часто мы даже не решаемся спрашивать Бога о правильном курсе, боясь, что ответ придется нам не по душе. Но если мы перестаем прислушиваться к тихому веянию Святого Духа, заметим ли мы Его отсутствие? Не скатимся ли мы на третий путь?

Идя третьим путем, я – сам себе режиссер. Сам и капитан, и штурман, и рулевой, и первый и второй помощники одновременно. Идущий этим путем может быть прекрасным христианином, образцовым служителями, но при этом оставаться хозяином собственной жизни: мы делаем Божье дело, но результаты приписываем себе.

Писание. Путь верности формирует в человеке благоговейную покорность по отношению к Божьему Слову. «Написано», «сказано», – говорит Христос в час искушения (Матфей 4:10; Лука 4:8). Так говорит Слово Божье – о чем еще можно спорить? Конечно, в Писании есть неоднозначные места, требующие исследования, но большая часть учения совершенно понятна.

Например, должна ли жена быть послушна мужу? Ответ однозначный – да. Даже если она считает, что он не прав, даже если накануне они поругались, она ему обязана быть послушна. Но в то же время муж, со своей стороны, должен быть готов на жертву ради жены, даже если его раздражает халат, в котором она ходит по дому. Ибо сказано, что муж должен любить жену, как Христос – Церковь.

Идущие по пути компромисса Библию чтят. Они всегда уважительно высказываются о Писании, но Библия им – не указ. Они чтят ее, как Остап Бендер чтил «Уголовный кодекс», строя свои махинации таким образом, чтобы не вступать в явный конфликт с буквой закона.

Идущий по третьему пути о Библии осведомлен. Он имеет хорошее представление о содержании Библии. Книга может даже лежать дома на почетном месте; ее читают, как прочие книги любимых авторов, но в жизни хозяина библиотеки от этого мало что меняется.

Церковь. На пути верности церковь – это семья, живой организм, Тело Христово. Верующий – орган этого тела, и страдает без остальных органов так же, как и они – без него.

Когда же мы идем путем компромисса, церковь для нас – клуб по интересам. Общество сторонников Христа. В ней всегда можно провести время с единомышленниками, завести интересные и полезные знакомства; можно пообщаться с интересными или нужными людьми, найти себе работодателя, подобрать клиентуру для бизнеса.

Когда же мы становимся на третий путь, церковь становится традицией, местом, куда надо «ходить». По статистике из ста процентов верующих всего шесть процентов бывают в церкви более одного раза в год! Самое главное для таких людей – блюсти традицию. Знать Христа, понимать Его учение, следовать за Ним – совершенно ни к чему.

Брак. На пути верности брак – это завет, отношения клятвы, доверия, любви. В горе и в радости, в богатстве и в бедности, в болезни и здравии, покуда смерть не разлучит. Брак – прообраз отношения Христа и Церкви; те узы, которыми Творец и творение связаны воедино: «всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава – Бог» (1 Коринфянам 11:3).

На пути компромисса, брак это контракт. Ты мне – я тебе. Каждая из сторон что-то получает, а если нет, то контракт может быть расторгнут. В итоге нередко можно слышать рассуждения типа «Бог хочет видеть меня счастливым, а в браке я несчастен». Но нигде в Библии не сказано, что Бог хочет видеть кого-либо из нас счастливыми. Он хочет видеть нас святыми! Мы – часть завета, мы с Ним, а Он – с нами. Бог не сказал, что будет нашим Богом, только в том случае, если мы не будем нарушать Его заповеди. Он сказал, что будет нашим Богом, и поэтому нам надлежит соблюдать Его заповеди. Бог не предлагал нам никаких условий, не заключал с нами контракт, но отдал Себя за нас.

На третьем пути брак – удобство. Симбиоз. Мирное сосуществование двух антагонистических систем, обеспечивающее материальные преимущества: продукты можно покупать вскладчину, за квартиру платить вдвоем, убирать по очереди. Жизнь в браке более налажена, предсказуема, безопасна и комфортна. Удобно – почему бы и нет? Появятся неудобства (например – дети) можно будет поискать другой вариант.

Воспитание детей. В соответствии с Писанием дети в браке – не побочное неудобство, а благословение, его плод. И задача идущих путем верности – воспитать праведных детей, любящих Бога и способных передать эту любовь своим детям.

На пути компромисса задача номер одни – воспитать культурных детей. Чтобы дети не причиняли никому хлопот, чтобы за них не приходилось краснеть на родительском собрании. Что у ребенка в сердце – не столь важно, поведение их должно быть пристойным.

Для идущих по третьему пути главное – воспитать успешных детей. Они должны закончить лучшие школы, поступить в престижные университеты и в итоге занять лучшие офисы. Все это делается, чтобы упрочить свою репутацию, как родителя: все в этой жизни делается во благо моему «Я», и дети мои тоже – для меня; поэтому если я в них что-либо вкладываю, то инвестиция должна быть выгодной.

Аналогичным образом путь, по которому мы идем, формирует наше отношение к любым другим аспектам нашей жизни. Тем не менее, Слово Божье обращено к нам, каким бы путем мы не шли.

Когда мы идем по пути верности, Бог призывает нас: «Бодрствуй!», «не оставляй первую любовь свою!». «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Коринфянам 16:13). Тогда, даже слегка уклонившись в сторону, мы будем и в состоянии осознать это, и в силах вновь обратиться на истинный путь.

Когда мы идем по второму пути, Бог говорит нам: «Будь ревностен!» “Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся.” (Откровение 3:15-19).

Когда мы сами пытаемся господствовать над собственной жизнью, то лжем, называя Иисуса Господом, и к нам обращено Его страшное предупреждение: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (От Матфея 7:21-23).

Когда же мы идем по третьему пути, Господь говорит «Обратись!». «Покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа» (Деяния 3:19). Ваше предназначение – Христос. Как бы ни было сложно, стыдно и тяжело признать ошибки, – обратитесь!

Жизнь христианина – постоянное распутье. Любой наш поступок – результат выбора. Подобно Витязю на распутье нам постоянно предлагается свернуть в сторону, сберечь душу свою. Но Учитель предупредил нас: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (От Марка 8:35). «Итак, изберите ныне, кому служить …» (Иисус Навин 24:14)

Сергей Головин, ШБС

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Апрель 2024

    П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 1 2 3 4 5