К концу этого года мы подходим с финансовым кризисом на хвосте, который к тому же грозно дышит нам в спину. Как кажется, людей больше всего смущает безызвестность, которая связана с многочисленными и разнообразными прогнозами от информационных агентств. В это время мы можем прислушиваться к разным голосам, особенно к тем, которые среди определенного числа финансовых гуру современности не только предсказывали подобную ситуацию с взаимными фондами и крахом банковской системы, но и давали дельные советы, каким образом мы можем обезопасить себя. И даже в чем-то выиграть.
Но есть что-то такое, чего не скажет вам, на мой взгляд, даже Богатый Папа Роберта Кийосаки. Думается, христиане должны помнить Того, Кто дает полную гарантию уверенности, покоя и мира, независимо от того, какой у нас за окном кризис: финансовый или политический.
Сам Кийосаки, нужно признаться, говорит вполне дельные вещи. Люди с детства изучают буквально все в программе школьного образования. Но игнорируют основы финансовой грамотности. Другой западный «патер миллионеров», или, как его еще называют, «Финансовый Моцарт», Бодо Шефер, обращает внимание достопочтенной публики на тот факт, что люди должны для достижения полного счастья достичь финансовой независимости, став богатыми людьми.
Деньги, говорит Шефер (кстати, без фанатизма), являются причиной проблем. Но и радости тоже, добавляет немец. В жизни они должны стать не источником бедствий, но поддержкой. И реальное изменение финансовой ситуации начинается тогда, когда люди начинают сберегать деньги. Иными словами, платить (а платим мы налоги, квартплату, за питание, одежду, транспорт) еще и самим себе.
Еще раз отмечу, что все эти советы являются весьма практичными и стоящими. Более того, как правильно отмечает Лари Беркит («Наши финансы во времена перемен»), тема финансов по числу упоминаний в Библии находится на втором месте! Как уже было где-то сказано в наших комментариях, Иисус использует тему денег, сбережений, долгов, инвестиций и вложений, удачливых сделок фактически во всех своих притчах (90 процентов!) Проблема финансов не дает людям покоя со времени грехопадения.
Но что же все-таки не договаривает Богатый Папа? Действительно, каждый человек хочет быть богатым, здоровым и счастливым. Но является ли эта триада желаний тесно переплетенной между собой?
Вся проблема в том, скажем банальную вещь, что мы очень слабо понимаем, что же в действительности представляет собой счастье и богатство. А это философская категория. Счастье, разнообразно определяемое, находится у человека в разных областях: в духовной, материальной и эмоциональной. Поскольку люди обладают разным темпераментом, они также по-разному рассматривают свое положение в обществе и имеющиеся под рукой ресурсы. Кто-то хочет быть первоклассным сапожником и видит в своих произведениях труда источник счастья и радости. Кто-то любит варить квас или рисовать картины. Другие посвящают жизнь, чтобы изучать растения и жуков. Другое дело, можно ли на этом заработать? И, кстати говоря, как многие бы подумали, тоже быть от этого более счастливыми.
Богатство подразумевает под собой совокупность ценностей, которые человек сам для себя определяет. Например, для большинства людей это деньги. Следовательно, думают они, чем больше они имеют денег, тем больше они могут считать себя счастливыми. И на этом их ход суждений останавливается.
Но представим, что человек заработал много денег, вернулся из супермаркета с набитым покупками автомобилем и что дальше? Оказывается, что вторым шагом для этого человека будет приглашение своих друзей, чтобы разделить радость сделанных покупок. Люди достигают, как они полагают счастья, но это не конец! Им хочется разделить успех и радость. Значит ли, что деньги – это не цель, а только средство для достижения более совершенной радости?
Действительно, люди хотят общения и признания. Значимости, а не просто богатства. Вспомним человека, который потерял овцу, и женщину, которая потеряла драхму (Евангелие от Луки, 15 гл.) (Я уже не буду говорить о пришедшем обратно к отцу блудном сыне). Когда они нашли то, что искали, они позвали всех своих друзей и соседей, чтобы поделиться радостью! Следовательно, возникает вопрос: всегда ли богатство является основанием для признания и достижения значимости? Радость приходит не от 99 овец, а порой от одной найденной.
В каком-то смысле «проблема» (хотя я уверен, что Кийосаки и Шефер упрекнули бы меня за преувеличение) в том, что, как и многие современные пиарщики и бренд-мейкеры, оба авторы-финансисты говорят людям именно то, что они хотят услышать в первую очередь. Оно-то и понятно. Продавец мороженого хочет продать очень много мороженого; то же самое с сапожником. Людям по законам рекламы хочется даже не какой-то погремушки. Им в первую очередь нужно иметь ощущение от обладания того или иного продукта, какого-то праздника. Ведь люди, между прочим, существа эмоциональные.
Поэтому, когда человек видит на экране телевизора зубную пасту или бурлящий поток прохладительного напитка, он прежде всего желает приобрести тот эмоциональный аффект, который получает покупатель, а уж потом и сам продукт. Кстати говоря – отойду немного от темы – то же самое происходит в головах людей в отношении свадьбы и брака. Многие люди думают об эмоциональных впечатлениях, которые производит замужество или женитьба. Мало кто реально думает о побочных (и не только) «продуктах», которые производит институт семьи.
Кийосаки также мало говорит (хотя, уверен, что сказал бы больше) о тех людях, которые падают на пути к Олимпу финансового благополучия. И не удивительно. Многие подвизаются за то, чтобы сделать финансы своей опорой, а не бременем. Странно было бы, если бы писались книги и статьи о тех многих, кто потерпел фиаско на ристалище. И здесь прав Соломон, который мудро заметил: «И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их» (Книга Екклесиаста 9:11).
Часто в бизнесе везет тем, кто просто попадает в «струю». Это не означает, что все должно быть завязано на везении. Вообще, и тут авторы правы, удача и везение – плохие учителя. Если «простому» человеку дать много денег, он не станет богатым. Поскольку сразу закажет вечеринку! Богатый человек – это тот человек, который имеет способность правильно управлять и распоряжаться ценностями. Это лучшее определение человека, в отличие от тех, кто просто имеет много финансовых средств. То же самое верно в отношении духовности. Мы можем много о духовности рассуждать, но от этого духовными не становимся.
С другой стороны, вернемся к теме, строго мотивированные на успех и благосостояние христиане вызвали бы недоумение у нашего Мудреца: «Не заботься о том, чтобы нажить богатство: оставь такие мысли твои». Важно помнить, что к богатству мы также должны причислить такие ценности как «семья, радость, друзья, отношения, верность, поддержка, любовь...»
Эти вещи, действительно, трудно, а порой невозможно, оценить деньгами соответственным образом. В умах многих людей, когда они думают о деньгах (и я часто сам ловил себя на подобной мысли), это слово вызывает прежде всего ложную ассоциацию: счастье. А эмоции есть нечто такое, что имеет не всегда прямое отношение к жизненной реальности.
Нет. Безусловно, деньги – это нечто лучшее, нежели долги. Но, и это факт, деньги сами по себе не приносят человеку счастье и успокоение. И не стоит думать, что автор этих строк неисправимый моралист. Библия также много говорит о труде, который порождает заслуженную прибыль. Но как много людей в гонке за «зелеными» забывают о том, что кроме работы и денег существуют и другие ценности, которые никогда невозможно заполучить одними только деньгами. Поэтому финансовый кризис, который разразился в нашей стране и за рубежом, вполне вероятно является для многих людей возможностью остаться наедине с собой или в кругу своей семьи и друзей, чтобы основательно подумать о том, о чем Богатый Папа забыл сказать на страницах книги написанной Робертом Кийосаки.
Пророк Аввакум здесь правильно бы скорректировал мысли американского писателя: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Книга пророка Аввакума 3:17-18). У христиан самая главная зона, ответственная за счастье, находится в точке соприкосновения с Вечным Словом.
Виктор Шленкин, сайт ”Баптисты Петербурга”
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()