19 Сентябрь 2019
 

Одесские богословы хотят убрать барьеры между христианами

13 января в часовне св. апостола Андрея Первозванного (Украинская Греко-Католическая Церковь) состоялось очередное заседание Одесского богословского товарищества (ОБТ), первое в 2007 году. На встрече богословы, представители различных церквей и христианских сообществ Одессы — католики, православные и протестанты, обсуждали насущные проблемы, стоящие сегодня перед христианским миром. Как справедливо заметили богословы, сегодня существует проблема негативного отношения к православным и католическим практикам со стороны протестантов. С другой стороны, и в православно-католической среде по-прежнему можно встретить отношение к протестантам как к сектантам.

Сначала римско-католический богослов Александр Доброер представил две новые серии книг — “Учительство Церкви” и “Одесские богословские чтения”. В серии “Учительство Церкви” вышло две брошюры: “О некоторых аспектах христианской медитации” и “Католическая Церковь о масонстве”. В серии “Одесские богословские чтения” — сборник “Взятая на небеса — знак пасхального человека”, содержащий материалы международного богословского симпозиума, посвященного почитанию Пресвятой Девы Марии. По словам А. Доброера, в настоящее время готовятся к выпуску документы Католической Церкви об абортах, о генетических манипуляциях, а также относительно однополых браков. “Церковь осуждает однополые браки, однако вместе с тем считает важным пастырски опекать сексуально дезориентированных людей, расценивая их состояние как болезненное, требующее духовной помощи”, - отметил он.

Затем о. д-р Владимир Ждан и Михаил Шелудько (Украинская Греко-Католическая Церковь) рассказали о недавно состоявшемся во Львове Конгрессе богословов УГКЦ “Евхаристическое сопричастие — вызов традиции и современности для традиционных Церквей”, главной задачей которого был поиск возможности восстановления общения в таинствах между Украинской Греко-Католической Церковью и Православными Церквями Киевской традиции. На Конгрессе было отмечено, что уже сегодня доступно частичное сопричастие между православными и греко-католиками — так называемое сопричастие жизни, т.е. совместное служение обществу и свидетельство Христа.

По словам о. Владимира, Конгресс богословов УГКЦ рассматривал два пути к единству: (1) сначала восстановление евхаристического общения, а затем богословский диалог с целью уладить все разногласия, и (2) нахождение консенсуса по всем важным богословским разномыслиям, и только потом восстановление общения в таинствах. Сторонники первого пути ссылались на дораскольные времена, когда богословские различия между Римом и Восточными Церквями присутствовали, но Евхаристия всё же служилась совместно. По их мнению, причиной Раскола 1054 года была чистая политика, никак не расхождения в вере. Сторонники второго пути призывали не допускать инструментализацию Евхаристии. Она — венец единства, а не средство его обретения.

Как сообщает сайт cerkva.od.ua, после представления тезисов Конгресса, началось их живое обсуждение.

“Истинное единство должно основываться на единой догматике”, — сказал Юрий Педяш (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата). — “Можно ли быть единым с человеком, отвергающим то, во что ты веришь?”

“Важно помнить, что мы живем в последние времена”, — сказал А. Доброер. — “Перед лицом смерти, в концлагерях, православные и католики служили Евхаристию совместно, совместно причащались верующие различных церквей и юрисдикций. Но пришли мирные времена, и мы вновь разобщились”.

“Евхаристия не только вершина, но и источник подлинной духовной жизни”, — заметил о. Сергий Черба (Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата). —- Евхаристия — целительное средство, могущее вести всех к примирению. Если мы больны, нужно прибегать к действенному лекарству”, —- сказал о. Сергий.

По мнению о. Александра Филиппова, священника Украинской Автокефальной Православной Церкви, “Евхаристия сегодня нуждается в реабилитации. Она — центральное Таинство Церкви, но люди, называющие себя христианами, могут вообще ничего не знать о Евхаристии”. “Сегодня важно не “причащаться вместе”, а вообще причащаться. К решению проблемы нужно идти последовательно”, — сказал он.

Заключительной частью встречи Богословского товарищества стало обсуждение вопросов сотрудничества между церквями, а также перспектив деятельности самого Товарищества.

Как справедливо заметили богословы, сегодня существует проблема негативного отношения к православным и католическим практикам со стороны протестантов. Несмотря на то, что теми же баптистами пишутся замечательные исследования по богословию иконы, в целом, среди рядовых пасторов всё еще распространено отношение к иконам как к идолам. С другой стороны, и в православно-католической среде по-прежнему можно встретить отношение к протестантам как к сектантам. “Предубеждения поможет сломать деятельность Богословского товарищества, нужно делать его заседания более открытыми для рядовых членов наших церквей”, — предложил М. Шелудько.

“Богословское общество должно иметь свой печатный орган, или книжную серию”, — заметил председатель Евангелического альянса Одессы, пастор ЕХБ Валерий Зленский. “Результаты наших дискуссий и исследований должны быть доступны христианской общественности.”

По итогам обсуждения было решено сделать следующее заседание ОБТ открытым, в виде конференции, и посвятить его теме поста - универсальной христианской практики, присутствующей во всех церквях и деноминациях. Представители различных церквей и традиций подготовят доклады, представят их общественности, благодаря чему верующие смогут узнать об истории поста, о поместных практиках постничества, об индивидуальном понимании докладчиками этого инструмента праведности, и это станет практическим шагом вперед в деле межхристианского диалога.

Справка ProChurch.info:
Одесское богословское общество было основано 1 апреля 2006 года. Членами его являются ведущие богословы и лидеры христианских конфессий г. Одессы. Целями Общества являются: исследование различных богословских вопросов и нахождение новых путей и подходов в решении богословских проблем; способствование установлению и укреплению братских взаимоотношений между христианами различных традиций; обновление связи богословия с проблемами и вызовами современной цивилизации; осмысление новых действенных способов влиять на окружающий мир и общество; препятствование распространению антагонистичных христианству идей и верований через издание литературы и проведение тематических семинаров и иных проповеднических мероприятий.

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Сентябрь 2019

    П В С Ч П С В
    26 27 28 29 30 31 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 1 2 3 4 5 6