Однажды, проходя мимо группы служителей одной церкви, мой коллега услышал, как они молились: «Уйди, дух профессионализма!» Изгоняя из наших церквей профессионализм, не освобождаем ли мы место для профанации, для дилетантизма?!
Из словаря русского языка С.И.Ожегова
ДИЛЕТАНТ – тот, кто занимается наукой или искусством без специальной профессиональной подготовки (обычно не обладая углубленными знаниями).
ДИЛЕТАНТИЗМ – дилетантское отношение, дилетантский подход к тому, что требует специальных профессиональных знаний.
ПРОФЕССИОНАЛ – человек, который занимается чем-нибудь профессионально (в отличие от любителя).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ – занимающийся чем-нибудь как профессией, а также являющийся профессией; такой, который полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности.
ПРОФАН – человек, совершенно несведущий в какой-нибудь области.
ПРОФАНАЦИЯ – искажение чего-нибудь невежественным, оскорбительным отношением, опошление.
Словотолкователь, 10-е изд., 1908 г.
ПРОФАНАЦИЯ (лат.) – осквернение или поругание святыни.
ПРОФАН (лат.) – невежда, несведущий человек.
Быть или не быть… ПРОФАНАМИ?
Ни для кого не секрет, что наша нация талантлива и полна самородков. Мы зачитываемся классиками литературы, гордимся удивительными открытиями наших соотечественников, наизусть цитируем уже давно ставшие шедеврами киноленты и безошибочно можем воспроизвести музыкальный фрагмент из «Лебединого озера»… Нас заслуженно назвали самой читающей нацией в мире. Любой школьник по уровню знаний может за пояс заткнуть зарубежного сверстника. Есть чем гордиться, не правда ли?..
Самому злейшему врагу китайцы желают: «Чтоб тебе жить во времена перемен!» Мы на себе уже испытали всю серьезность такого «пожелания». Перемены, произошедшие в нашей стране, принесли не только хорошее. Общество начало деградировать, повсеместно стало происходить «отупение» масс. Христианской прослойке, к сожалению, тоже не удалось этого избежать.
Чего достигли
Газеты, журналы, книги
Наш читатель действительно очень избалован. Еще бы, с детства декламировать Пушкина и Лермонтова, «влезать в души» героев Достоевского и Чехова, до дыр зачитывать Булгакова и Есенина… Угодить сложновато!
И все же достижения в сфере издания газет, журналов и книг очень велики. Количество христианской прессы и новых претендентов на звание бестселлера среди книг растет с ужасающей быстротой. Качество при этом, конечно, не поспевает за своим коллегой Количеством. В этой гонке уже никто не обращает внимания на то, что наши газеты становятся больше похожими на церковные боевые листки, чем на средства массовой информации.
Не лучше дело обстоит и с книгами. Глаза разбегаются от разнообразия ассортимента в магазинах христианской продукции. Что ни книга - то шедевр, полный опечаток, описок, но все же доносящий видение и помазание автора. Беря в руки книгу, мы уже не испытываем трепета от ожидания встречи с чем-то удивительным и прекрасным. Нас уже не коробит, что данное произведение, претендующее на звание Книги, больше похоже на конспект проповедей. (Поймите, пожалуйста, правильно: никто не против публикации проповедей. Можно ведь указывать в подзаголовке «Конспект проповедей», как это обычно и делают представители традиционных деноминаций.)
Музыка
Качественные ресурсы – это очень важно и все уже понимают, что они нужны, поэтому в каждой церкви есть «крутые» гитары, клавиши, барабаны, микрофоны… Но ко второму этапу, что за качественными ресурсами должны быть и качественные пользователи, подошли не все.
В левиты попасть сегодня не так уж сложно: главное ведь - пройти классы для новообращенных, стремиться быть в служении и иметь хороший духовный рост (желание служить Божьим даром не обязательно, к тому же он и не всегда присутствует). А для того, чтобы играть в церковной группе прославления, достаточно иметь навыки игры на большом барабане, остальное же – работа Святого Духа. Формула проста: главное - быть в помазании Духа Святого, молиться, чтобы Бог усовершенствовал ваше умение играть. (Но никто не даст вам гарантии, что выйдя на сцену без часов, проведенных за инструментом, вы сыграете лучше того парня, который трудился и шлифовал свой талант.)
Что касается церковного репертуара, очень популярна имитация, т.е. воспроизведение песен зарубежных, но с русскими текстами. Старые, отечественные русскоязычные церковные гимны явно не в моде.
Стать исполнителем христианских песен тоже очень просто. Человек, который до покаяния играл в подворотне: «Я люблю тебя, ты любишь меня», сегодня, став спасенным, выпускает кассеты, но уже про любовь к Богу (текст при этом не очень-то отличается от текста предыдущего репертуара да и музыка тоже).
Телевидение
Ура! В этой сфере у нас тоже есть достижения. В видение каждой (даже малюсенькой) церкви еще до ее регистрации внесен пункт ВИДЕОКАМЕРА, а в молитвах всегда есть прошение о влиянии на телевидение. Есть спутниковые и кабельные христианские телеканалы. И даже светские каналы показывают христианские программы… Но какими бы мы ни были патриотами христианских программ, невооруженным глазом видно: не дотягиваем мы до светского ТВ, а если что-то и дотягивает, то оно явно иностранного происхождения. И в использовании жанров мир далеко ушел вперед, а мы остались на уровне экранизации проповедей…
Театр
В каждой церкви время от времени находится группа энтузиастов, которая что-то пытается «поставить», называя это что-то «драмками» (досталось по наследству от американских миссионеров, у которых это называлось drams) или каким-нибудь другим словом. Подобные группы называют себя: группа драмы (хотя это больше похоже на комедию) или театральное служение (при советских ДК и Домах пионеров это называлось просто – драмкружок). Театром это действительно сложно назвать. Но ведь не так сложно найти людей, которые этим занимаются профессионально или самим пойти учиться в театральную студию...
Глядя на все эти «достижения», Станиславский, наверно, уже молчал бы, устав повторять: «Не верю!»
Доверьтесь профессионалам!
Однажды, проходя мимо группы служителей одной церкви, мой коллега услышал, как они молились: «Уйди, дух профессионализма!» Изгоняя из наших церквей профессионализм, не освобождаем ли мы место для профанации, для дилетантизма?!
Имея свои студии, оборудование, видеослужения, служителей, в самые ответственные моменты (например, годовщина церкви, запись альбома) мы все же обращаемся к светским профессионалам – ведь все должно быть на высшем уровне! А свои, доморощенные, как оказывается, не тянут. Именно в эти моменты мы начинаем ценить профессионалов, даже готовы им платить, но вряд ли задумываемся: должны ли мы, христиане, быть профессионалами (каждый в своем, разумеется).
Это естественно, что человек, профессионал в своем деле, не сможет спокойно реагировать на явные грубейшие нарушения в элементарных вещах. Так, учителя русского языка будет коробить от слов: «Давайте встанем на наши ноги и помолимся за наших лидеров»; переводчика – от подстрочного перевода во время проповеди: «Как написал гимнописец…»; музыканта – от неправильно сыгранной ноты; оператора – от «Церковных новостей», снятых человеком с болезнью Паркинсона и т.д. Приводить много примеров нет необходимости, мы сталкиваемся с ними каждый день.
Мы всегда радуемся, когда к покаянию приходят врачи, музыканты, педагоги, архитекторы, ученые, актеры, военные – люди, профессионалы своего дела. Мы очень часто огорчаемся, когда они начинают нас «учить», как и что надо делать (а они-то дают советы, в основном, касательно своей сферы). Мы говорим, что они гордецы, потому что профессионалы. В результате этим людям приходится либо смиряться перед духовным авторитетом и забывать о своем профессионализме, либо уходить из церкви (а то и в мир). Мы, к сожалению, не готовы видеть на своих церковных скамьях профессионалов. Мы не знаем, что с ними делать.
Не лучше обстоит дело в христианских организациях - миссиях, издательствах, студиях, фирмах и т.д. Такое впечатление, что во всех христианских организациях профессионализму объявлен бой. Вокруг раздаются вздохи: «Не хватает профессионализма! Недостаточно высокий уровень!» До неимоверных размеров раздувается штат сотрудников. Все усиленно по полдня (рабочего, разумеется) молятся, боясь отклониться от видения. Но ожидаемого результата не наблюдается. И уровень не растет, и текучка кадров большая.
Готовы ли мы в своих христианских организациях увидеть профессионалов? Зачем нам специалист, если один из постулатов нашей работы: «Сценарий для телевизионного сюжета писать не надо. Он один, и его автор – Бог. Любой верующий, спасенный, рожденный свыше, человек под помазанием Святого Духа, получив откровение, может написать текст для любого сюжета». Но рассуждая таким образом, ничему и учиться не надо, главное – быть верующим человеком. (Странно только, почему в светском телевидении этого до сих пор не поняли и для работы над передачей приглашают целую компанию – сценаристов, режиссеров, редакторов и т.д.)
Парадокс в том, что бездарный актер, став верующим, не станет от этого лучше играть. Но талантливый человек, профессионал своего дела, уверовав в Бога, становится еще талантливее! (Иногда он просто нуждается в подсказке, в легкой корректировке направления движения, что находится в пасторской юрисдикции.)
Могут ли сосуществовать современное христианство и профессионализм? Или это взаимоисключающие друг друга понятия? Согласно Словарю русского языка С.И.Ожегова, «профессиональный - такой, который полностью отвечает требованиям данного производства, данной области деятельности». А согласно Библии, «что бы вы ни делали, трудитесь от всей души – как если бы это было для Господа, а не для людей» (Колоссянам 3:23).
Согласитесь, эти две цитаты не противоречат друг другу. Неужели кто-то до сих пор сомневается, что, трудясь от всей души, отдавая себя без остатка, честно, на самом высоком уровне, полностью отвечая требованиям данной области деятельности, профессионально, трудясь как для Господа (а Ему мы стремимся отдать все самое лучшее), «Господь даст вам в награду наследие. Ваш Господин – Христос, вы служите Ему» (Колоссянам 3:24). Неужели, чтобы служить Богу, надо быть (стать) дилетантом?!
Великая шара
Нередко приходится слышать: «Мы же все братья! Надо служить друг другу! Брат, благослови нас своей работой! Брат, надо послужить, сделай по благодати». Но позвольте, а разве я не должен прежде получить откровение свыше? И что еще более странно, приглашая для того же специалиста из мира, нам и в голову не придет сказать подобное, мы просто достаем деньги!
Мало того, что мы занимаемся самоуничижением, занижаем самооценку, мы еще и другим позволяем себя недооценивать и обесценивать. Мы боимся отказать своим братьям по вере, которые просто манипулируют нами.
Ни для кого не секрет, что в христианских организациях работа специалиста-верующего оценивается в 2-3 раза ниже, чем работа его светского коллеги. Почему? Хуже работает? Просто «у нас нет денег». (У нас, у детей всемогущего Бога?!)
В некоторых христианских организациях заменяют слово зарплата словом благословение (может, они недогадываются, что зарплата – это заработная плата, т.е. оплата труда, и этого вовсе не нужно стыдиться!). Почему? До платы за труд сумма недотягивает! Почему? Просто «у нас нет денег». (У нас, у детей всемогущего Бога?!)
Зачастую, суммы, которые мы (или нам) выплачиваем недотягивают до действительной стоимости определенной работы. Что в таком случае можно говорить о таком понятии, как ценность?! А ведь между стоимостью и ценностью существует огромная разница!
Стоимость – это просто удобный способ, позволяющий измерить предполагаемую ценность.
Ценность – это оплата не за время, а за произведенную ценность, за производительность. Труд должен оплачиваться по ценности производимой продукции.
Но в наших христианских организациях нельзя, чтобы кто-то получал больше, это может породить нездоровую обстановку, что повлияет на духовную атмосферу нашего коллектива. Мы обесцениваем своих специалистов, не мотивируем их расти профессионально, подравниваем, уравниваем, утрамбовываем.
Мы готовы платить тысячу долларов за хороший инструмент, но не готовы платить человеку, который будет на нем играть (он ведь уже имеет огромную привилегию, играя на таком инструменте, а за привилегию разве платят?!).
Мы готовы за большие деньги пригласить светского специалиста и нас не волнует его духовный уровень, но мы не готовы заплатить такие же деньги профессионалу, брату по вере, потому что глубоко убеждены, что он просто обязан выполнить эту работу за малые деньги, лучше вообще без денег, по благодати, на шару.
Великое дело – шара! Но не заблуждайтесь: шара это не синоним слова благодать.
Мы не профаны, профаны не мы
Вооружившись знаменитым высказыванием Владимира Ильича Ленина: «Государством может управлять любая кухарка», мы уверенно продвигаемся вперед и… «лепим» из классных музыкантов плохоньких пасторов, из толковых бизнесменов – «дойных коров», из пасторов - горе-продюсеров, из заботливых мам – никогда и ничего не успевающих служителей и т.д. И при этом мы «не давим, а создаем условия для духовного роста».
Мы забываем, что переквалификация кадров не всегда дает хорошие результаты. Часто бывают и такие ситуации, что человеческих «ресурсов» не хватает. Тогда мы навешиваем еще больше обязанностей на уже занятых по уши людей или сам пастор, директор, президент берет все на себя.
Великий предприниматель Джон Д.Рокфеллер говорил: «Мой принцип – «Никогда не делай того, что другие могут сделать лучше или, по крайней мере, не хуже тебя»». Не все из нас пользуются этим принципом. Чаще мы посылаем своих уток в школу орлов.
Далеко не уедешь, тешась мыслью: «Пусть плохонькое, но зато свое». Не продвинешься вперед, скандируя: «Мы – голова, а не хвост!»
Мы кичимся, что мы в чем-то первые, лучшие, но мир ушел далеко вперед, оставив нас болтаться в хвосте. И не потому, что в мире больше денег (мы же все знаем и на всех углах трубим, что наш Бог самый богатый и всемогущий). Значит, дело вовсе и не в деньгах, а в нашей ментальности. Может, пора что-то начать менять в своей голове, открывать глаза и читать: «Все, что ни делаете, делайте, как для Господа», «Трудящийся достоин пропитания».
Неужели вы думаете, что Богу и вправду нравится, когда мы разбазариваем Его финансы, халатно относимся к работе, не ценим способности и таланты друг друга, халтурим, задерживаем зарплаты, низко оцениваем (или вообще не оцениваем) труд наших братьев и сестер, унижаем друг друга («ты - червь ничего не значащий», «на твое место 5 тысяч желающих», «свято место пусто не бывает»), и тем самым превозносимся над Богом (Он то, в отличие от нас, ценит каждого!).
Согласно «Словотолкователю» (10-е изд., 1908г.), профанация в переводе с латинского – это осквернение или поругание святыни. Имеем ли право мы, «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет…» (1 Петра 2:9), заниматься подобными вещами? Имеем ли мы право осквернять себя – «храм Божий», в котором живет Дух Божий (1 Коринфянам 3:16)?
Каждого из нас любящий небесный Отец наделил дарами, талантами и способностями. Наша задача – разглядеть их в себе, друг в друге, развивать, совершенствовать, отшлифовывать, служить ими людям и приносить плоды для Царства Божьего. Мы призваны нести свет, быть солью, быть головой, а не хвостом. Мы призваны делать все, «как для Господа», самым лучшим образом, отдавая себя на все сто!
Можем ли мы добиться большего? Должны ли мы это делать? Должны ли делать все возможное, на что способны? Самое большое удовлетворение от жизни испытывают те люди, которые взяли за правило делать максимально возможное с тем, что они имеют. Если же мы делаем меньше того, на что способны, то сможем ли мы честно выполнить то поручение, ради которого пришли в этот мир?!
Не пора ли осознать свою ценность в глазах Божьих? Не пора ли осознать ценность другого человека в глазах Божьих?
Искренне ваш,
Матвей Береза. Vitagraf
Статья предоставлена для опубликования на ProChurch.info автором.
Все новости
Другие статьи
Календарь // Ноябрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
Комментарии пользователей (0)
Это конечно всё что тут описано, всё правда. Вот только зачастую те, кто таки получают деньги за свою работу, уж слишком часто, я бы так сказал, не оправдывают тех денег, которые им платят. В наше время полно и “платных” проповедников, но качество проповедей от этого не становится лучше. То же самое касается и медиа-служений, зачастую как контент, так и техническая его реализация, находятся на весьма и весьма низком уровне. Хотя и встречаются люди, готовые что-то делать, и даже очень стараются свое дело делать хорошо, но им часто не хватает знаний или финансов, для полной грамотной реализации проекта. Поэтому в наших церквях, в основном, медиа-служения несут молодые энтузиасты, которые до поры до времени этим занимаются, пока не найдут себе нормальное средство заработка. Поэтому в церквях и “текучка” кадров такая, потому что зарплату пастору, бухгалтеру, сторожу, водителю надо платить, а все остальным - нет. Нехорошо как-то получается.
Из-за такого положения вещей, не удивительно, что
церкви катастрофически теряют своих молодых талантливых прихожан. Из молодых членов церкви остаются очень немногие (большей частью те, кто исполняет какую-либо оплачиваемую работу). И это не удивительно. Молодые люди ловят себя на мысли: я тут провожу много часов, везде стараюсь, за все отвечаю, а мне даже элементарное “спасибо” никогда не скажут, а еще сделают замечание за “завывший” или “тихий” микрофон (хотя сами проповедники зачастую или близко к колонкам подходят, или говорят мимо микрофона).
Не находя для себя больше нормального применения, как ответственного за всё и вся, люди просто начинают скитаться по церквям, или вообще уходят в мир. Ничего тут удивительного нет, многие наши “совково-менталитетные” думают что в церкви им все будет “на шару”, но “шара” обычно заканчивается, т.к. профессионалы они тоже не дураки и поняв что на них “ездят”, просто все бросают.
Статья, что называется “не в бровь, а в глаз”! Все церковные должности(по теме) должны быть заняты профессионалами, а не просто хорошими людьми!
А то, зачастую, действует принцип “сын генерала должен быть генералом, сын пастора, должен быть пастором и .т.п.” Сын должен быть профессионалом своего дела! Чем отличается любительский хор, от профессионального!? Правильно!Профессионализмом!
Побольше бы поднимать такие важные темы, а не влазить в доктринальные дебри раздора.
Но всегда будут вещи которые кто-то может сделать лутчше, но Богу нужны сердца смиренные!
А еще, вспомнить бы учеников Иисуса. Которые были большими профессионалами и как они говорили (читай в Деяниях...)
Ученики Иисуса усовершаются, “И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков” (Кол.3:23)
Вот механизм становления профессионалом!
Давайте не забывать о гармонии духа, души и тела, в которой профессинализм играет важную роль! Делать все профессинально, как для Господа!