21 Февраль 2018
 

Обращение раввина Берла Лазара по случаю Судного дня

Судный день, день покаяния. Мы каемся, и, если покаяние наше искренне, Всевышний прощает нам наши грехи. Казалось бы, все достаточно ясно, однако при серьезных размышлениях возникают вопросы, настоятельно требующие ответа.

Я приведу сейчас пару примеров, имеющих весьма косвенное отношение к моральной сфере, но хорошо иллюстрирующих саму проблему. Допустим, мы опоздали на самолет или вложили серьезные деньги в акции, которые стоят теперь меньше бумаги, на которой они напечатаны. Каково бы ни было наше раскаяние, факты остаются неизменны: самолет улетел без нас, деньги пропали. Мы не можем вернуться в прошлое и что-то исправить.

То же самое и с грехами. Они продолжают существовать. В таком случае что означает прощение, которое мы получаем (точнее, при определенных условиях можем получить) у Всевышнего и у тех людей, которым нанесли обиды?

Ключ к разрешению этой проблемы - в понимании, что есть искреннее раскаяние. Человек принимает твердое решение изменить свою жизнь - изменить таким образом, чтобы свести к минимуму предпосылки греха. История с самолетом. Конечно, здесь возможны причины, совершенно не зависящие от вас. Но ведь возможна ситуация, когда вы постоянно опаздываете - самолет только частный случай неправильного распоряжения своей жизнью. И вот вы принимаете решение выходить отныне из дому на пятнадцать минут раньше требуемого (а не на пятнадцать минут позже, как вы делали совсем недавно) и неукоснительно этому решению следуете. Это и будет искренним, а значит, действенным покаянием. Движение души непременно должно стать делом.

Да, но как же быть с опозданием на самолет? Что бы вы ни делали сейчас, факт опоздания все равно остается непреложным: сейчас не опаздываете, но ведь опоздали!

На самом деле коллизия разрешается просто: в своем покаянии вы изменились, вы стали теперь другим человеком, совершенный в прошлом грех принадлежит не вам, а тому, кем вы уже перестали быть.

Слово “покаяние” - один из переводов ивритского слова “тшува”. Еще одно его значение - “возвращение”. В покаянии человек возвращается ко Всевышнему, от Которого отошел в своем грехе. Причем возвращается на новом уровне опыта разлуки, на новом уровне понимания. Но тем самым человек возвращается и к самому себе, потому что в грехе человек уходит от самого себя; грех - это помрачение, искажение, порча природы, заложенной в него Всевышним. Преодоленный грех становится инструментом духовного роста, ибо проблемы и кризисы создают новые возможности.

В Йом-Кипур, в день покаяния, я желаю всем вам этими возможностями воспользоваться.


Главный раввин России Берл Лазар
8 октября 2008 г.

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Календарь // Февраль 2018

П В С Ч П С В
29 30 311 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4