17 января в Софии, столице Болгарии, открылась встреча теологов, лидеров служений, преподавателей и пасторов, посвященная теме взаимоотношений евангельских христиан и православия, вопросам богословского диалога и евангельской миссии среди православных народов. Это уже вторая встреча подобного рода, организованная Международным содружеством студентов-христиан (IFES Consultation of Eastern Orthodoxy).
Первые консультации состоялись в далеком 1993 году, когда миры западного и восточного христианства переживали сближение, оживление связей после падения «железного занавеса», когда евангельские христиане начали увлекаться чтением лучших представителей православного богословия.
У выступавших тогда доктора Дона Ферберна (перевод его книги «Иными глазами. Взгляд евангельских христиан на православие» вышел в 2002 г. Ровно) и Питера Лоумэна (пастор из Лондона, автор резонансных статей о восточном христианстве в его соотношении с протестантизмом) были надежды, что православие в бывшем СССР пойдет по пути, проложенном отцом Александром (Менем), что между евангельскими христианами-протестантами и евангельскими православными возможны диалог и сотрудничество в вопросах миссии, духовного просвещения и социального служения.
За 18 лет, прошедших после первых консультаций, оптимизм значительно убавился, вместо встречи с православной духовной традицией евангельский мир столкнулся с политическим православием, союзом неототалитаризма и государственного православия, агрессивными притязаниями на эксклюзивность. Эти процессы, происходящие в Русской православной церкви (крупнейшей и притязающей на первенство), открыли для всего мирового евангельского сообщества другой, непривлекательный образ православия.
Возникли новые вопросы: что такое настоящее, аутентичное православие, и где его можно увидеть сегодня? Почему при всех политических возможностях и притязаниях на главенство в православном и «русском мире». РПЦ теряет поддержку даже в России и вынуждено приплюсовывать цифры праздничных служений? Почему беднейшая церковь – Антиохийский патриархат – приобретает все больше симпатиков-протестантов в Скандинавии, США, Европе? Выравнивает ли глобализация культурные и богословские несоответствия традиций, или они остаются неподатливыми постхристианской унификации-релятивации?
В рамках проходящих консультаций представлены четыре темы – Писание и традиция (доктор Чавдар Хаджиев, IFES), Спасение и Теозис (доктор Коста Милков, Македония), Учение о Церкви (пастор Денис Кондюк, Инновиста), Поиски общего (доктор Михаил Черенков, Russian Ministries).
Первые два докладчика представляют оксфордские школы - библеистики и патрологии. Два вторых – самобытную украинскую протестантскую теологию. В составе украинской делегации принимает участие и Юрий Марк, преподаватель Таврического христианского института (Херсон), известный автор и переводчик.
Организаторы встречи – IFES Europe, IFES Euroasia, Bible League. В консультациях участвуют представители Македонии, Румынии, Греции, Германии, США, Боснии, Албании, Казахстана, Грузии, России, Украины.
Если Украине удастся отстоять свою уникальную религиозную свободу и сберечь христианское многообразие, в следующий раз именно она станет принимающей стороной третьего раунда консультаций. Заинтересованность выражена, предложения уже прозвучали.
***
Состав участников консультаций включает в равной пропорции практиков (лидеров миссий и студенческих движений) и теоретиков (богословов, философов, преподавателей). Вопрос об отношении евангельских протестантов к православной традиции связывается с проблемой идентификации в культурно-историческом и богословском планах.
Уже в самом начале тема идентичности вышла на первый план, из нее следовали возможные ответы на традиционные вопросы протестантов: «Должны ли мы считать миссионерским полем общество, ассоциирующееся с православием?», «Должны ли мы пытаться сделать православных евангельскими протестантами или евангельскими православными?», «Как преодолеть кризис идентичности у людей православной культуры, обращенных в протестантской церкви?».
Помимо миссионерского мотива интерес к православию связан с более общим поиском корней в рамках «большой» традиции, чувством утраты историчности, причастности целостной истории Церкви. Большинство участников формировались в православном контексте, их присоединение к протестантской церкви не прошло без «идентификационной ломки».
Желание понять православие естественно для тех протестантов, кто генетически вырос из него, обнаруживает в себе православный субстрат. В мире религиозной беспочвенности большая традиция выглядит предпочтительной, безопасной. Но кризис идентичности не миновал и православие, поэтому вопрос об интеграции в общехристианскую историю нельзя подменять темой протестантско-православного диалога и восточной стилизацией.
И протестантизм, и православие – части более общей картины, церковной метаистории. Поэтому диалог возможен не в качестве отношений части и целого, но разных частей единого.
Консультации не притязают на особую роль в межконфессиональном диалоге, эта инициатива исходит снизу, а не от предстоятелей и дипломатов церквей. И в таком низовом, первичном качестве она выражает новый горизонт межконфессиональных отношений – понимание другого становится условием выживания собственного.
Михаил Черенков, для ProChurch.info
Все новости
Другие статьи
Календарь // Ноябрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
Комментарии пользователей (0)
Все мы ходим под Единым Богом. Если бы лидеры не воевали между собой, то простой люд вел бы себя, как Христос. Ко всем с любовью.
“Христианское многообразие” - характерный неопротестанстский тезис. Насколько я знаю Господь учил другому: “Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.” (Ин. 17:11) Но безосновательно поливать грязью Православную Церковь куда лучше. Хотя бы аргументы привёл автор.