21 Ноябрь 2024
 

Известный религиовед, доктор философских наук Людмила Филипович: “Сегодня в Украине активизировались силы, которые заинтересованы разрешить межправославный конфликт силовым образом”

lyudmila_filipovich

Патриарх Украинской Православной Церкви Киевского патриархата Филарет (Денисенко) выступил на днях с весьма резким заявлением о том, что силы, руководимые Московским патриархатом, намеренно разваливают УПЦ КП, оказывая давление на её священников через местные администрации и переманивая их в УПЦ МП. В ответ на это заявление Патриарха архиепископ УПЦ МП Ионафан (Елецких) утверждает, что в Киевском патриархате началась паника, вызванная многочисленными переходами его священников под омофор УПЦ МП. Доктор философских наук, зав. Отделом современных религиозных процессов Института философии НАН Украины Людмила Филипович комментирует сложившуюся ситуацию.

- Ситуация действительно очень непростая. В Украине эксперты отмечают изменения, которые происходят в государственно-церковных и межконфессиональных отношениях. Во-первых, после избрания Патриархом Московским и всея Руси Кирилла (Гундяева). Во-вторых, с приходом новой власти в лице нового президента Виктора Януковича. И эта сложность заключается в том, что столь тяжело установленный мир между конфессиями в Украине, который был достигнут в результате достаточно взвешенной политики государства и реакции на эту политику различных Церквей, а именно толерантности, взаимопонимания, что было гарантировано законом и, самое главное, президентом Украины, сейчас находится под угрозой.

Есть основания у Киевского патриархата, и не только у него, быть обеспокоенным тем, что в религиозную жизнь начали активно вмешиваться неукраинские центры и силы. Переход священников из одной Церкви в другую происходил и раньше. Сейчас я знаю только два таких случая, которые действительно произошли, но из УПК КП ушли не в МП, а в УАПЦ. Кроме этих переходов мы встречаемся с такими абсолютно противозаконными действиями представителей Московского патриархата как рейдерские захваты различных храмов на территории Украины. Это случилось в Днепропетровской и Черниговской областях, и это то, чего Украина не знает последние лет 15–18. Священники научились договариваться между собой, и определенные договоренности были достигнуты на уровне первых лиц УПЦ КП, УАПЦ и УПЦ МП, когда все эти вопросы решались в результате работы согласительных комиссий и не выходили за пределы Православной Церкви и православия в Украине.

Сегодня мы видим, что появились силы, которые заинтересованы разрешить межправославный конфликт силовым образом. А именно - фактически уничтожить Киевский патриархат, автокефальную Церковь - и не путем объединения, как это предлагалось при прежнем президенте, а путем уничтожения конкурирующих Церквей, после чего главенствующее положение должна занять единственная Церковь. Я думаю, что это совершенно не соответствует ни ментальности, ни культуре, ни историческому опыту украинского народа, который никогда не был моноконфессиональным и, тем более, моноцерковным. На территории Украины всегда находилось место различным Церквям: и православным, и старообрядцам, и греко-католикам, и протестантам, причем как немецкого, так и шведского происхождения, и многим другим Церквям. Поэтому украинскую общественность очень тревожит новая ситуация, которая нарастает в последнее время как снежный ком. Мы постоянно акцентируем на этом внимание. Недавно у нас прошел круглый стол, который был посвящен взаимоотношениям власти и Церкви. Но, к сожалению, власть была представлена только в течение одного часа заместителем главы администрации президента Анной Герман, которая призвала присутствующие Церкви к миротворчеству.

Мы очень рассчитываем, что нынешняя администрация президента и, прежде всего, сам президент внимательнее отнесутся к ситуации, которая складывается в Украине. Неудовольствие и, я бы сказала, даже раздражение представителей иных Церквей, кроме УПЦ МП, нарастает. Это может перерасти в конфликт, и очень серьезный, потому что за Церквями, которые являются альтернативным по отношению к УПЦ МП, пусть и самой любимой, и самой родной, стоят миллионы верующих. Если президент думает, что люди не видят этой несправедливости, то он глубоко ошибается. Пока что удается призвать людей потерпеть.

Руководители Церквей все-таки имеют надежду на то, что президент встретится с ними, чтобы подтвердить, развернуть, позиционировать себя как гаранта закона “О свободе совести и религиозных организациях”, как гаранта права любого человека исповедовать то, что он для себя избрал смыслом и ценностью своей жизни, и гаранта прав религиозных организаций сохранять свою традицию, находиться в той, которая избрана тоже как ценность.

– Насколько справедливо утверждение Патриарха Филарета о том, что сейчас администрация на местах, там где главенствующее положение занимает УПЦ МП, весьма активно пытается воздействовать на священников других православных юрисдикций и, в частности, Киевского патриархата?

– У меня нет возможности анализировать все такие сигналы, но, имея контакты в этой среде, разговаривая с отдельными священниками Киевского патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церкви, я могу только подтвердить, что действительно чиновники проявляют излишнюю инициативу, пытаясь административным образом убедить руководителей и священников альтернативных Церквей в том, что необходимо объединение. Но всегда встает вопрос: за счет чего?

– Это скорее, не объединение, а поглощение…

– Ну, конечно! Они предлагают определенные привилегии: например, отремонтировать храм, который давно стоит в запустении. В Донецкой области около 70 % священников Киевского патриархата прошли такую обработку в кабинетах чиновников.

– У Вас есть сведения, насколько эти беседы были эффективны?

– Думаю, что 20 лет свободы научили украинцев защищать свои права и свободы. Если найдутся люди, которые захотят переметнуться из одной Церкви в другую, я не думаю, что это будет массовый переход из Киевского в Московский патриархат, потому что политические основания, на которых зиждется та или иная Церковь, всё-таки отличительны. Не Вам мне рассказывать, что Киевский патриархат был создан как своеобразная реакция на то, что украинцев силовым методом пытались оставить в рамках Церкви, которая не работала на украинский народ. 20 лет назад было продемонстрировано, что украинский народ не согласен с такой политикой. Я думаю, что в этом народе есть достаточная потенциальная энергия, чтобы обороняться от тех проявлений недоброжелательства и нетолерантности, которые исходят от Московского патриархата.

– Что может стать результатом такого административного давления?

– Ни к чему хорошему навязанные административные вмешательства не привели. Это море крове – вспомним хотя бы историю, – это сломанные судьбы, это большие сложности, которые возникают в стране, где это происходит. Эти волны потом обязательно накроют и тех, кто стал инициатором таких вмешательств. Я глубоко убеждена, что религиозная жизнь имеет свои законы развития, и нужно очень чутко прислушиваться к тому, что происходит в обществе. Это сфера, которую нельзя подмять простым решением. Это даже не приватизация земли или какого-то помещения. Это потом может отозваться очень болезненными и совершенно неожиданными результатами.

Патриарх Кирилл все время говорит, что он за мирное разрешение этого межправославного конфликта, но за три своих приезда в Украину он ни разу не встретился с другой стороной конфликта. Уж если ты такой миротворец и действительно хочешь помочь решить этот вопрос в Украине – вот сами они не могут между собой договориться – так выступи инициатором переговоров. Что для тебя важнее – абсолютно мертвая “каноничность”, которая мешает решить это вопрос, или ты должен с христианской любовью, по-братски взять и посадить за стол переговоров представителей этих трех Церквей? Тогда и к тебе будет другое отношение. А приезжая только в одну Церковь, говоря о том, что есть Украинская Православная Церковь Московского патриархата – это поместная Церковь в Украине, ты отвергаешь миллионы людей, которые так не считают. Что тут должно превалировать? Мудрость политика, который должен думать о том, что православных в мире осталось 300 миллионов по самым радужным подсчетам. В конкуренции с другими религиями оно просто-напросто потеряется в самое ближайшее время. Ты дожжен их сконцентрировать, объединить. А получается, что Патриарх Кирилл выступает в качестве разъединителя. Он не предлагает идеи, которая могла бы сработать в Украине.

“Русский мир” чужд украинцам. Посмотрите, как на это предложение, на эту идею реагирует УПЦ МП? Очень вяло. Никто в УПЦ МП активно не работает на утверждение этой идеи. Это не потому, что украинцы не воспринимают русских, но потому, что сейчас совершенно другой мир. Нельзя пользоваться теми методами и механизмами, которые действовали 1000 лет назад, Изменился мир, изменились народы, 20 лет существует независимая Украина. И сейчас предлагать какой-то фантом в виде “Русского мира” выглядит как средневековые картины. Давайте начнем возрождать Византийскую империю! Или какой-нибудь халифат!

Надо смотреть, куда движется мир, и задумываться о стратегических вещах. Надо смотреть, какие вообще происходят процессы в мире. Давайте вспомним, что индусов миллиард, миллиард и 300 миллионов мусульман, столько же католиков. На этом фоне православию угрожает полное уничтожение. Здесь необходим Вселенский Собор всех православных. А с такими идеологическими подходами, как у Кирилла, он будет собираться еще 1000 лет. А решать нужно очень быстро и конструктивно, чтобы всем была обеспечена наибольшая свобода.

Владимир Ойвин, Портал-Credo.Ru

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Ноябрь 2024

    П В С Ч П С В
    28 29 30 31 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 1