Во многих религиозных общинах считается, что верующие, особенно женщины, должны одеваться определенным образом, причем предписанный образец часто очень отличается от обычной современной одежды. Так, считается, что в храм можно приходить только в длинной юбке и платке, в то время как сейчас женщины чаще ходят в брюках, а голову не покрывают: ни то, ни другое давно не считается неприличным.
В свое время на встречах с молодежью митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне патриарх Московский и всея Руси, сказал: «Характерная для некоторых верующих одежда в черно-серо-коричневой гамме, мрачное выражение лица без тени улыбки “не имеет никакого отношения ни к православию, ни к благообразию, ни к достоинству, ни к скромности”, являясь на самом деле “пародией на Церковь, дурновкусием”.
“Насаждая фольклорное, музейное, костюмированное православие, мы словно сигнализируем обществу и человеку о том, что наша вера якобы не имеет никакого отношения к современной жизни. А между тем место православия - на стремнине жизни и в сокровенном обиталище наших чувств”, - отмечал митрополит Кирилл.
Епископ Венский и Австрийский Иларион, отвечая на вопросы радиослушателей, сказал: “Мы не можем выдавать юбку за какой-то важный вероучительный атрибут. Если женщина пришла в церковь без платка или в брюках, то никто не вправе - ни из прихожан, ни из клира, - грубо указывать на это”. “Можно поговорить, объяснить, что у нас в Церкви есть такая традиция - что женщины ходят с покрытыми головами”, - сказал епископ.
“Должна ли религия предписывать своим прихожанам, как им одеваться?” - с таким вопросом корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям разных религий.
Вопрос об одежде давно обсуждается и не теряет злободневности, отметил протоиерей Валентин Тимаков, заместитель главного редактора Издательского совета МП.
“Мне он кажется принципиальным. Православная Церковь придерживается сдержанной, достаточно строгой, - если хотите, классической, - традиции в понимании образа человека, его внешнего вида, скромности и красоты в их подлинном виде, а не показном”, - добавил он.
“Православная Церковь считает, что должен соблюдаться определенный уклад и канон, опирающийся в первую очередь на текст Св.Писания, предписывающий строгое различение мужской и женской одежды, а также указывающий, что женщина должна покрывать голову. Отменять предписанное Писанием мы не можем. Я считаю, что соблюдение этого канона оправдано и целесообразно”, - сказал священник.
“Конечно, нужно учитывать и разницу в ментальности разных эпох, и практические, бытовые реалии, от которых скрыться невозможно. Тем не менее, призывать к соблюдению традиции следует”, - считает он.
“И, конечно, одежда ни в коем случае не должна нарушать приличий. Ведь современная мода часто сознательно противоречит сложившимся нравственным нормам, навязывая вызывающие одежды. Это для верующего неприемлемо”, - добавил батюшка.
“Церковь отстаивает классический образец красоты – красоты духовной, поэтому ее и обвиняют в отсталости. Внешний же вид человека, приходящего в церковь, должен соответствовать духу Церкви. Безусловно, надо проявлять снисхождение к тем, кто традицию нарушает по незнанию или в силу каких-то обстоятельств. Но зачем это делать сознательно и систематически? Есть и другая крайность – выпячивание в одежде и внешнем облике ложно понятого аскетизма, что, в свою очередь, просто глупость и бескультурье”, - заключил отец Валентин.
Одежду нам диктует не устав, а традиция, подчеркнул протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери “Живоносный источник” в Царицыне.
«Установленной «формы одежды» в церкви нет. Христианка-индианка придет в церковь в сари, а христианка-японка – в кимоно. У нас женщины обычно надевают платье и платок. Одежда должна быть скромной, не привлекать особого внимания – вот и весь критерий», - сказал отец Александр.
«Спорят об одежде, как правило, те, кто еще за оградой церкви. Когда церковная жизнь для человека становится органичной, этот вопрос просто снимается», - заключил он. Отец Андрей Постернак
В разные эпохи представление о том, как человек (особенно женщина: на женскую одежду всегда обращают больше внимания) должен одеваться, разное, отметил директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак.
«Так, в XIX в. ни одна женщина не надела бы брюки, а сейчас это повсеместное явление, что свидетельствует, в частности, о том, что женщина стремится во всем уподобиться мужчине», - добавил он.
«И внешний вид, одежда обычно соотносятся с внутренним миром человека. Так, человек внутренне спокойный и гармоничный не сделает прическу в стиле «панк», не оденется фривольно или экстравагантно. Его одежда будет естественной и не вычурной», - считает священник.
«В церковь идут не наряды демонстрировать, а каяться и молиться. Сам человек это должен понимать. Разумеется, для тех, кто пришел в храм первый раз, простительно незнание определенных правил. Со временем должен стать понятен и смысл, и естественность существующих предписаний, которые совсем не запрещают человеку быть красивым, - для чего, впрочем, не обязательно гнаться за модой», - заключил батюшка.
Правила благочиния распространяются на женщин и на мужчин в одинаковой мере, подчеркнул протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ.
«Если неправильно приходить в храм в мини-юбке и прозрачной майке, то так же неправильно приходить в шортах и с голым торсом», - пояснил он.
«Общее правило насчет одежды можно сформулировать так: нужно одеваться таким образом, чтобы не соблазнить собой окружающих. Это «не соблазнить» имеет расширение в две стороны: с одной стороны, не соблазнить вызывающе-модной одеждой, слишком экстравагантной или слишком непристойной, что не пристало православному человеку вообще, не только в храме, - а с другой стороны, не нужно одеваться таким образом, чтобы выглядеть нарочито-благочестиво: это фарисейство», - сказал отец Максим.
«Золотая середина, чувство меры нужны и здесь. И юбка выше пупка, и юбка, подметающая мостовую равно нехороши, как и обтягивающие джинсы или поддевка и смазные сапоги – не то под XIX, не то под XVII в. - для молодого человека. «Ничего слишком» - вот принцип, приложимый и к одежде», - заключил батюшка.
Исмаил-хаджи Бердиев, председатель ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставропольского края полагает, что не соблюдающие предписания Корана в отношении одежды женщины сами себя подвергают греху.
«Женщины, которые приходят в мечеть или в церковь, должны одеваться соответственно, желательно и в быту тоже - от этого будет только польза. Мы говорим об этом своим прихожанам, а мода все равно диктует свое. И если они слушают моду, то тем самым они зарабатывают грех самим себе. Когда тело обнаженное у женщины - это грех, потому как по мусульманскому закону она должна быть вся закрыта одеждой, кроме лица (паранджа - это абсолютно не мусульманская традиция, а просто восточная) и рук.», - сказал он.
Рушан-хазрат Аббясов Рушан-хазрат Аббясов, руководитель международного департамента Совета муфтиев России, напомнил, что предписания о женской одежде содержатся в Коране и изменению не подлежат.
«Существуют определенные правила, которые установлены священным Кораном, а это непосредственно предписание женщине укрывать все части тела, кроме лица и кистей рук. На голове должен быть платок, а одежда должна быть не облегающей и не просвечивающей. Это предписание Корана учит женщину во все времена не только так посещать храм, но и в повседневной жизни таким образом ходить и для нас, мусульман, это принципиально важно», - сказал он.
«Это не значит, что женщины должны одеться в черное и так ходить, как в арабских странах. Сегодня у каждой страны есть своя мода и своя тенденция. Мы неоднократно проводили в Москве выставку-показ мусульманской женской моды. Российские модельеры из Москвы и Казани могут шить красивую одежду, закрывающую все части тела, кроме лица и кистей рук, с учетом российских традиций», - заключил он.
Председатель конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) Зиновий Львович Коган отметил, что в иудаизме существуют разные мнения об одежде верующих. Однако скромность и приличия должны соблюдать и мужчины, и женщины.
«В ортодоксалном иудаизме принято закрывать от солнца практически все тело, кроме кистей рук и лица (это касается и мужчин, и женщин). Кроме того, традиционной одеждой мужчин является черный костюм и белая рубашка, у женщин длинная, ниже колен, темная юбка. Что касается современного иудаизма, к которому принадлежит абсолютное большинство евреев, то он не придает особого значения одежде и в синагогу сейчас можно придти во всем, что пристойно в светской жизни», - отметил раввин.
Кроме того, в ортодоксальной традиции женщина брила голову, когда выходила замуж, и надевала парик. Сейчас так не делают, и женщины носят свои волосы, а мужчины в современном быту могут не носить даже ермолку, ходят с непокрытой головой, если это удобно. Ермолку или кипу обязательно надевают лишь во время богослужения. Ортодоксальные же иудеи носят черные ермолки в обычные дни, светлые - в праздничные. Разные традиции есть у хасидов. Одни носят белые чулки поверх брюк, другие - меховые круглые шапки. Ортодоксальные евреи также носят выходящие за край одежды особые кисти, которые им и окружающим напоминают о соблюдении заповедей, замужние женщины в париках надевают ещё и косынки», - сказал он.
«По большей части это традиция: «Так ходили наши отцы и деды, так же будем ходить и мы». Но большинство евреев во всем мире, которые относят себя к современному иудаизму - для них важно вести себя достойно, справедливо, богобоязненно. Соблюдать те заповеди, какие они возможно. Ты должен помнить слова учителей, ты должен слушать своих родителей, но ты сам принимаешь решение и за него ты ответственен перед Богом. Так что особой формы одежды от тебя требовать никто не может», - объяснил Зиновий Львович.
«Одежда должна соответствовать твоему образу жизни. Традиция – это такой сдерживающий фактор. В этой области возможна модернизация, но скромность и приличие должны соблюдаться всегда», - заключил Зиновий Коган.
Традиции не следует поклоняться, но ее следует беречь, полагает декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, заведующий кафедрой истории миссий, доктор физ.-мат.наук, профессор Андрей Борисович Ефимов. «Когда патриарх Кирилл напоминает, что православие – не в юбках и платках, это вполне понятнои справедливо. Но в наше время, когда все ставится под сомнение - и наша традиция и наши нравственные устои и наша иерархия ценностей, - тем более следует быть внимательнее в том, что касается традиций Церкви», - сказал он.
«Конечно, нельзя выгонять из храма, если человек несоответственно одет. Но те, кто регулярно и от души ходит в храм, должны знать порядок, следовать ему и поддерживать в этом других. Сейчас под угрозой жизнь семьи, все устои расшатаны, и людям внушают, что так и должно быть. Мы знаем, что это не так. Поэтому нужно очень серьезно, но с любовью и творчески относится к тому что накоплено в Церкви столетиями», - сказал он.
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()