Христианский театр – особенный. Это доказал прошедший 18-24 февраля фестиваль “Святая Мистерия”, на который съехались коллективы из 29 городов России, Украины и Молдавии. Свои спектакли на площадке Библейского центра “Слово Жизни” на улице Павла Корчагина (бывший ДК “Гипротранса”) показала 21 театральная труппа. На несколько дней бывший Дом культуры в Алексеевском районе превратился в своего рода театриум, где шли самые неожиданные постановки, которых нигде больше не увидишь.
Цель фестиваля, как отмечают его организаторы, “возрождение церковного театра”. Для этого театры приехали из многих уголков России и из зарубежья для того, чтобы быть вместе, поделиться опытом, секретами мастерства и показать свои новые работы. Фестиваль является межконфессиональным, то есть в нем могут принимать участие театры из православных, католических, а также протестантских Церквей. Очевидно, что организаторы поставили перед собой скорее светскую, чем церковную задачу.
Ведь в представлении широкой общественности христианский театр это вообще нонсенс, поскольку до революции 1917 года актеров вообще хоронили за церковной оградой, и лицедейство у православных считалось греховным. В современной России священнослужители благословляют открытие театральных студий при храмах и Домах молитвы (у протестантов). Ярким примером нового отношения к актерской профессии является отец Иоанн Охлобыстин, ставший православным священником, но не переставший писать сценарии и играть в кино.
Считается, что христианский театр должен говорить только о вере, однако делать это можно разными методами. Оказалось, что верующим режиссерам и актерам намного легче достучаться до сердца зрителя с помощью классической русской литературы. Столичный театр “Левитикон” представил постановку по А.П. Чехову “Студент”, другой московский театр “Свеча”по Л.Н. Толстому “Чем люди живы”, саратовский театр “Если” по А.Н. Островскому “Метаморфозы”, а один из украинских театров по Лесе Украинке на литературном украинском языке.
Кемеровский театр представил собственную остро социальную пьесу “Рамки”, где человек оказывался зажатым в самые различные рамки – общества, милиции, врачей, политиков, голосования за то или за это. Поиск выхода из этой ситуации, в которой оказывается любой человек, живущий на Земле, становится для многих смыслом жизни. Выход каждый должен найти в своей душе сам. Также блистали уже известные российские театры – ярославский “Екклесиаст” и московский “Nota Bene”, известный своей новой трактовкой романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”.
Из ближнего зарубежья отличились два ведущих актера Кишиневского драматического театра, показавшие спектакль “По образу и подобию”. Из Украины были молодежные театры из Винницы, Ровно и Киева.
Один из организаторов фестиваля Савва Старковский, художественный руководитель театра “Левитикон”, полагает, что многие церковные театры уже вполне могут соревноваться со светским – по мастерству, режиссуре, костюмам, сценографиии т.п. Время дилетантов, по мнению Старковского, уже прошло.
Театр “Левитикон” был основан в 2006 году. Его глава Савва Старковский окончил школу-студию Александра Калягина, его любимые режиссеры – Петр Фоменко и Иосиф Райхельгауз, руководитель театра “Школа современной пьесы”. В театре около 10 активистов, 6 профессиональных актеров и режиссеров, но в постановках может быть занято до 70 человек, верующей молодежи. Специфика церковного театра в том, что помимо серьезных спектаклей, актеры делают концерты и спектакли на Рождество, на Пасху, а также, к примеру, к 9 мая для ветеранов.
“Левитикон” был изначально настроен на то, чтобы ставить как русскую классику, так и современные философские пьесы. Помимо Чехова, в театре ставили “Данко и старуха Изергиль”, а также известную пьесу Эммануэля Шмитта “Оскар и Розовая Дама”. Дело в том, что еще в 2004 году Алиса Фрейндлих сыграла этот моноспектакль к своему юбилею на сцене Театра имени Ленсовета. Главный герой Оскар - десятилетний мальчик, умирающий от лейкемии – его и играла Алиса Фрейндлих. У мальчика осталось 12 предновогодних дней, и он пишет письма Богу, которые начинаются “Здравствуй, дорогой Бог!”. В письмах он проживает ту жизнь, которую ему не суждено прожить.
Русский театр, как отмечает Савва Старковский, особенный, потому что тяготеет к внутреннему переживанию и эмоциям. Несмотря на известную фразу о том, что играть надо в “предлагаемых обстоятельствах”, актерская профессия подразумевает, прежде всего, внутреннюю работу над собой. Для христиан, по мнению режиссера “Левитикона”, сочинения Чехова, Толстого, Достоевского – абсолютно правильные тексты, не поддающиеся адаптации. Чехов, к примеру, воспринимается всеми с овациями, поскольку он исследует жизнь до мелочей (”Толстой написал несколько томов, а Чехов две страницы, но об одном и том же”).
Русскую классику воспринимают все, так как большинство зрителей воспитаны в православной культуре. Театр, подчеркивает Старковский, не должен кричать о покаянии, он может помочь человеку увидеть себя со стороны, поплакать и посмеяться. Что касается поисков Бога, то ищущий найдет Бога и в Малом театре, и в Сатириконе, и в театре “Etcetera” Александра Калягина, убежден Старковский.
Нынешний театральный фестиваль стал уже вторым. В 2007 году в первом участвовали православные, католические, лютеранские и другие протестантские театральные труппы. После фестиваля был создан Союз христианских театральных деятелей, цель которого объединить педагогов, режиссеров, актеров, продюсеров, костюмеров и т.д., чтобы поднять христианские театры на профессиональный уровень.
Помимо этого, после участия в общехристианском фестивале православные театры решили проводить отдельный смотр своих театральных студий и групп, которые в настоящее время действуют по всей стране. В частности, это молодежная студия при Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге, театр при московском храме свв. Космы и Дамиана в Шубине (в этом году прихожане храма – артисты московской филармонии показали рождественскую историю), а также уже упомянутый театр “Свеча” во главе с народной артисткой России Ириной Поплавской, где собраны люди из разных христианских Церквей, и многие другие.
Фестиваль выявил массу талантливых актеров и постановщиков, для которых российская культура жива в ее самых добрых и высоких проявлениях. В отличие от многих ультрамодных авангардных режиссеров столицы, церковные театры не ставят перед собой циничных задач – удержать публику, сделать что-то яркое и шокирующее, - в конечном счете они стремятся спасти души людей.
Роман Лункин, Портал–Credo.Ru
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()