Председатель Российского союза евангельских христиан-баптистов Юрий Кириллович Сипко - о введении в школах как обязательного предмета “Духовно-нравственное воспитание”, об опасности бездуховности общества и путях его преодоления, воспитании детей и не только.
“Мы думаем, смогут ли дети воспринимать религиозные тайны, духовные нормы, этические нормы? Но проблема в том, что эти самые нормы не воспринимают взрослые. Не воспринимают родители. Не воспринимают учителя. Даже служители Церкви не воспринимают. Когда врать перестанем? Говорим одно, а делаем другое. Те, кто пишет и принимает законы, первые и, главное, безнаказанно их нарушают. И именно эти “стандарты” духовности наши дети воспринимают. Гораздо раньше пятого класса.”
- С последней четверти нового учебного года в ряде регионов России вводится новый предмет “Духовно-нравственное воспитание”. Ваше отношение к введению такого предмета в школе как обязательного - в том виде, как об этом заявил президент Медведев на встрече с представителями так называемых “традиционных” конфессий, куда, кстати, не был приглашен ни один из представителей протестантизма?
- Хочу взглянуть на данную проблему беспристрастно. Нуждается ли наше Российское общество в обретении нравственности? Ответ не заставит себя ждать. Чего стоят признания президента о всеобщей коррупции? Как можно жить в условиях повального пьянства, когда восемнадцать литров алкоголя на душу населения потребляет страна? Какое будущее у страны, в которой ложь поразила все органы управления, от законодателей до исполнителей всех ветвей власти, и информационная поддержка лжи усиливается профессиональной ложью продажной журналистики? Надо ли говорить о буксующих программах развития экономики высоких технологий? Надо ли говорить о сокращении населения? Надо ли говорить о растущем сиротстве, обречённой старости? Надо ли напоминать о том, что каждый год в стране пропадают без вести около ста тысяч человек?
По сути, государство в опасности. Сегодня опасность для России не в наличии внешних угроз.
Самая реальная опасность в бездуховности и безнравственности общества. И потому задача духовно-нравственного воспитания представляет собою дело государственной важности.
И вот представим себе, что именно нам надо решать задачу воспитания поколения, высокого духа и чистого нрава. Конечно, очевидна возможность решения этой архиважной задачи. Школа, где все дети отданы на откуп в руки учителей. Где государственная программа образования предполагает неукоснительное соблюдение общего образовательного стандарта. Даёшь всеобуч духовности! Долой безнравственность!
Где же нам обрести нравственность?
Материализм безнравственен по определению. Закон “выживает сильнейший” мы усвоили с “младых ногтей”. Ведь то, что мы переживаем сегодня, это вовсе не разгул демократии, как некоторые пытаются представить, а всего лишь реализация долгого внушения законов эволюции, по которой несколько поколений советских людей воспитывались в системе государственного атеизма.
Я уже не говорю о духовности. Откуда вдруг в материальном мире чистогана может возникнуть духовность? Опять же ответ на поверхности. А религиозные организации на что? Тем более, они уже давно делают попытки получить доступ к детям, дабы своё влияние распространять на детей, коль уж взрослые не способны ни понять истины религиозной, ни принять. Тем более, детям своим передать, как личные ценности, которым они следуют, которым верны. (Кстати, какие духовные ценности в нашем обществе самые распространенные?)
Так что решение президента своевременное и мудрое. Тут и овцы целы, и волки сыты. А что-то всё же тревожит душу мою. Почему целых шесть вариантов духовности? Почему шесть вариантов нравственности? Почему вдруг в светской школе светской страны предмет “Духовность”?
Как среди них выбрать верный? Существует ли вообще верный? Нравственность, выходит, дело выбора, а не абсолют. А судьи кто? И вот картина перед глазами. Разделённый на шесть групп класс. Постигает тайны духовности каждая группа, час в неделю. И реализует затем в общих разборках. Ведь, кроме религиозных духовных программ, предложен и курс светской этики. Т.е. этики безбожия. Но в безбожии нет духовности, и безбожие по сути безнравственно.
Труднейшая задача. Это так напоминает мне давнюю мудрость, высказанную президентом СССР Горбачёвым: “Так жить и работать, как мы живём и работаем, нельзя! Но с избранного пути мы не свернём!”
- Этот предмет будут вводить с конца четвертого – начала пятого классов. Достаточный ли это возраст для восприятия такого важного и непростого понятия, как религия?
- Чтобы воспринимать понятие религии, конечно, достаточный. Как у нас принято говорить о школьных предметах? Это мы проходили в пятом классе. (Прошли, не задержались, ушли и ничего не взяли с собой). Чтобы принимать, вероятно, уже поздно. В двенадцать лет нынешние ребята уже настолько продвинутые, что взрослых высмеивают нещадно, не верят им, даже родителям и учителям. Меня больше всего смущает именно этот самый существенный элемент духовно-нравственного воспитания.
Мы думаем, смогут ли дети воспринимать религиозные тайны, духовные нормы, этические нормы? Но проблема в том, что эти самые нормы не воспринимают взрослые. Не воспринимают родители. Не воспринимают учителя. Даже служители Церкви не воспринимают. Когда врать перестанем? Говорим одно, а делаем другое. Те, кто пишет и принимает законы, первые и, главное, безнаказанно их нарушают. И именно эти “стандарты” духовности наши дети воспринимают. Гораздо раньше пятого класса.
- Если бы Вашему ребенку предложили сделать выбор из возможных вариантов: изучать основы религиозной культуры большинства его класса; изучать курс религиоведения, изучать курс светской этики или настаивать на преподавании основ религиозной культуры того вероисповедания, которое практикуется в его семье, что бы Вы ему порекомендовали?
- Вы знаете, мои дети прошли через школу, как впрочем, и я, ещё советского стандарта. Меньшим ребятам, правда не пришлось надевать звёздочку октябрёнка и пионерский галстук, потому что их отменили. А старшим пришлось ходить в окружении пионерских линеек, отрядов, присяг. Пришлось выдержать давление одноклассников, учителей. Это непросто было и взрослым, нам, родителям, было непросто. Ведь мы понимали всю пустоту этой игры в пионерию и комсомол. Вся государственная идеология выхолащивается в массовом применении. Всё обретает черты иронии. И всё разлагающе действует на души детей. Этот одноклеточный тип мировоззрения сам себя и поедал. И, слава Богу, они не восприняли идеологии безбожия. Они были в одиночестве, они слушали уроки атеизма, но атеизм и материализм не проник в них.
Воспитывать детей - это прямая обязанность родителей. Школа не может преподавать религию. Она сделает с религией то же, что сделала и с коммунистической идеологией. Она превратит религию в предмет насмешек. Царская Россия с её религиозным образованием привила в сознание людей атеизм, привила ненависть к религии, да так, что люди, прошедшие религиозное обучение, разрушили церкви, сожгли их, уничтожили священные книги и самих священников.
Я в школе нашей государственной предпочёл бы курс этики. Я предпочёл бы уважение к Конституции страны. Церковь отделена от государства. Все религии равны. Нет никакой идеологии, нет никакой религии, которая бы имела преимущество перед другими. Это очень важный принцип, нарушение которого разрушает саму этику. Нельзя нравственность привить безнравственными методами.
Владимир Ойвин, “Портал-Credo.Ru”
Все новости
Другие статьи
Календарь // Ноябрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
Комментарии пользователей ()