14 Декабрь 2024
 

Сергей Богачук, директор центра социальной помощи и реабилитации детей «Шанс»: «Если мы строим в Украине гражданское общество, это означает, что ... львиную долю могли бы сделать люди сами. Нашему государству нужно помочь» (фото)

bogachuk_sergey_rebenok_lead

Сергей Богачук – это человек, который очень много успевает, и в этом является примером для христиан. Он объединяет в себе много должностей: директор центра социальной помощи и реабилитации детей «Шанс», ответственный евангелист Объединенной Церкви христиан веры евангельской (ОЦХВЕ) Украины, председатель христианской миссии милосердия «Пилигрим». Сергей Андреевич – талантливый проповедник и преподаватель, заботливый отец для пяти родных детей и шестидесяти воспитанников созданных им детских домов. К тому же, Богачук учится в Национальном Университете «Острожская Академия», диплом которого даст ему полное право преподавать христианскую этику в государственных учебных заведениях. Учитывая плотный график служителя, не удивительно, что интервьюировать его пришлось во время одной из очередных поездок. Речь шла о социальном сиротстве и путях решения проблем украинских беспризорных.

- 1 июня весь мир празднует международный день защиты детей. Насколько можно говорить о защищенности детей в Украине, какие категории детей вы считаете незащищенными?

- Сегодня о защищенности украинских детей говорить очень тяжело, поскольку официальная статистика свидетельствует о сотнях тысяч беспризорных детей, как биологических, так и социальных сиротах, то есть сирот при живых родителях. Я считаю, что социальные сироты менее защищены, чем биологические. Если фактические сироты сразу попадают в поле зрения государственных органов, то дети, которые живут в асоциальных семьях, пока попадут в поле зрения соответствующих служб, проходят годы... А годы для таких детей могут отразиться негативно.

- Вы как священнослужитель протестантской церкви каким видите выход из проблемы детской беспризорности?

- Как священнослужитель я понимаю, что нашему государству нужно помочь в этом вопросе, как говорят, «всем миром». Если бы христиане всех вероисповеданий и конфессий мобилизировались и каким-то образом доступными методами помогали, если не родителям, то хотя бы этим детям, то это было, наверное, очень хорошо. Например, на уровне села, или города, или района. На уровне села односельчане, как правило, знают, что творится в семье. Если мы строим в Украине гражданское общество, это означает, что мы можем сами объединяться, сами что-то делать, при определенном содействии государственных органов, но львиную долю могли бы сделать люди сами и, конечно, христианские церкви.

- Что, по-вашему, необходимо изменить в украинском законодательстве по этому вопросу?

- В законодательстве пусть изменяют наши уважаемые депутаты, пусть они думают, а мы им показываем пример, как можно жить. Пусть изучают нашу деятельность, принимают законы и тогда будем жить по законам. Существующие законы нашу деятельность (имеется в виду центр «Шанс» - С.К.) не предусматривают, но и не запрещают.

У нас – законы Божьи, а они лучше законов земли. Пусть депутаты изучают Библию, становятся христианами, и тогда законы в нашей стране будут соответствующие.

- Чем дома центра «Шанс» отличаются от детдомов семейного типа или приемной семьи? Почему вы выбрали именно такой метод? В чем его преимущества?

- В Винницкой области мы, христиане веры евангельской, организовали и зарегистрировали Центр социальной помощи и реабилитации детей. Назвали его «Шансом» - название символическое, означает – детям дается шанс на улучшение своей судьбы. Они могут им воспользоваться, а могут не воспользоваться.

Суть этого проекта состоит в том, что мы своими силами обустраиваем помещение, то есть покупаем в селе дом, создаем оптимальные условия для проживания и дети в количестве до 15 человек воспитываются в обстоятельствах, максимально приближенным к многодетной семье.

Желательно, чтобы дети были разного пола и возраста, и чтобы с ними проживали «мама» и «папа». Если это невозможно – воспитатели. Семья занимается небольшим хозяйством, дети посещают школу наравне со всеми детьми, находятся под наблюдением местных медработников.

Для того чтобы ребенок попал в наше заведение, достаточно заявления опекуна, или отца, или матери, если они есть, заверенного председателем сельсовета. Это для того чтобы все это делалось на уровне органов местной власти, потому что они контролируют ситуацию. Поэтому у нас исключена бюрократическая волокита со сбором документов, согласовыванием, справками и т.д. Мы предлагаем людям наши услуги, и за полчаса ребенок может попасть в «Шанс». Такого ребенка мы сначала посылаем на неделю на обследование в местную больницу. Его осматривают на наличие инфекционных или заразных болезней, вылечивают, если он болен, и уже потом ребенок попадает в наши дома, привыкает к нормальным условиям жизни.

Я убежден, что семейная форма воспитания детей лучше формы воспитания интерната, где всех детей, например, трехсот человек, воспитывают в одном заведении. Я считаю, что такое «воспитание» уродует психику ребенка еще на начальных стадиях, потому что такой коллектив одновозрастной, где сразу определяется лидер и те, кого он заставляет ему служить.

Мне кажется, это неправильно, потому что библейская форма воспитания – семейная. Наш опыт Винницкой области, в частности, центра «Шанс» доказывает, что такая форма воспитания лучше, потому что дети, будучи у нас, не хотят возвращаться в семью. Случается, когда мама или папа стают на путь исправления, улучшает социальные или бытовые условия, то такие дети назад возвращаются, потому что мы родственные связи не разрываем, а стараемся этому содействовать. На область такой проект воспитания детей один. Я знаю, что они есть в Киевской, Полтавской, Одесской областях.

- Сколько детей в данный момент воспитывается в «Шансе»?

- По данным на 2008 год у нас существует четыре детских дома: Ярошевский, Пироговский, Краснянский и Брацлавский. Ярошевский дом, основанный в 2001 году, где проживает 21 ребенок от 2 до 19 лет; Пироговский детский дом, основанный в 2003 году, там проживает 12 детей в возрасте от 3 до 16 лет; Краснянский детдом, основанный в 2004 году, сейчас там проживает 17 детей от 4 до 17 лет; и в 2007 году был основан Брацлавский детдом, где живут 7 детей в возрасте от 4 до 15 лет.

Мы стараемся дать детям специальность. Например, одна девочка оканчивает Гайсинское медучилище и будет медсестрой. Хотя она еще на выходные или на каникулы приезжает на правах ребенка в детский дом. Юля окончила педагогическое училище, и мы ее оформили воспитательницей. Она была у нас ребенком восемь лет, а сейчас – уже воспитательница, сама воспитывает детей. Аналогическая ситуация с Наташей, которая учится в педучилище и на полставки работает у нас воспитателем после занятий.

Мы побуждаем детей к учебе. Есть дети, которые учатся слабенько, но их тоже ждет училище и рабочая специальность. Мы считаем, что это не наихудший вариант для них. В этом году две воспитанницы «Шанса» вышли замуж за хороших людей. Одна из них оформляет документы на опекунство своих братиков и сестрички. Это тоже результат, за который мы благодарим Бога.

- Сколько денег нужно на содержание детских домов «Шанса» в месяц? Откуда вы берете средства?

- Финансы – вопрос сложный, и я нарочно избегу цифр. К нам поступают добровольные пожертвования от граждан Украины, зарубежных граждан и лиц без гражданства. Также юридические лица перечисляют нам деньги. У нас существует правило: мы не просим денег, а молимся Богу, и они сами достаются.

Недавно фирма «Лайф» пообещала нам достаточно весомую сумму денег. Сегодня треть из обещанного уже есть. Они сами приехали, поинтересовались, поездили по домам и сказали: «Мы вам поможем», хотя я их не просил. Наверное, есть еще люди, которые занимаются благотворительностью искренне. Мы общаемся с Международным благотворительным фондом «Отчий дом», и я думаю, что они дали им наши координаты.

У нас нет гарантий, что даже те люди, которые регулярно нас поддерживают, не прекратят благотворительность. То есть мы не заключаем ни одного договора, чтобы кто-то обязался нас спонсировать. Стабильности в этом вопросе у нас нет, и мы, как верущие люди, молимся Богу. И спонсоры, если один не может, другой на его место берется.

- Чем «Шанс» отличается от «Отчего дома»?

- Мы работаем с так называемой группой риска – наш центр стоит на границе асоциальной семьи и улицы. Мы стараемся не пустить ребенка на улицу, потому что перевоспитать ребенка тяжелее.

«Отчий дом» - более мощная организация, и они берут детей из подвалов, люков, теплосетей, детей, которые уже подверглись насилию. Там они проходят полную реабилитацию. «Отчий дом» - организация, у которой мы учимся, ставим в пример, поскольку у них больше опыта и связей.

- Социальные сироты считаются тяжелой категорией детей. По каким принципам вы подбираете персонал для работы с ними?

- Персонал у нас идет работать по желанию. Это люди, которые понимают, что они идут работать не за тем, чтобы заработать денег, поскольку у нас зарплаты очень низкие, а потому, что понимают это как служение Богу. Онпи показывают детям пример христианской жизни. Если дети уже видели негативные проявления человеческой жизни, то в детских домах при христианах-родителях или воспитателях они видят абсолятно другие правила поведения и отношений.

В наших домах господствует атмосфера взаимоуважения, внимательности, любви к Богу и ближнему, и я вижу, что дети за полгода или за год изменяются, у них меняются ценности. Для них христианские ценности становятся важными, они с детства начинают понимать, что есть добро, а что – зло. И это работа воспитателей, очень нелегкая. Такие люди посвятили этому свою жизнь, потому что жертвуют личными планами на жизнь и собственную судьбу. Поэтому, я думаю, эта работа очень важна и дорого Богом оплатится в свое время.

- 2008 год в Украине был объявлен годом национального усыновления. Почему у нас не усыновляют детей так же массово, как в США, например? Почему это не модно среди христиан?

- Мне тяжело говорить на эту тему. Нужно спросить украинских христиан. Я тоже один из них, но работаю в таком направлении. Как правило, христианские семьи многодетные, и, как по мне, им хватает своих детей, биологически родных, хотя я думаю, что такая форма борьбы с детской беспризорностью, наверное, перспективна в будущем.

Я считаю, что со временем не будет ни детдомов, ни интернатов, и возможно, таких центров, как мы устраиваем. Может, будет очередь за детьми, хотя это не очень хорошо, поскольку семьи должны стать или бездетными, или малодетными. Это тоже плохо. Хотя опыт Запада свидетельствует, что там за детьми стоит очередь. Возможно, такое будет и в Украине.

Было бы лучше, если бы не было беспризорных детей, если бы родители воспитывали своих собственных детей в нормальных условиях так, как об этом написано в Библии.

Светлана Кучеренко, ТРК «Пилигрим»

image

image

Фото: Павел Холодницкий, для ТРК «Пилигрим»

Читать это интервью на украинском языке.

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей (0)
цитата ответить 04 Май 2013 в 03:18 андрей николаевич:

хочу пообщятса с.а.богорчуком срочно на духовном попреще

 
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Декабрь 2024

    П В С Ч П С В
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5