12 Декабрь 2024
 

Столетию «сектантов» посвящается

В последнее время все чаще в различных светских средствах массовой информации раздаются голоса против «сектантов», под которыми в большинстве случаев подразумеваются представители протестантских конфессий. При этом общины награждаются еще и нелестными эпитетами вроде деструктивных или тоталитарных.

Однако было бы не верно думать, что термин «секта» - изобретение нынешних журналистов или «сектоведов». Этим емким понятием евангелисты стали называться по меньше мере сто лет назад. Еще в дореволюционной печати наименование «секта» стало использоваться не в своем первоначальном значении (как религиозное направление, отделившееся от основного), а подразумевать негатив. Наиболее часто этим новым отрицательным термином стали пользоваться авторы епархиальных ведомостей, которые выходили по всей стране при различных епархиях Русской православной церкви. «Сектанты» были «совратителями православного люда», «еретиками», «заблудшими» и т.д. Во время Первой мировой войны евангелистов стали называть еще и шпионами, в основном, из-за того, что протестантизм имел в своей основе западное происхождение. Впрочем, масла в огонь добавило и то, что повсеместно в евангельских общинах слышались антимилитаристические призывы, а многие менонитские и баптистские юноши отказались от службы в армии.

В первые годы после установления новой Советской власти представители евангельских христиан получили практически полную свободу. Отчасти это было связано с тем, что новая власть направила все свои усилия по борьбе с религией на православие, отчасти с тем, что некоторые большевистские лидеры видели в протестантах своеобразных религиозных коммунистов. Получив такую свободу, евангельские христиане по всей стране начали бурную деятельность, и их количество увеличилось в несколько раз. Естественно, это встревожило новую власть: в Советском союзе началась мощная антирелигиозная пропаганда, основной целью которой были не православные, а евангелисты. Тогда из недавнего имперского прошлого были и позаимствованы термины «секта» и «сектанты».

Преимущество использования этих понятий было на лицо: во-первых, сами термины уже были «накачаны» в народном сознании негативом, ему стоило только придать нужное направление. Во-вторых, сам термин «секта» очень емкий - здесь нет деления на конфессии или группы, и под этот термин можно «подогнать» практически любую группу христианского происхождения, будь то духоборы, молокане, баптисты или пятидесятники. Термин активно стали использовать пропагандисты, «накачивая» его новым негативом. «Сектанты» периодически появлялись на страницах центральной и местной печати на протяжении всего времени существования Советского союза. Но в конце 80-ых годов общество пересмотрело свои взгляды на религию и, в частности, на протестантов. Тогда со страниц газет практически полностью исчезли «секты», а появились церкви. Общество переживало пробуждение.

Однако уже в середине-конце 90-ых годов вдруг активизировались «секты» (разговор о том, почему это произошло, не является темой данной статьи). Те конфессии, которые вчера были интересными и полезными обществу, вдруг стали тоталитарными и деструктивными. Новые идеологи достали из закромов давно отработанный, «накачанный» негативом и знакомый гражданам термин «секта». Его потребовалось немного подработать под нужды сегодняшнего дня, но в целом он остался неизменным по своей разрушительной силе - теперь под это универсальное понятие подпадают как баптисты, прошедшие со своей страной почти двести лет истории, так и «Аом сенрике». Большинство обывателей, не привыкших отделять белое от черного, спокойно проглатывают предложенный термин, что, естественно, отражается на распространении слова Божьего.

Если рассмотреть все «антисектантские» статьи, написанные в России за последние сто лет, то их тематику можно разделить на три большие группы.

# «Сектанты» - это государственные преступники. Сто лет назад они были заблудшими, совращающими из ограждающей руки матери-церкви. Именно это было излюбленным мотивом авторов епархиальных ведомостей (кстати, тогда вся госполитика выражалась в трех словах: самодержавие-православие-народность). К этой же категории можно отнести и обвинение в шпионаже, а также в контрреволюции.

# «Сектанты» - это изуверы и фанатики, которым чужда наука, образование, прогресс и культура. Особенно этот мотив любили советские агитаторы. Сегодня «сектантов» обвиняют в зомбировании своих адептов.

# «Сектанты» - это лицемеры. Чаще всего под таким соусом в газетах или по телевидению преподносят компромат на лидеров той или иной деноминации. Это было популярно как сто лет назад, так и сегодня.

Заканчивая статью, хотелось бы отметить, что я не идеализирую протестантов, среди которых действительно встречаются и шпионы, и фанатики, и изуверы, да и не чистые на руку люди, но это скорее единичные факты, чем общая закономерность. Но именно эти единичные факты преподносятся в СМИ и других средствах массовой агитации как непременные атрибуты протестантских деноминаций, притом в нашей стране такая политика проводится с завидным постоянством уже на протяжении ста лет.

Маргарита Желновакова, ProBoga.com

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Декабрь 2024

    П В С Ч П С В
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5