12 Декабрь 2024
 

Православные, лютеране и пятидесятники совершили экуменическое чаепитие в Хельсинки

В Хельсинки состоялась экуменическая встреча с участием православных (от Русской и Финской Православных Церквей), лютеран и пятидесятников. Перед отправкой в Финляндию я получил твердые наказы от своих знакомых редакторов - не возвращаться в Россию пока не удастся организовать долгожданный экуменический круглый стол. Особенно волновался редактор межхристианского интернет-журнала Baznica Павел Левушкан. Будучи жителем Латвии он с большим интересом ожидал моего отчета о жизни лютеран в Финляндии (где это вероисповедание также является господствующим). Но больше всего всех интересовало, удастся ли собрать вместе представителей столь разношерстных христианских конфессий.

Ведь экуменический диалог, пока что идет ни шатко - ни валко. Причем богословские тонкости, которые раз в десятилетие собираются обсуждать епископы, едва ли понятны простым прихожанам. На бытовом же уровне экуменизм пока не дает желанных обильных плодов, например в деле совместного благовестия для неверующих, обмена информацией, технической, финансовой и молитвенной поддержке друг друга. О совместных богослужениях некогда единой Церкви Христовой в наше время уже практически никто и не заикается. Сделать определенный рывок в этом направлении и предстояло нашему “экуменическому чаепитию” в Хельсинки. Так предварительно назвали мы предстоящее мероприятие, сознательно не задавая заранее какие - то тематические или богословские рамки. Предполагался просто откровенный разговор за кружкой чая, а там Бог даст, у кого что болит, тот о том и заговорит. По итогам видно будет, реален ли экуменический диалог в наше время и какие совместные проекты можно сообща запустить.


Часов около трех дня в моем гостиничном номере в Eurohostel, раздался стук в дверь. Только что мы прибыли с автобуса, и утомленный долгим переездом из Петербурга, я неохотно поднялся с кровати и поплелся открывать неожиданному визитеру. Однако моя усталость и ворчливое настроение тут же улетучились, когда я увидел перед собой улыбающееся лицо Николая Рисака - редактора русскоязычного интернет - журнала Uusi kotimaa (Новая родина). Вместе со своими партнерами - Baznica.Info и московской Ассоциацией “Духовное возрождение”, “Новая родина” выступала организатором “экуменического чаепития”.


Приглашения религиозным деятелям русскоязычной эмиграции в Финляндии были разосланы буквально за день до встречи. И было не совсем ясно, кто чисто технически сможет прийти на встречу. А ведь кроме самого факта запуска в Хельсинки межхристианского диалога, предполагалось обсудить весьма серьезные, чисто практические вопросы. Например наладить совместное ведение миссии (на радио, телевидении, в интернет-пространстве, печатных изданиях) для эмигрантов из республик СНГ. Какие возможны современные, “продвинутые” формы миссионерской работы среди молодежи, включая рок музыку. С большим интересом ожидалось прибытие лютеранского пастора Владимира Благинина, который как представитель господствующего в Финляндии вероисповедания, с удовольствием откликнулся на наш экуменический призыв, чтобы рассказать о делах в его Церкви На “экуменическое чаепитие” также должны были прибыть от пятидесятников - Андрей Мотынга, работающий продюсером на финской телерадиокомпании IRR TV Kerava. Автор статьи и, присутствовал на встрече в Хельсинки в качестве представителей РПЦ МП.


Когда мы с Николаем Рисаком спустились в гостиничный холл, там нас уже ожидали лютеранский пастор Владимир Благинин и радипродюсер Андрей Мотынга. Православный батюшка о.Виктор Максимовский (ФПЦ, Константинопольский Патриархат) позвонил по мобильнику, и сказал, что чуть позже тоже подъедет. Демократичное облачение собравшихся - никаких сутан, галстуков и костюмов, а вместо этого “парада” - потертые джинсы, свитера, - настраивали на неформальное общение в раскованной обстановке. Все экуменисты оказались приблизительно одного возраста - от тридцати до сорока лет. Спадающие до плеч волосы у одних и полагающиеся по возрасту почтительные плеши у других, как ожидалось, не должны были стать существенным препятствием к нашему межхристианскому диалогу. После короткой панической минуты - кафе в гостинице оказалось закрыто - решили двинуться пешком в центр города. Уже изрядно вечерело. Город оделся рождественскими огнями. Мы шли по раскрашенным электрическими гирляндами, елками и светящимися вифлеемскими звездами улицам холодного декабрьского Хельсинки согреваемые мыслью о предстоящей кружке горячего чая-кофе. Но главное, что например заставляло меня шагать быстрее, так это мысль, - как хорошо, слава Богу, что мы все, представители разных христианских конфессий здесь, на чужой финской земле можем собраться вместе. Отложив все дела, приехать из дальнего хельсинкского пригорода как Николай, за десятки километров как о.Виктор Максимовский, а некоторые даже из России. И все это ради того, чтобы хотя бы на микроскопическом пространстве столика в хельсинском кафе - преодолеть наконец вековечные разногласия между нашими конфессиями во исполнение слов Христа обращенным Им к своим ученикам: “да будут все едино”. Действительно, мы слишком часто забываем, что Христос основал одну Церковь. И сегодня, две тысячи лет спустя, когда христиан развели по их окопам вековечные догматические разногласия, вражда, недопонимание, страхи, гордыня иногда даже братоубийственное кровопролитие, мы вот идем по этим хельсинским булыжным мостовым чтобы за кружкой чая исполнить заповедь Христа о единении всего Его учеников.


Наконец пункт базирования найден. Это оказалось уютное кафе, с неизменными атрибутами финского общепита - душистым запахом кофе, вежливым обслуживанием. И весьма ощутимыми ценами. Хозяйка заведения, кстати, оказалась русской. Русскую речь в Хельсинки вообще слышишь постоянно. Здесь полно не только наших туристов, но и эмигрантов, людей приезжающих из России на сезонные заработки. “Чаепитие” на деле оказалось кофепитием, а кое-кто заказал себе даже бокальчик пива (по благословению православного батюшки, разрешившего автору эту слабость как путешествующему).


Пока я щелкал фотоаппаратом, пастор Виктор Благинин, о.Виктор Максимовский, Николай Рисак и Андрей Мотынга как “коренные финны” успели оживленно обсудить погоду, дела на работе, цены в Хельсинки на наиболее популчрное местное блюдо - пиццу. Пицца здесь кстати - главное “национальное” блюдо. При цене 6-7 евро, она в отличие от продаваемых в России под видом пиццы тощих лепешек с редкими вкраплениями сыра - толстенная и почти метр в диаметре. Про вкус и говорить не буду. При вкушении аппетитной финской пиццы, временами начинаешь всерьез подумать - не перебраться ли в эту страну на постоянное место жительства.


Приближалось Рождество, поэтому первым из экуменических вопросов стало налаживание совместных мероприятий с целью максимального охвата русскоязычной диаспоры. Андрей Мотынга предложил о.Виктору Максимовскому сделать цикл православных передач у него на IRR TV Kerava. Для консервативного пятидесятника, это был довольно смелый ход. Но и отец Виктор в долгу не остался. Он мужественно воспользовался приглашением и пообещал обязательно приехать на радио в Кераву (хотя ехать от его дома несколько десятков километров). Андрей поведал, что предшественником IRR TV во времена “холодной войны” была христианская пятидесятническая станция, которая вещала из Финляндии на коротких волнах на СССР сквозь советские “глушилки”. В те времена, как говаривал мне известный советский диссидент, узник ГУЛАГа - игумен Варсонофий (Хайбулин): “христиане всех конфессий были братьями и сестрами”. Кстати, о.Виктор Максимовский, большой друг игумена Варсонофия, и приезжал к нему в гости в глухой владимирский приход. Вот она, экуменическая “народная дипломатия” в действии. Хотя Финская Православная Церковь и Московская Патриархия находятся в довольно натянутых отношениях, батюшки-единомышленники обеих конфессий не прекращают общаться друг с другом даже хотя и живут в разных странах. При СССР экуменический диалог шел еще дальше. Все - православные, пятидесятники, лютеране, католики (Николай Рисак, кстати, до перехода в православие был католиком) тогда сидели в одних камерах и шли по одним этапам на Колыму. В условиях гонений начинаешь видеть в ближнем иной христианской конфессии уже не врага, а страждущего вместе с тобой единоверца. Но едва репрессии против верующих стали ослабевать, старые разногласия и фобии всплыли вновь. В Москве как рассказал мне знакомый одного известного в 70-е гг. православного батюшки, даже когда РПЦ поддерживала экуменический диалог, этот священник молился так: “Господи, прости меня, что я - истинно верующий, а меня вот, заставляют общаться с этими врагами Христовыми - лютеранами и католиками”. Очень похоже на молитву евангельского “праведного” фарисея в Иерусалимском храме, благодарившего Бога за то, что он “не такой грешник как другие”. Официально русская церковь сейчас вроде как опять начала оживлять экуменический диалог, в том числе с католиками и лютеранами. Но пока это больше имитация диалога, чем реальные дела. Как сказал мне о.Виктор, “до Финляндии эти веяния во всяком случае не скоро дойдут”. Здешнее православное духовенство крайне консервативно и с чрезвычайной подозрительностью относится не только к общению с протестантами и католиками, но и даже со своими единоверцами из Финской Православной Церкви, подчиняющейся Константинопольскому Патриархату.


Касаясь событий в России, собравшиеся на кругом столе выразили озабоченность попытками подменить вселенское по своей сути православие его “этнографическим суррогатом”, когда настоящим русским может считается только православный, а на представителей иных конфессий смотрят как на “агентов Запада”. Случаи погромов молельных домов, запреты на свободную проповедь для протестантов, случаи чиновничьего произвола, часто при активном участии православных батюшек, стали, к сожалению, печальной российской действительностью. “Хотя в Финляндии лютеранство является господствующей религией, но наша Церковь никогда не пыталась воспользоваться своим положением, чтобы препятствовать или как-то ущемлять иные конфессии. У нас даже пятидесятники нынче имеют статус государственной конфессии, не говоря уже о православных, хотя последних здесь и насчитывается всего около 1 процента населения”, - сказал лютеранский пастор Владимир Благинин.


Итогом нашего экуменического чаепития стали договоренности об активном сотрудничестве между живущими в Финляндии русскими христианами, принадлежащими к разным конфессиям. В частности, о.Виктор Максимовский согласился делать материалы на пятидесятническом радио IRR TV. Будут проведены совместные “Русские дни”, направленные на поддержку русского языка и культуры в Финляндии. Запланировано издание межхристианского экуменического журнала с участием православных священников и мирян, лютеран, пятидесятников, баптистов.


Автор (представляющий РПЦ МП), получил приглашение от Адрея Мотынги на “Машину времени” - феерическую Рождественскую постановку для детей в хельсинском пятидесятническом центре. Туда мы отправились на следующий день. Все, даже взрослые были в полном восторге от этого феерического детского шоу. Попрощавшись с Андреем и поблагодарив его за приглашение за фантастическую постановку, мы отправились на встречу с о.Виктором Максимовским, который коротал время поглощая специально приготовленную для него “православную постную пиццу” в одном из хельсинских кафе. К нашему удивлению, православный батюшка не только не осудил нас за посещение пятидесятнического Рождественского вертепа, но и после нашего восторженного рассказа даже благословил нас на то, чтобы размещать объявления о “Машине времени” на православных сайтах, и в создаваемом экуменическом журнале. “Если это усилит веру среди наших православных детей, то почему бы им не посетить превосходную Рождественскую постановку, пусть даже и организованную другой христианской конфессией”, - сказал о.Виктор.

В заключение хочу поблагодарить всех участников “экуменического чаепития” за теплую встречу в Хельсинки, и выразить особую благодарность редактору интернет-журнала Uusi Kotimaa Николаю Рисаку (Финляндия), Ассоциации “Духовное возрождение” (Россия) и редактору портала портала Baznica.Info (Латвия) Павлу Левушкану за содействие в организации экуменических мероприятий в Финляндии.

Сергей Путилов, специально для Baznica.Info

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей (0)
цитата ответить 26 Апр. 2014 в 11:56 Василий георгиевич:

у меня в хрестианской Финляндии украли 11 картин с моей персональной выставки в Хельсинки. Какие же вы сволочи финские ворюги

 
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Декабрь 2024

    П В С Ч П С В
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5