По обращению Общероссийского общественного движения “Всероссийское родительское собрание” комиссия экспертов провела юридико-лингвистическое и психологическое изучение представленных мультфильмов из транслируемого телеканалом “2х2” мультсериала “Папский городок”, в рамках поставленного перед экспертами нижеследующего вопроса: Могут ли быть оценены представленные для изучения мультипликационные фильмы как унижающие человеческое достоинство верующих католиков? Для исследования были представлены следующие аудиовизуальные материалы: мультипликационные фильмы “Двойник” (сезон № 1, выпуск № 1) и “Поездка” (сезон № 1, выпуск № 9) из мультипликационного сериала “Папский городок” (“Popetown”).
Результаты проведенного исследования
То, что в представленных мультфильмах средствами художественного выражения изображены именно Римская католическая церковь, именно ее предстоятель Папа Римский и иные католические священнослужители, совершенно четко подтверждается не только названием мультипликационного сериала, но в первую очередь – характерными видеорядами, изображающими специфическое, узнаваемое облачение Папы Римского, католических кардиналов и рядовых священников, узнаваемые очертания комплекса зданий Ватикана, соответствующим звуковым рядом, определенным образом на это указывающим.
Анализ представленных серий мультипликационного сериала “Папский городок” выявляет, что этот сериал (во всяком случае в части, касающейся представленных для изучения серий) посредством использования оскорбительных, клеветнических образов католических священнослужителей, посредством реализации крайне неэтичного приема дисфорического высмеивания католических священников и манипулятивного приема совмещения высокого (представления католиков о своей Церкви) и низкого (приписываемые в мультсериале католическим священникам низменные качества и уничижительные сцены этого мультфильма), а также посредством использования культурно пониженной лексики формирует крайне негативное, нетерпимое отношение к Римской католической церкви и целенаправленно злостно унижает человеческое достоинство верующих католиков.
Представленные в мультсериале образы католических священнослужителей, негативно, уничижительно изображенных, с приписанными им гипертрофированными негативными моральными качествами, данным сериалом позиционируются и заявляются как собирательно-типичные для Римской католической церкви, экстраполируются не только на весь клир (всех католических священнослужителей) и на всю Римскую католическую церковь как организацию, но и много шире – вообще на всех католиков.
Сюжетная линия, как таковая, полностью отсутствует, оба мультфильма представляет собой бессвязный поток жестких оскорбительных, издевательских насмешек над католиками. Главная самоцель сюжетов каждого из представленных мультипликационных фильмов – именно и исключительно оскорбление религиозных чувств и унижение человеческого достоинства верующих католиков.
Исследование мультипликационного фильма “Двойник”[1].
Анализ представленного мультфильма “Двойник”, позволяет сделать вывод о том, что в нем Папа Римский изображен в крайней степени уничижения и издевательства над ним, представлен так, чтобы как можно сильнее оскорбить верующих католиков, как можно болезненнее обидеть, задеть их нравственные и религиозные чувства, оскорбить и унизить их человеческой достоинство.
Мультсериал формирует у зрителей ложные и негативные представления о Римской католической церкви и ее священноначалии как о сексуально и финансово озабоченной, психически неадекватной и крайне аморальной публике.
Католические священнослужители в данном мультфильме выставляются психически нездоровыми лицами, беспринципными и безнравственными типами, мракобесами. Католические кардиналы, по сюжету мультфильма, думают и обсуждают только одну тему: где и каким образом посильнее обогатиться в финансово-материальном смысле.
Мультфильм демонстрирует совершенно абсурдное и неадекватное поведение “Папы Римского”, не свойственное в действительности не только Папе Римскому, но и вообще психически нормальному человеку.
Мультперсонаж “Папа Римский” заставляет своего помощника отца Николаса (католического священника) играть с ним в прятки, выдвигая следующее условие: “Кто меня находит, съедает мои носки”. Далее “Папа Римский” прячется в склепе усопшего и совершает там непотребные действия.
Папа Римский выставлен человеком, крайне безнравственно относящимся к детям-сиротам. Персонаж “Папа Римский” говорит: “Сирот я ненавижу”. Позднее он заявляет: “Пойду-ка я вздрючу сироток”.
Посредством приписывания Папе Римскому неподобающего, явно аморального поведения и позволения себе использовать в речи культурно сниженный жаргон авторы мультфильма добиваются снижения уровня интеллектуально-культурного и эмоционального восприятия зрителями образа предстоятеля Римской католической церкви, формирования у зрителей неуважительного, уничижительного отношения к нему и к верующим католикам в целом.
Издевательского характера сцена подмены Папы Римского артистом еврейской национальности и его выходок в образе Папы Римского определенно направлена на возбуждение религиозной ненависти и вражды между католиками и евреями-иудаистами.
Учитывая сказанное, а также все содержание мультфильма “Двойник” в целом, указанный мультфильм обоснованно оценить как явно и заведомо направленный на унижение человеческого достоинства верующих католиков по признаку отношения к религии.
Исследование мультипликационного фильма “Поездка”[2].
В мультфильме “Поездка” реализован приём издевательского ёрничанья над святыми в Римской католической церкви. По ходу сюжета мультфильма осуществляются манипуляции с человеческим скелетом, который персонажи мультфильма именуют “Святой Благотворительностью” и у которого три левых руки (как поясняется, “Господь дал ей” три левых руки, чтобы “она могла собирать вдвое больше” денег). При это персонаж “сестра Мария” использует этот человеческий скелет как игрушку, одеваемую на руку в кукольных театрах и балаганах, “озвучивая” речи “Святой Благотворительности”.
Персонаж “Папа Римский” вновь изображен в совершенно абсурдном виде – то позволяющим себе какие-то дикие, явно ненормальные выходки, то играющим в детские игрушки (по мультсериалу, у “Папы Римского” их очень много), то прыгающим по всему комплексу зданий Ватикана на детской прыгалке.
Показана сцена, где “Папа Римский” во время поездки в автомобиле пинает впереди сидящего отца Николаса. В ответ на его просьбу перестать это делать “Папа Римский” злобно отвечает: “А ты меня заставь, свинорылый”. А затем “Папа Римский” начинает просто биться в припадке истерики, многократно злобно крича на сестру Марию: “Заткнись!”.
В отношении “Святой Благотворительности” “Папа Римский” цинично заявляет: “Этот дурацкий мешок костей тут все место занял своими дурацкими руками”. Сестра Мария ему возражает: “Это – святой мешок костей, Ваше Святейшество”. Ответ Папы Римского: “А мне то чё?! Э! Может, выкинем ее из машины, а потом переедем?” (судя по сюжету – имея в виду наезд колесами автомобиля). Отказ в удовлетворении этой просьбы “Папы Римского” приводит к его еще более бурной истерике и обильному потоку слез из его глаз. Помимо явного издевательского высмеивания Папы Римского, данная сцена направлена на издевательское высмеивание святых в Римской католической церкви.
И в этой, и в предыдущей из исследованных серий показано, как несколько католических “кардиналов” постоянно занимаются пустым времяпрепровождением, плавая на надувных креслах в бассейне прямо в одном из помещений Ватикана. Все вместе они откликаются на обращение “мои безнравственные друзья”. Своими действиями они все время свидетельствуют свою явную и очень серьезную психическую неадекватность. Например, один из “кардиналов” пьет воду из вазы, в которой в это время продолжают стоять цветы, а после того, как он подышал на них своим “несвежим дыханием”, показывается, как они немедленно завяли.
В данной серии “кардиналы” усердно обсуждают, как бы им не вылететь из списка богатейших людей мира и как компенсировать финансовые затраты на доставку им особо целительной воды для их бассейна с другого конца света за счет поступлений благотворительных взносов и перечислений от простых верующих католиков, по существу – планируют совершение преступления, направленного на разворовывание этих средств. А в ожидании и предвкушении этого они “ныряют” в бассейн без воды, что обеспечивает аллюзию к известному анекдоту про психически больных лиц.
Мультфильм представляет католиков в качестве совершенно невежественных лиц, мракобесов. Характерны показанные в мультфильме представления сестры Марии о том, что же именно находится за пределами Папского городка, высказываемые ею отцу Николасу: “За пределами? Туда нельзя! Атмосфера там состоит из ядовитого томатного супа. И там нет людей. Только огромные огнедышащие осьминоги со здоровенными зубами... Я никогда не была снаружи, поэтому я до сих пор жива”.
В следующей сцене показано, как по католическому храму свободно бегает собака, а католический священник, судя по его поведению и внешнему облику, страдающий психическим заболеванием, бегает за ней. Текущие у него при этом изо рта слюни показывают, что он ее хочет или съесть, или сотворить еще что-то с нею явно ненормальное.
По сюжету отец Николас и сестра Мария выезжают с территории Ватикана и ездят по Риму в случайно перекрашенном ими в желтый цвет “папамобиле”. Далее следует сцена общения сестры Марии с чахоточной проституткой. Кончилось это тем, что сестра Мария хвастается отцу Николасу, крутя на пальце крест: “Пятьдесят долларов только за то, что я сделала то, о чем меня попросил милый мужчина на машине”. Ее невразумительные пояснения того, о чем же идет речь, не могут убедить зрителей. Позднее украденный у отца Николаса “папамобиль” превращается похитителем в бордель на колесах.
Трио “кардиналов” продолжает свой циничный разговор, обсуждая фальсификацию скелета “Святой Благотворительности” – “чтобы было, типа, чудо такое”, – цинично поясняет один из “кардиналов”. И все трое с гомерическим смехом вспоминают, как они ранее, по их словам, написали на одной из сторон Туринской плащаницы кощунственную фразу: “Это мы для прикола. Или еще в тот вечер написали на обороте Туринской плащаницы “машинная стирка”. Полный угар!”.
Как считается в Римской католической церкви, Тури́нская плащани́ца – древнее четырехметровое полотно, в которое, по преданию, завернули Тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти. На плащанице, считается, отпечатались лик и тело Иисуса Христа, и она воспринимается как одна из важнейших реликвий христианства. Посредством показанного выше ёрнического высмеивания Туринской плащаницы авторы мультфильма целенаправленно издеваются над религиозными чувствами верующих католиков.
Учитывая сказанное, а также все содержание мультфильма “Поездка” в целом, указанный мультфильм обоснованно оценить как явно и заведомо направленный на унижение человеческого достоинства верующих католиков по признаку отношения к религии.
Вывод. В процессе заключения эксперты пришли к выводу о том, что мультипликационные фильмы “Двойник” (сезон № 1, выпуск № 1) и “Поездка” (сезон № 1, выпуск № 9) из мультипликационного сериала “Папский городок” (“Popetown”) могут быть совершенно обоснованно оценены как унижающие человеческое достоинство верующих католиков.
Руководитель комиссии:
Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор Н.А. Михалева
Член комиссии:
Доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник ФГУ “Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского” Ф.В. Кондратьев
[1] Видеофайл размещен по адресу:
http://rutube.ru/tracks/480436.html?v=2a6a64ae115d9f3018a1bec47c6b28a7&bmstart=72
[2] Видеофайл размещен по адресу: http://rutube.ru/tracks/635985.html?v=a7cabb800b97d3a89e320063f65d6793&bmstart=322
Портал “Нравственность и закон”
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()