02 Ноябрь 2024
 

Вице-президент Ассоциации “Духовное возрождение” Михаил Черенков: «Наше время - это критическая точка разрыва всех традиций»

cherenkov_michiel

24 октября в Ирпене под Киевом начался большой миссионерский форум. Главная тема обсуждений - проблемы миссии церкви в наше непростое время. Мы попросили раскрыть тему кризиса протестантизма на постсоветском пространстве одного из организаторов конференции, кандидата философских наук Михаила Черенкова.

- Почему именно Киев вы выбрали для миссионерского форума? Куда приедут служители из различных стран постсоветского пространства?

- Киев - прародина христианства в наших странах. Отсюда берет начало наша некогда христианская цивилизация. Сегодня именно в Украине сложились уникальные возможности для свободного развития церквей, проповеди, активного социального служения. Здесь можно говорить смело, без оглядки на Кремль или Белый дом. Есть и другие особенности - в странах СНГ сегодня несут служения более 700 миссионеров из Украины. Украина - миссионерская страна и ее влияние распространяется на все постсоветское пространство.

- В пресс-релизе форума подчеркивается кризис в жизни протестантских церквей. В чем он заключается?

- Кризис можно назвать тотальным. Трудно найти хоть одну сторону жизни евангельских церквей, которую не захватил бы современный кризис. Я бы назвал его кризисом идентичности - богословской, литургической, социальной, культурной, политической... На самый важный вопрос “Кто мы - евангельские протестанты” мало кто может дать вразумительный ответ. Отсюда пассивность молодежи, невнятность проповеди, отсутствие видения у лидеров...

- Не секрет, что пробуждение 90-х захлебнулось, не оказав существенного влияния на общество. В чем была причина неуспеха?

- Пробуждение было спонтанным, неосознанным. Мы вошли в новую эпоху по инерции, не давая себе отчета в том, что происходит вокруг и что должны делать мы. В зоне нестабильности любая активность сгодится. Но когда общественная жизнь входит в стабильное русло, уже не приносит эффекта стихийное миссионерство и экстенсивный рост новых церквей. Здесь нужны ясные ответы и продуманная стратегия. Но самое главное, нужны новые люди, лидеры новой эпохи, понимающие ее и даже опережающие ее, имеющие видение от Бога.

- Есть ли уже какие-то идеи - как преодолеть разрыв между церковной проповедью и обществом?

- Говорить на “общем языке”. Говорить о реальных проблемах. Говорить честно. Когда церковь становится клубом “правильных” людей, живущих для себя, то обычный грешный простолюдин обходит ее стороной...

- Но может и не нужно ничего менять? Каждая церковь, в рамках своей традиции, проповедует вещи, которые работали десятилетиями и столетиями. Почему именно в наше время они не должны работать?

- Потому что наше время это критическая точка разрыва всех традиций. Я не вижу не одной традиции, которая сохранила бы свою каноничность и одновременно свою актуальность. Все будет переосмыслено. Вопрос лишь в том, сделаем это мы сами - бережно и с любовью к традиции, либо это сделают критики христианства - сбросят все и сразу “с парохода истории”.

- Наступающий экономический кризис не станет ли временем, когда многие люди смогут оторваться от погони за деньгами и задуматься о вечном?

- Апокалипсис говорит, что люди в своих бедствиях будут лишь ожесточаться. Страшная картина... Думаю, что многое все же зависит от нас - сумеем ли мы привлечь их внимание к вечным ценностям, сможем ли сами сохранить спокойствие, когда наши собственные сбережения начнут испаряться... Людям сложно будет снизить потребление. Последние годы потребности были непомерно раздуты, стандарты жизни неадекватно завышены. Ограничить себя будет очень сложно. Но без такой аскезы, без смирения, самообуздания, человечество ожидает очень скорый апокалипсис.

- Вы немало внимания уделяете так называемому “социальному евангелизму”. В чем его суть и как он может помочь в евангелизации общества?

- Социальный евангелизм в узком смысле - свидетельство миру посредством добрых дел в обществе. Но я убежден, что любой евангелизм социален - направлен не на интересы церкви, но на общество, на нужды людей, их вопросы, их духовные поиски. Социальный евангелизм приходит на смену агрессивной миссионерской методике.

- Но разве не было в 90-е годы работы с социально незащищенными слоями населения? Тогда это привело к появлению печально известной группы “гуманитарных верующих”, которые верили от одной партии гуманитарки до другой. Нет ли и тут такой опасности?

- Риск есть всегда. Но он благородный. “Гуманитарные верующие” или “рисовые христиане”, как их ранее называли в Китае, приходят и уходят. Многие из них приходят с ложной мотивацией, но после меняются и становятся искренними верующими. Мы должны дать шанс всем. Важно еще другое - чтобы люди, принимая помощь, видели в христианах не только благотворителей, но видели в них отражение любви Божьей к каждому человеку. А это уже зависит от нас, христиан, - есть ли у нас что-то большее, чем рис или гуманитарная помощь...

- Еще один бльной вопрос: христианское образование в протестантских церквях. Конфликт между консерватизмом руководства учебных заведений и современными достижениями богословской и философской мысли мешают церкви адевкватно отвечать на вызовы современности. Как можно преодолеть эту пропасть?

- Пропасть преодолеть можно, но не сразу. Должна появиться критическая масса статей, книг, выступлений. Должна появиться стабильная группа творческой христианской интеллигенции. К сожалению, некнижность и подозрительность к науке, в том числе к богословской, стали традиционными для нашего христианства. Большинство пресвитеров могли бы повторить за старцем Филофеем “Я сельской человек, учился буквам, а эллинских борзостей (т.е. “философий”) не учил”.

И это реальная картина жизни нашего народа и наших церквей - “Вышли мы все из народа, дети семьи трудовой”. Но важно понимать свою ограниченность и бороться с ней, важно изучать историю Церкви, знать современные тенденции в богословии. Без преодоления изоляционизма не будет развития богословия, без развития богословия не будет стабильного роста и влиятельного свидетельства Церкви. Будут надсадные усилия, временные успехи, но будущее в полноте его возможностей мы потеряем. Богословие и миссиология как его составляющая остаются вопиющей, но малоосознанной нуждой церквей. Наша молитвенная поддержка всегда с теми, кто трудится на этом проблемном поприще, с теми, кто идет впереди...

Павел Левушкан, Базница.инфо

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Ноябрь 2024

    П В С Ч П С В
    28 29 30 31 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 1