Роман «Седьмой миротворец» Павла Александрова нельзя назвать ещё одним сочинением в популярном и уже несколько приевшимся от изобилия выпущенных книг жанре фэнтези. Хотя бы потому, что направление выбранное автором не вполне традиционно.
Пожалуй, это первая удачная попытка, в которой удалось соединить христианское мировоззрение и жанр фэнтези, с его непременными атрибутами в виде средневековых рыцарей, замков, магов и драконов. Причём речь здесь идёт именно о соединении, а не подчинении одного другому. Уже стало привычной практикой, что художественная литература с христианским уклоном кренит то в одну, то в другую сторону. В итоге может получиться как навязчивое морализаторство со ссылками на Библию в каждой главе, так и пресное повествование, не несущее никакого евангельского смысла.
«Седьмому миротворцу» удалось избежать и того, и другого. Хотя роман можно отнести к жанру христианской литературы, но здесь вы не найдёте ни проповедей, ни доктрин вероучения, здесь нет тех избитых и абсолютно неинтересных и скучных религиозных штампов, которые, к сожалению, нередко встречаются в современной художественной христианской продукции.
В центре романа – молодой человек по имени Марк, который неожиданно для себя очутился в стране именуемой Каллироя. После того как он несколько необдуманно согласился принять титул Седьмого миротворца, он тут же нажил себе как могущественных врагов, так и менее сильных, но всё же преданных друзей. Отныне Марк должен исполнить призвание миротворца, хотя поначалу сам не понимает, что оно означает.
По ходу развития сюжета становится очевидным, что автор старался избегать шаблонных ходов и предсказуемых развязок. Здесь есть интересный сюжет, динамика, есть атмосфера тревоги и ожидания, стиль и продуманная детализация фэнтезийного мира. С этим всем автор справляется хорошо, добротно, на совесть, учитывает классику жанра и наработки нехристианского фэнтези, написанного до него.
Хотя роман наполнен событиями, в центре внимания остаётся внутренний мир Марка, его возрастание, поиск самого себя, своего места и целей в жизни. Очнувшийся у развалин Башни разбитых надежд слабый, измученный собственными страхами и комплексами парень постепенно, через трудности, ошибки, страдания и разочарования поднимается, нет, не к уровню героя супермена, спасающего мир. Он подымается к самому себе, к своему истинному Я, и сталкивается с самым страшным врагом – самим собой.
Именно он сам, а не чёрные маги, даймоны, некроманты и порождения тьмы становится главным препятствием на пути к цели. И главное противостояние романа – это противостояние не людей и нелюдей, а человека со своим внутренним антагонистом – грехом.
Борьба со своими страхами, ограниченностью, предрассудками становится более тяжёлой и жестокой, чем с могущественными врагами и достигает пика к концу романа. Явно прослеживается мысль, что граница между добром и злом проходит по сердцу человека, и это внутреннее зло гораздо страшнее, чем любое внешнее, каким бы зловещим и опасным оно ни казалось. На протяжении всей книги автор умело балансирует на грани между этими двумя половинами, не позволяя читателю предугадать развязку, но вместе с тем исподволь подводит его к единственно логичному финалу.
К бесспорно положительным качествам книги можно отнести тот факт, что автору удалось не отступить ни от своих христианских убеждений, ни от законов жанра фэнтези. В романе немало заимствований из других представителей жанра – эпико-героическое фэнтези не может быть самодостаточным. Оно требует от автора соблюдения определенных рамок и приемов, таких, например, как огнедышащий дракон или магическая молния. В «Седьмом миротворце» любитель фэнтези найдёт и многочисленные поединки, разнообразных мифических существ, и красочно описанный штурм цитадели зла.
В тоже время автор пытается раскрыть внутренний мир главного героя и других персонажей, которые к счастью не выглядят плоскими спутниками героя, призванными только выручать его из очередной передряги. Заманив читателя в увлекательный мир Каллирои, автор раскрывает перед ним непростые характеры героев, мир их глубоко запрятанных желаний, раскрывая переживания людей, которые среди бед и смертей пытаются сохранить веру и совесть, смешивает реальное и фэнтезийное. Что завораживает, так это то, что у каждого в глубине души есть какие-то тайны, о которых читателям поведано не сразу, и лишь ближе к концу в тайны этих душ начинает проникать свет. Также и отрицательные персонажи, будь-то люди или темные создания, не кажутся безликими злобно-маниакальными существами, почему-то хотящими этого героя извести. Каждый образ здесь хорошо продуман и логически обусловлен.
Ну а читатель-христианин найдёт и многочисленные намёки и параллели с современным христианством и его проблемами. И если быть до конца честным, то «Седьмой миротворец» не особо-то старается морально воспитать читателя. Нет, ставки здесь делаются на донесение идеи, способной побудить читателя переосмыслить многое в своей жизни, особенно, что касается личных мотивов и намерений. Задуматься, заглянуть себе в душу, задать самый простой вопрос – с кем я сегодня, с Богом или…
Автор взрослеет вместе со своими героями – в романе невооруженным глазом видна чистая искренность, а это задевает больше, чем самые непредсказуемые сюжетные повороты.
В общем и целом можно сказать, что дебют автору весьма удался. «Седьмой миротворец» – один из значимых романов-фэнтези за последнее, довольно продолжительное время. Пропускать не советую.
Сергей Голов, рецензент sersans<собачка>yandex.ru
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()