21 Ноябрь 2024
 

Крушение стереотипов

За многие века действия Ветхого Завета израильтяне прочно впитали в себя идею собственной исключительности. Свои отношения с Творцом неба и земли они привыкли считать эталоном близости. С детства они были приучены исполнять различные заповеди и установления. Они знали, как получать благословения Закона; прекрасно ориентировались в жертвоприношениях, десятинах и многочисленных религиозных правилах. Между тем, Сам Бог оставался для них за завесой святилища — непонятный, пугающий и непознаваемый.

Лишь немногих иудеев их вера вела дальше, от удовлетворения своей набожностью к живым отношениям с Богом. Странными для большинства израильтян казались люди, подобные Аврааму, Моисею, Даниилу или Давиду. Они были особенными, обладающими невероятной внутренней силой. Их жизненные ценности не ограничивались “благословениями Завета”; казалось, что они имеют какие-то тайные, недоступные другим, знания.

Вот почему таким невероятным вызовом и раздражителем были для евреев слова Иисуса: “… Вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец” (Ин. 8:55). На возражение иудеев, что их отцом является Авраам, Господь отвечал: “Ваш отец дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего” (Ин. 8:44).

Какие горькие слова! Люди, вполне уверенные в ортодоксальности своих религиозных убеждений, всю свою жизнь прожившие в уверенности, что они знают своего Бога и приняты Им, оказались у разбитого корыта. Слова Назарянина гулко ударялись об их отвердевшие сердца и падали на горячие камни Иерусалима. Его постоянное близкое общение с Отцом казалось им, в лучшем случае, сумасшествием, а в худшем — профанацией и опасной ересью.

Прозрение давалось нелегко. Святой Дух даровал нам возможность узнать, какой ценой приобретал свободу от традиционного иудейского мышления, например, Апостол Петр. Из Евангелий и Деяний Апостолов нам известно, что этот знаменитый ученик Господа обладал ревностной и пылкой натурой. После замечательного откровения о бесконечной Божьей милости, полученного им вскоре после кошмара ночи отречения (”Симон Ионин, любишь ли ты Меня?”), он становится признанным лидером бурно растущей Церкви. Это Петр, исполненный Духа Святого, бесстрашно и уверенно противостоит суду Синедриона, отстаивая истину Христова воскресения. Это он дерзновенно возвращает к жизни Тавифу, вершит Божий суд над Ананией и Сапфирой, поднимает с одра болезни парализованного Энея. Это его выводит из иродовой темницы Ангел Господень. Воистину, Петр — живая легенда ранней Церкви и популярнейшая личность в Иерусалиме. Даже его тень носила на себе исцеляющее помазание. Мы знаем также, что и его богословские воззрения отличались радикализмом. Никогда, например, благочестивый иудей не стал бы даже близко проходить возле Самарии, чтобы не оскверниться. Петр же пошел туда проповедовать.

И все-таки, при всей своей смелости и прогрессивности, он еще оставался иудеем до мозга костей. Иисус для Петра был прежде всего еврейским Мессией, обещанным его великим отцам — Аврааму, Исааку и Иакову. Разумеется, он допускал, что любой язычник, в принципе, мог через обрезание и исполнение обрядов и заповедей Закона Моисея приобщиться к народу Божьему и стать прозелитом. Однако принять идею о том, что в наступающем Божьем Царстве “… нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” (Кол. 3:11), даже он не мог.

Вот почему, прежде чем Петр был готов принять приглашение проповедовать в Кесарии в доме римского центуриона Корнилия, Господу пришлось обратиться к нему весьма выразительным образом: “И видит он: раскрылись небеса, и спускается на землю нечто похожее на большое полотнище, которое придерживают за четыре конца, а в нем всякие животные, змеи и птицы. И голос говорит Петру: “Давай, Петр, заколи себе, что хочешь, и ешь!” — “Ни за что, Господь! — ответил Петр. — Я никогда не ел ничего поганого или нечистого”. И снова, во второй раз раздался голос: “Не тебе называть поганым то, что объявил чистым Бог!” Так повторилось три раза, и полотнище тотчас поднялось в небо” (Деян. 10:11-16, перевод “Радостная Весть”).

Смысловым центром данного откровения были “всякие животные, змеи и птицы”, которых правоверный иудей, в соответствии с Законом, мог употреблять в пищу только с очень большими ограничениями (Левит, 11 гл.) Вероятно, Петр был в шоке. Он никак не мог допустить, что Бог может противоречить собственному закону. Видение повторилось трижды, не оставляя сомнений в своей исключительной важности. Я думаю, что Апостол не понимал его смысла вплоть до того момента, как с высоты плоской кровли традиционного еврейского дома он увидел спрашивающих о нем посланников Корнилия. И тут к нему обратился Дух Святой: “Видишь, тебя ищут три человека. Сейчас же спускайся и иди с ними без всяких колебаний. Это Я послал их” (Деян. 10:19-20). Так вот кого именно Бог назвал чистым!

С этой минуты Петр больше не колеблется: он решительно пригласил в дом уставших с долгой дороги (от Кесарии до Яффы или Иоппии было 48 км) гонцов, нарушив еще одно правило ритуальной чистоты (по традиции, любой язычник, вошедший в дом иудея, осквернял его). А на другой день он отправился к Корнилию. В доме последнего Апостол стал свидетелем того, как Дух Божий сошел на язычников, точно так же, как на самого Петра несколько ранее. Он понял, что Евангелие Иисуса Христа не является привилегией евреев, что оно действительно будет проповедано всем народам земли, и “…что у Бога нет пристрастий, — Он принимает всякого, кто чтит Его и делает добрые дела, из какого бы народа он ни был” (Деян. 10:34-35, “Радостная Весть”).

Так Бог открыл Свое понимание Апостолу Петру. Впрочем, последнему еще не раз приходилось сдавать экзамен на зрелость под натиском ревностных поборников обрезания. Например, в 15 главе книги Деяний Апостолов, на Иерусалимском соборе Петр мужественно отстаивал свободу от Закона перед множеством обращенных фарисеев: “… Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?” (Деян. 15:8-10).

Но, как нам известно, не всегда он сдавал его на “отлично”. Спустя долгое время в Антиохии Апостол “спасовал”: до прихода христиан из иудеев он свободно ел вместе с обращенными язычниками, а потом вдруг стал “таиться и устраняться”. Тогда ему пришлось выслушать несколько неприятных слов от Апостола Павла (Гал. 2:11-16). Кстати, именно Павел стал наиболее последовательным глашатаем “тайны Христовой”, которая была выше понимания большинства еврейских христиан, и заключалась “…в том, что и язычники получают то же наследие, и они — часть единого тела, и им тоже даны обещания Бога через Христа Иисуса” (Еф.3:6, “Радостная Весть”).

Слава Богу! Благодаря смелости и бескомпромиссности этих служителей Евангелия, сегодня миллионы христиан “из язычников” хранят драгоценную истину о “новом и живом пути” в присутствие Божье, который проложил для каждого жителя земли Господь Иисус! Без обрезания, без кровопролитных обрядов, без специальных помещений, без посредничества профессионалов — через кровь и растерзанную плоть Господа нам дарован заветный доступ в святилище. Божья мечта о личном общении с человеком осуществилась. И на этом пути необходимо отвергнуть все, что стремится загнать обретенную нами свободу под ярмо какого-либо нового или старого закона.

Дмитрий Лебединский, ProChurch.info

Глава из книги Дмитрия Лебединского “Возвращение к сути”. Впервые опубликовано в газете ”КАМЕНЬ Краеугольный”.

Читать также:

О главной особенности заветов

Тень будущего

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Ноябрь 2024

    П В С Ч П С В
    28 29 30 31 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 1