Вспоминаю историю исхода из Египта. На протяжении более четырех веков евреи были в рабстве. Ханаан же стал для них “землей обетованной”, землей, где текут молоко и мед. Действительно, Бог обещал эту землю еще Аврааму. Однако не Ханаан как таковой был главным Божьим обещанием. В 33 главе книги Исход описан диалог между Моисеем и Господом. Бог обещает послать Ангела, чтобы тот ввел израильский народ в Ханаан, но предупреждает: “…Сам не пойду среди вас, …ибо вы народ жестоковыйный”. В ответ Моисей возражает: “Если не пойдешь Ты с нами, то и не выводи нас отсюда”.
В этих словах заключена чрезвычайно важная мысль. Ханаанская земля сама по себе уже была чудесным Божьим подарком для избранного Им народа. Это подтвердили и разведчики, возвратившиеся из нее с уникальными плодами (одну виноградную кисть несли на шесте двое здоровых мужчин). И все же главная ценность этой земли была не в фантастической урожайности и не в выгоднейшем стратегическом положении. Главная ценность заключалась в присутствии Самого Бога среди Его народа. Именно оно обеспечивало Израилю мир, безопасность, водительство и процветание. Моисей знал Божье присутствие, как никто другой. Он не хотел менять Дарителя на подарки. Между цветущим и сытым Ханааном без Бога и бесплодной пустыней пророк без колебаний выбирал последнюю.
Интересно: если бы такой же выбор был предложен современным христианам, что бы предпочло большинство? Давайте согласимся: обычно мы избегаем столь резкой постановки вопроса. Наша теология удобно сочетает жизненный комфорт с присутствием Господа. И, на самом деле, выбирать приходится не так уж часто. Не каждому будет предложено миссионерское служение в какой-нибудь далекой стране, где царят нищета и беззаконие. Или служить прокаженным в трущобах Калькутты, как мать Тереза. Или приобрести жилье в негритянском Нью-Йорк Сити, как Билл Уилсон. Или принять Церковь в каком-то, среднем между деревней и поселком, населенном пункте Украины. Или открыть служение в ближайшем онкологическом или туберкулезном диспансере. А, может, в психбольнице? В тюрьме? В отделении для умирающих от СПИДа? Вряд ли в нашем представлении эти перспективы ассоциируются с уютным креслом перед телевизором и субботней партией в бильярд или теннис.
Позволю себе предположить, что для того, чтобы внезапная необходимость подобного выбора не ввергла нас в депрессию, мы должны по-настоящему знать цену Божьему присутствию. Конечно же, отчасти его можно переживать и сидя дома, но гораздо более вероятно вкусить его сокровища там, куда Бог нас позвал.
Моисей вполне мог отказаться от предложения вернуться в Египет и вывести из него израильтян. Давид мог отвергнуть данное Богом царское призвание и продолжать пасти отцовских овец. Гедеон мог не поверить Ангелу Господню, не выступить против полчищ Мадианитян и остаться их рабом. Павел мог остаться фарисеем. Иоанн — рыбаком.
Задумаемся: как бы сложилась их судьба? Возможно, они имели бы успех на профессиональном поприще, в семье, пользовались авторитетом у друзей. Но они никогда не пережили бы той славы, которую приготовил для них Создатель! В старости они не могли бы рассказать внукам ни о каменных скрижалях, на которых писал Сам Бог, ни о рожденных в скинии собрания пророческих псалмах, ни о своих чудесных победах на войне, ни о тысячах спасенных их проповедью грешников, ни о захватывающей дух величественной панораме книги Откровения.
Именно присутствие Божье было и остается источником великих дел и великих судеб, а также центральным обетованием любого библейского завета — соглашения между Богом и человеком.
Вот, например, первый договор между Богом и людьми, заключенный сразу же после потопа: “Потом сказал (Ной): благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему” (Быт. 9:26). В этих словах Ноя выражена сама суть завета: Бог для него — уже не просто Всевышний, Творец неба и земли (в этой идее как таковой не было ничего нового), с этого момента Он — Бог семьи Ноя. Или, как мы говорим теперь, “персональный” Спаситель.
Посмотрим на завет Бога с Авраамом. До 17 главы книги Бытие Бог для него точно так же — просто Господь. Но вот звучат слова завета: “…и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом” (Быт. 17:7-8).
Первым и важнейшим пунктом договора является не земля как олицетворение материального изобилия и обеспечения нужд участников, а Божье присутствие в жизни Авраама и его потомков. Второй пункт, касающийся наследования земли, — не более чем следствие первого. С этого стиха и до последней страницы Писания Бог будет выступать как Бог Авраама и его потомков — Исаака, Иакова и так далее, включая верующих последнего времени.
Итак, Моисей, возражая Богу, отнюдь не проявлял дерзости. Он просто хорошо знал права и обязательства сторон, заключающих завет. Израилю “полагался” не просто Иегова — Создатель вселенной, но Иегова — Бог Израиля!
“Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, … поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом” (Лев. 26:3, 11-12). Это также очень наглядно представлено в языке завета книги Второзаконие. Вот, например, 5, 6 и 7 главы. Они представляют собой часть текста соглашения. Начиная со второго стиха 5 главы (”Господь, Бог наш поставил с нами завет на Хориве”), внимание слушателей явно концентрируется на Господе как Боге Израиля. Выражения типа “Бог наш”, “твой” или “ваш” в 32 стихах пятой главы используются 16 раз, в 25 стихах 6 главы — 14 раз, а в 26 стихах 7 главы — 15. Всего 45 раз в трех главах (по тексту Синодального перевода).
Теперь перенесемся на несколько столетий вперед. К этому времени уже закончатся ханаанские войны, и израильтяне прочно закрепятся на обетованной земле. Анархия и неустройство останутся позади, 12 колен Иакова станут единым еврейским государством. Посмотрим, как понималась главная идея Божьего завета в эпоху царя Давида. Вот как передает ее псалмопевец в Пс. 45:2-8: “Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах, посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их. Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего. Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра. Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля. Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш”.
Ясно, что Иерусалим в представлении иудеев был местом реального Божьего присутствия на земле. Именно поэтому они называли его “градом Божьим” и “жилищем Всевышнего”. Уверенность в своей безопасности евреи основывали на факте Божьего присутствия (”Бог посреди его”), что и гарантировало им Его всемогущее покровительство (”Господь сил с нами”).
Дмитрий Лебединский, ProChurch.info
Глава из книги Дмитрия Лебединского “Возвращение к сути”. Впервые опубликовано в газете ”КАМЕНЬ Краеугольный”.
Все новости
Другие статьи
Календарь // Ноябрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
Комментарии пользователей ()