08 Декабрь 2024
 

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы протестантов. Даже на каверзные

patriarh_kirill!

Некоторое время назад состоялась первая в истории интернет-конференция митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла для протестантов. Сегодня, после избрания митрополита Кирилла Патриархом Московским и всея Руси, передставляется полезным узнать его мнение о взаимоотношении Русской Православной церкви и протестантского сообщества.

- Я знаю, что с точки зрения РПЦ Лютеранские церкви - безблагодатные. А как РПЦ считает: может ли лютеранин спастись без обращения в православие?

- Православие - это не только причастность Церкви через участие в Таинствах, ис-тинность которых подтверждается непрерывностью цепи рукоположений со времен апо-столов, но и не в меньшей степени - целостность веры, образа мысли и жизни. И если че-ловек живет в согласии со своей совестью, идет путем покаяния, всей душой стремится к осуществлению правды Евангелия, то для такого человека дверь спасения не может быть закрыта.

Как Священное Писание (Еф. 5. 23, Кол. 1. 24), так и вера древних христиан сви-детельствуют о том, что Господь благоволил совершать дело спасения людей в Теле Хри-стовом, в Своей Церкви, которая является непоколебимым “столпом и утверждением ис-тины” (1 Тим. 3. 15). Но как может спастись человек вне Церкви, и может ли - это великая тайна Божия, непостижимая для человека.

- Кроме спасения человечество занято еще такими вещами, как наука, культура, про-мышленность, сельское хозяйство и прочее, то есть человечество выполняет опре-деленную работу в материальном мире. Как относится православная церковь к этой деятельности с точки зрения деятельности для Господа, можно ли ее расценить как путь служения Богу для мирянина, или мирянин должен только спасаться и спасать других, а деятельность нужна лишь в минимальных количествах, чтобы не помереть с голоду?

- Давайте определим, что значит “спасаться”. Предполагает ли это слово некий род действий, внешне отличный от других видов деятельности человека? На мой взгляд, в Священном Писании очень четко выражена следующая мысль: совершение спасения сво-ей души - это образ жизни, то есть способ устроения человеческого бытия со всеми его потребностями на основе христианской веры. Апостол Павел в 1-м Послании к Коринфя-нам подчеркивает, что не смена занятий человека угодна Богу, но изменение его отноше-ния к своему занятию и к людям, с которыми общается человек.

Все те сферы, которые Вы перечислили, имеют для человека жизненно важное зна-чение. И их существование оправдано не только заботой о хлебе насущном, но и необхо-димостью развития творческих способностей, данных человеку Богом. Но как же можно развивать таланты, данные Богом, без Бога? Действительно, утренние и вечерние молит-вы, посещение церкви, участие в Таинствах являются важными частями жизни верующе-го. Но почему же и другая часть жизни человека не может быть предстоянием пред Гос-подом? Ведь апостол Павел призывал верующих молиться “всякою молитвою и прошени-ем” во всякое время (Еф. 6. 8). Значит, мы можем обращаться к Богу о вразумлении, как поступить на работе, в семейной жизни и так далее. Когда, например, верующий врач принимает пациента, начав с внутренней молитвы об этом человеке, то, я считаю, он об-ращает свою профессию в дело своего спасения.

- Отношение православной церкви к работе митрополита Антония Сурожского “О призвании человека”. Как понимается православной церковью правильное отношение человечества к Божьему Творению, имеет ли человечество какие-либо задачи по от-ношению к Творению, поставленные перед ним Богом?

- Пользуясь земными богатствами, мы нередко забываем, что они суть Божии. Бог является подлинным Владетелем неба и земли. Основываясь на словах книги Бытия, свя-титель Иоанн Златоуст называет человека лишь домоправителем, которому вверено богат-ство земного мира. Господь дал заповедь первым людям возделывать и хранить мир (Быт. 2. 15). Поэтому человек несет ответственность за него и должен будет дать отчет Богу об обращении с сотворенным Им миром.

- Скажите, пожалуйста, неужели Русская Православная Церковь настолько неуправляема внутренне организация, что в Москве к традиционным протестантам (баптистам, пятидесятникам, лютеранам) одно отношение, а в местных епархиях вплоть до крестовых походов идет борьба с протестантами?

- А Вы думаете, что в Русской Православной Церкви все должны подчиняться ар-мейской дисциплине, и конфликты возникают исключительно по команде? Вопрос, кото-рый Вы затрагиваете, сложный. Каждый конфликт требует внимательного рассмотрения для установления его истинной причины. Вы, видимо, хотите сказать, что столичные пра-вославные проявляют бoльшую веротерпимость. Возможно, и так.

Но это не вопрос “управляемости”, а вопрос, во-первых, духовного просвещения, поскольку на протяжении 70 лет господства атеистического режима люди разучились отличать христиан от сектан-тов. И, во-вторых, мирному сосуществованию и сотрудничеству мешает активный прозе-литизм со стороны некоторых протестантских групп, который вызывает решительный протест со стороны православных. Для многих наших верующих, например, неприемлемо массовое зазывание людей, крещенных в Православной Церкви, на сеансы “исцеления”, сопровождающихся крайней эмоциональной взвинченностью. Так что для разрешения сложных, а подчас и конфликтных ситуаций необходим диалог и желание решить про-блемы мирно, по-христиански, а не приказ из Москвы.

- У меня вопрос по поводу отношений между Православной Церковью и католиками. На про-тяжении долгого времени было слышно только позицию православных. Недавно, после визи-та кардинала Каспера, на сайте “Портал-Кредо” была опубликована статья “В России мы не гости” католика Павла Парфентьева, которая четко и аргументировано заявила позицию верующего католика. Каково отношение Вашего Высокопреосвященства к фактам и аргу-ментам, приведенным в статье, если Вы ее читали?

- Визит в Москву председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера, состоявшийся в феврале 2004 года, вновь привлек внимание российских и зарубежных СМИ к серьезным проблемам во взаимоотношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. К числу наиболее резких и однозначно негативных по отношению к Русской Православной Церкви публикаций от-носится статья Павла Парфентьева “В России мы не гости”. Автор данного материала, приписывающий себя к так называемой Российской греко-католической церкви, подвер-гает критике не только официальную позицию Русской Православной Церкви, но и дейст-вия представителей Ватикана.

“Российская греко-католическая церковь” представляет со-бой небольшую группу представителей интеллигенции, выразивших через переход в ка-толицизм болезненное стремление “реформировать” Православие, а затем игравших про-тиворечивую роль и в Католической Церкви. Эта группа считает себя наследницей той Российской греко-католической церкви, которая была создана Ватиканом после февраль-ской революции 1917 года и задумывалась как инструмент окатоличивания России. С этой же целью Ватикан после прихода к власти большевиков активно пытался наладить кон-такты с ними, искал их покровительства в то время, когда они вели жесточайшие гонения на Русскую Православную Церковь.

Аргументация, приводимая П. Парфентьевым относительно истории и современно-го состояния православно-католических отношений в нашей стране, на мой взгляд, явля-ется более чем спорной, так как представляет собой весьма однобокую и слишком эмо-циональную трактовку различных фактов. Поэтому я не считал бы данную статью ни чет-кой, ни аргументированной. Кроме того, насколько мне известно, выраженные в ней взгляды не отражают позицию всех российских католиков.

Автор ведет полемику в без-апелляционной манере, которая не может способствовать спокойному, объективному рас-смотрению ситуации во взаимоотношениях между Церквами. Убежден, что подобные вы-ступления способны нанести вред православно-католическому диалогу и никоим образом не содействуют улучшению отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами.

- Если вы основываете свое вероисповедание на Слове Божьем, почему в Православии такое большое значение уделяется иконам, свечам и другим образам? Ведь в Библии - живой Бог.

- Традиция использовать различные видимые символы присутствия Божия восходит к глубокой древности. В Библии такими знаками были сооружавшиеся патриархами алта-ри, Ковчег Завета, иерусалимский Храм. Моисей, который записал самые первые строки Священного Писания, получил от Бога повеление изготовить и изображения херувимов, которые должны были служить израильтянам напоминанием о присутствии незримого Бо-га. Собственно, и сама Библия - это тоже икона, образ Божий, написанный словами, а не красками. Язык символов не является каким-то искусственным изобретением.

Потреб-ность в нем коренится в самой двуединой духовно-телесной природе человека - той при-роде, которую освятил свои воплощением Сам Бог. Люди воспринимают окружающий мир при помощи всех пяти чувств, а отнюдь не только слуха, поэтому в практике христи-анской Церкви использование символов и изображений встречается с апостольских вре-мен. Настенные рисунки библейских сюжетов и креста были найдены при раскопках Помпеи, а употребление христианами светильников в культовых целях восходит еще к синагогальной практике. Среди прочих символов можно упомянуть, например, елей, ко-торый употреблялся для помазания больных: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресви-теров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне” (Иак. 5. 14).

Великие богословы первых веков христианства уделяли священным изображениям важ-ное место в жизни Церкви. Так, святой Василий Великий (IV век) писал: “Я признаю изо-бражение Божьего Сына во плоти и святой Девы Марии, Богоматери, которая родила Его по плоти. Я также признаю изображение святых апостолов, пророков и мучеников. Я по-читаю и с благоговением целую их изображения, ибо они переданы нам святыми апосто-лами; они не запрещены; наоборот, мы их видим во всех наших церквах”. В ходе иконо-борческих споров VIII-IX веков почитание священных изображений получило серьезное богословское осмысление. Никейский Собор (787 год) изъяснил, что при почитании икон “честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз”, то есть почитание (которое само по себе следует отличать от поклонения, предназначенного одному Богу), воздается не мате-риалу иконы, а изображенной на ней личности.

Таким образом, существующая в Православной Церкви богатая символика не толь-ко отвечает потребностям человеческой природы, служа проводником к размышлениям о Боге, но и имеет глубокие корни, уходящие в эпоху раннего христианства и еще далее - к самым первым страницам библейской истории.

- Является ли на сегодняшний день Православие и православный фольклор (пасхальные гада-ния, масленица, суеверие, исцеление порчи, ворожба путем православных молитв) одним це-лым? Почему православный клир не наставляет паству верным учением?

- Такие явления как гадание, колдовство, ворожба ни в коем случае не являются “православным фольклором”. Напротив, Церковь с древних времен сурово осуждала по-добную деятельность. Отвечая на Ваш вопрос, заверяю Вас, что православный клир не-престанно наставляет паству верным учением. Достаточно зайти в любой православный храм, чтобы убедиться в этом.

Однако, те люди, которые практикуют различные формы магии, используя православную атрибутику, как правило, не являются воцерковленными православными верующими. Более того, сама их деятельность противоречит учению Церкви. Использование ими молитв и церковных предметов является не более чем при-крытием и средством привлечения людей, для большинства которых авторитет Церкви очень высок.

- Владыка Кирилл! В одном из своих интервью Вы заявили, что мусульмане России не яв-ляются объектом миссионерской деятельности РПЦ. Означает ли это, что РПЦ вообще отказывается от обращения иноверцев в христианство? Другой вопрос, связанный с этой темой. Что Вы называете прозелитизмом? Является ли прозелитизмом обращение в христианство в протестантских церквях людей, крещенных в РПЦ, но не посещающих церковь? Является ли прозелитизмом обращение протестантов в православие?

- Мы не собираемся кого-либо назойливо “обращать”. Наша Церковь непрестанно свидетельствует об истине Христовой. Но человек, обладая Богом данной свободой, все-гда волен делать собственный выбор. Сам термин “обращение” предполагает наличие оп-ределенной стратегии по привлечению людей, уже принадлежащих к иной религиозной традиции.

Прозелитизмом мы называем переманивание верующих одной конфессии в дру-гую. Поэтому обращение в протестантизм людей, крещенных в Русской Православной Церкви, но пока не вполне воцерковленных, является прозелитизмом, поскольку их обра-щают не в некое абстрактное христианство, а в конкретную деноминацию. Если бы про-тестантские миссионеры действительно беспокоились о том, являются ли невоцерковлен-ные люди подлинными христианами, то они с таким же успехом могли бы посоветовать им посещать православный храм. Однако, как правило, они употребляют все усилия, что-бы буквально “затащить” человека в свою общину. Случаи же обращения протестантов в Православие практически всегда являются результатом их личного выбора, а не навязчи-вых усилий православных.

- Ваше Высокопреосвященство, какова официальная позиция Русской Православной Церкви в отношении масонства и, в частности, в отношении действующих в России Великой Ложи и Общества розенкрейцеров. Данные организации зарегистрированы в органах юстиции, но как оценивает их РПЦ: как секты, деноминации, общественные организации или как объединения, по духу своему противоречащие христианству?

- Русская Православная Церковь не запрещает своим чадам вступать в различного рода общественные организации, однако они не должны носить характера тайных об-ществ. Зачастую такие организации предполагают исключительное подчинение своим ли-дерам, сознательный отказ от раскрытия сути деятельности организации перед церковным Священноначалием и даже на исповеди. Церковь не может одобрить участие в обществах такого рода православных мирян, а тем более священнослужителей, поскольку они по са-мому своему характеру отторгают человека от всецелой преданности Церкви Божией и ее каноническому строю.

- Ваше отношение к баптистам? Считаете ли Вы их своими братьями и сестрами во Христе? Действительно ли Вы их любите, или это только слова? Многие церкви евангельских христиан-баптистов из Смоленской области хотят нести Евангелие в больницах, детдомах и т.д., но часто испытывают сильное давление со стороны РПЦ, которая часто не дает трудиться.

- Православные христиане должны относиться ко всем людям, независимо от их ре-лигиозных убеждений, с уважением и любовью, как к своим ближним. Даже в тех случа-ях, когда добрый подход наталкивается на преграду отчужденности и непонимания, нам следует руководствоваться словами Спасителя: “Если вы будете любить любящих вас, ка-кая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?” (Мф. 5. 46-47).

Те из наших ближних и сограждан, кто носит имя христиан, особенно дороги нам, даже если они не разделяют всей полноты веры Православной Церкви. С евангельскими христиана-ми-баптистами нас сближает общая вера в Триединого Бога, в воплощение Сына Божия ради нашего спасения, в богодухновенность Священного Писания.

Однако многое нас и разделяет. Как я уже говорил, Русская Православная Церковь негативно относится к деятельности, сознательно нацеленной на обращение в другую веру тех, кто принял в ней Крещение. При этом мы признаем, что Крещение не снимает с чело-века обязанности осмыслить свое место в Церкви, принимать активное участие в ее жиз-ни. Русская Православная Церковь не может силой удерживать своих членов, сознательно и по личному выбору решивших покинуть ее. При этом мы смотрим на крещенных, но не-воцерковленных людей не как на внешних по отношению к Православию и нуждающихся в обращении, но как на тех, кому особенно необходимы пастырское попечение и под-держка именно внутри Церкви. Когда же к таким людям, часто пользуясь их религиозным невежеством, обращаются с призывом отказаться от православной веры, которая им пред-ставляется в искаженном, карикатурном виде, - мы считаем такие действия неприемле-мыми и противоречащими фундаментальным основам евангельской этики.

Все это не означает, что между Русской Православной Церковью и сообществами евангельских христиан-баптистов невозможно сотрудничество в различных областях об-щественной жизни, таких как социальное служение, патриотическая деятельность, забота о сохранении нравственных норм в жизни народа. Опыт такого сотрудничества у нас име-ется, и мы продолжаем активно развивать его. Так, 15 апреля 2004 года представители Русской Православной Церкви и Российского союза евангельских христиан-баптистов провели совместную конференцию на тему “Роль христианина в современном российском обществе”, в ходе которой православные и баптисты выявили совпадение позиций по многим обсуждавшимся вопросам. Есть основания надеяться, что примеры подобного взаимодействия будут иметь место и в дальнейшем.

- Считаете ли Вы как представитель своей Церкви, что участие в войне несовмести-мо с ношением звания - христианин? Если да, то назовите документ или постанов-ление, согласно которому членам Вашей Церкви запрещалось бы брать в руки оружие.

Война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества - братоубийственной не

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Декабрь 2024

    П В С Ч П С В
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5