Когда речь заходит о создании мира и людей, проповедники говорят: из-за грехопадения Бог выгнал людей из рая. Это действительно факт, что Адам и Ева оказались за пределами своего уютного и прекрасного имения, но давайте-ка все-таки глянем, как там в Слове.
«И изгнал Адама…»(Быт.3:24) Написано: выгнал Адама. А где же Ева? О Еве ни слова. Надо признать, Творец наш повел себя вполне по-джентельменски, но, наверное, не только в этом дело.
Адам, пригорюнившись, пошел… Можно себе представить: где-то там, уже за пределами райских кущей, слепил он себе хижину и начал корчевать сорняки и заросли дикого кустарника, освобождая место для будущего поля, как и надлежало теперь, в поте лица своего. Ева же, теоретически, могла остаться в Едеме. Правда, это привело бы к нарушению еще одной заповеди («Плодитесь и размножайтесь»), но сказав А, по пословице, могла сказать и Б.
Держаться же было за что: прекрасные условия проживания, комфорт, – все, что они, как мы говорим, нажили с Адамом, наверное, никуда не девалось, да и змей, он знал-таки, как подойти к женщине. Кстати, Творец и змея не выгонял из рая. Да и зачем? Что бы он делал там без людей? А «за границей» приоткрывалось практически неограниченное поле для деятельности: помогать новорожденному человечеству познавать зло.
Ева сама пошла. Это и чисто по-житейски понятно: двое юных созданий, невинные, чистые души, они были влюблены, это несомненно. Первая любовь – светлая и прекрасная… Возможно, они и не разлучались, просто Адам взял Еву за руку, и они тронулись вместе навстречу длинной и невероятно трудной истории. Ева пошла за мужем, пошла, в современном понимании, – замуж. Так и потом, в миллионах поколений повторяется то же самое.
Но это уже не так важно для нас, важнее понять несколько странный поступок Творца. Давайте-ка возвратимся к тому эпизоду, когда Ева встретилась со змеем. Похоже, это была не первая их встреча, – вы заметили? – они разговаривают словно старые знакомые. Змей предлагает женщине попробовать запрещенных плодов, а она ему отвечает: «…плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть” (Быт.3:2).
Ева говорит мы, нам не разрешил Бог. Когда это было? А никогда. Бог ни разу не говорил об этих вещах «им». Он говорил Адаму, и это случилось еще до появлению на свет Евы: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16,17). Кто сомневается, может посмотреть еще одно место Писания. Это Быт.3:11. Бог спрашивает Адама: «Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?»
К Еве совсем другие слова. Жена узнала о заповеди Божьей, конечно же, от мужа. Передавая ей слова Творца, Адам присовокупляет и свое собственное дополнение: «не прикасайтесь к ним» (ст.3). Внес такое предостережение и правильно сделал, но, к сожалению, не помогло.
Ап. Павел определяет грех людей как непослушание (Рим.5:19). Думаю, нам важно разобраться, какого рода это непослушание, так как оно бывает разное. Противление, злобное упрямство, когда человеку, как говорится, хоть кол на голове теши, а он делает свое, ¬– это непослушание.
Но бывает и другое: послала мать сына в магазин за хлебом, а он о хлебе забыл, купил себе мороженого. Тоже непослушание, но без зла, без предварительных плохих намерений. Такое непослушание вполне можно назвать безответственностью.
Ни у Адама, ни у его жены зло в сердцах еще не поселилось, они еще хранили в себе огромный запас благодати, но представим себе: работа не обременяет, всего вдоволь, все в раю уже пересмотрено-перепробовано, хочется не то чтобы развлечений, а чего-то новенького, непривычного. А здесь такая привлекательная вещь стоит просто посреди рая.
По-человечески вполне можно понять этих еще неопытных в разных житейских коллизиях созданий. Здесь между ними особой разницы нет. Разница в другом. Господь не лишил Еву живого общения с Творцом, но общие вопросы семейного устройства Он пожелал выполнять через мужчину. А что же Адам? Когда случился грех, и Бог сурово спрашивает, как так вышло, этот муж отвечает: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт.3:12). Давайте вдумаемся! Стараясь переложить всю вину на жену, муж фактически отказывается нести ответственность за свою семью.
Если бы Адам серьезно проникся своей главнейшей обязанностью, то повел бы себя совсем иначе. Не стал бы угощаться отравленными плодами, а взял бы жену за руку и повел к Творцу: «Отче, прости нас, мы согрешили…» И тогда истинно было бы: «одна плоть». Бог непременно явил бы им обоим Свою милость.
Мы к такому не привыкли, правда? Но давайте вспомним, как вел себя хотя бы тот же Моисей. Вот как обращается он к Богу, поднявшись на гору, чтобы получить скрижали Завета: «Если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то… прости беззакония наши и грехи наши и сделай нас наследием Твоим» (Исх.34:9).
Казалось бы, зачем Моисею каяться в том, чего он не совершал? Но он делает это, движимый любовью, преисполненный огромной ответственности за вверенный ему Богом народ. И Господь отводит Свой гнев от Израиля. Образцом высокой жертвенности может служить и Неемия, который возносил в вавилонском пленении такую вот для нас современных верующих несколько странную молитву: «Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили - и я и дом отца моего. Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей и уставов и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему» (Неем.1:6).
Юная Ева хранила в своем лоне все будущее человечество. Взяв на себя ее грех, Адам довольно легко мог повернуть жизнь планеты в другую сторону. Но он этого не сделал. Это сделал второй Адам, как называет Иисуса Христа ап. Павел (1Кор.15:45), Который принял на Себя несравненно большей тяжести грехи, болезни и немощи миллиардов людей, чтобы мы с вами сегодня были свободны и получили надежду на возвращение в рай.
В Новом Завете сказано прямо: «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж» (1Кор.11:3). В определенном порядке Бог показывает этот принцип первым людям, дальше им надлежало внедрить его в свою жизнь, проникшись ответственным отношением к Божьим заповедям. Уже с самого начала Творец обходился с Адамом, как с главой семьи. Ева отвечала за себя, Адам – за всю семью, да и не только за нее.
Именно поэтому на него, как на ответственного, и обрушился гнев Божий большей мерой – собственно, за два греха: один против Бога, второй – против собственной семьи в лице, пока что, одной Евы.
Чтобы научиться жить по заповедям, понадобилась людям целая весьма длинная и трагическая история, конца которой еще не видно. На протяжении ее миллиарды мужчин и женщин канули в вечность, так и не научившись. Что здесь скажешь...
Безответственность и сегодня является бичом всего украинского общества. Никто уже не удивляется, что государственные деятели не придерживаются своих предвыборных обещаний, что города и села завалены мусором, что в магазине ты можешь купить под нужной оберткой совсем не то, на что рассчитывал. Горько наблюдать, но безответственность стоит на одном из первых мест и среди «недостатков» святых в церкви. Сказал сделаю, – не сделал, сказал приду, – не пришел, или пришел на час позже. Собираются совещания, составляются большие планы, а на второй или третий день уже никто о них и не вспоминает.
Тем первым грехом сатана привил человеку одну из характерных черт своей натуры – лукавство. Лукавство, то есть умение найти «веские» оправдания для своих не совсем чистых намерений, для своей бездеятельности и безответственности. Не заглядывая далеко, возьмем упомянутое выше место Писания: «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж». Кое-кто понимает его так: я сказал – она должна делать.
Итак, к детям в школу – она, в ЖЭК – она, ремонт в квартире – она, и так далее и тому подобное, уже не говоря о ее сугубо женских обязанностях – варить, стирать, воспитывать малышей. А муж Божий служит Богу, ему на это требуется время. Не думаю, что Господь в таких обстоятельствах одобрительно «принимает нас такими, какие мы есть». Бог не просто попросил Адама освободить место в раю, он его выгнал, – в гневе и без малейшего сочувствия.
Вспомним, еще раньше, когда Бог поселил Адама в Едемскому саду, Он поручил Адаму «возделывать его и хранить его». Что значит «хранить»? Это отнюдь не быть сторожем возле яблонь и персиков, но прежде всего, нести ответственность перед Богом за вверенное хозяйство.
Наш райский сад – это, в первую очередь, наша церковь. Проходит время, церковь меняется качественно. Сколько сидит в зале сильных, образованных, с солидным церковным стажем мужей, а служителей катастрофически не хватает!
Осознают ли братья свою ответственность за уровень служения, за евангельский труд, за благотворительную деятельность, за финансовое состояние общины, за осуществление уже принятых проектов и за принятие новых, без которых церковь полноценно функционировать не может? В конце концов, осознают ли они, насколько велика потребность «немощных сосудов» (1Пет.3:7) в их духовной поддержке?
Наш сад для нас сегодня – это и вся наша страна. Вот отмечали День Независимости, День Конституции. Не знаю, как в других церквях, а в нашей даже не помолились, не поблагодарили Господа за Его великую милость.
Ведь благодаря именно этой Конституции мы сегодня можем свободно собираться для богослужений, беспрепятственно проповедовать Евангелие. Такие уж мы духовные, такие отделенные от мира! Боюсь, что если бы действительно отделились, то не бегали бы по конференциям, где учат, как стать миллионером. Простая безответственность…
Лукавя, кое-кто находит универсальное оправдание для всей «сильной половины» наших граждан: мы выросли при коммунизме, мы так воспитаны, что за все отвечала партия, мы же только выполняли и просили.
Дорогие братья, пусть так говорят мирские, – с них спросит время. А мы верующие. У нас есть достойный пример для подражания. Это Тот, Кто, будучи по плоти такой же песчинкой среди миллионов душ на земле, как каждый из нас, не побоялся взять на Себя ответственность за все человечество.
У ап. Павла есть такие прекрасные слова: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1Тим.2:8). Понимаю это так: пусть на каждом месте в церкви, где есть такая потребность, будет достаточное количество мужей с горячими сердцами и чистыми руками, с большой верой и сильной молитвой, которые удовлетворили бы давнее желание Бога видеть их перед Собой, преисполненных великой ответственности за церковь, за семью, за страну.
Виктор Котовский, ProChurch.info
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()