Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Печально осознавать, что эти слова обращены к нам, к верующим, к христианам. И хотя брат Господень (Галатам 1:19) – потомственный плотник (Матфей 13:55, Марк 6:3), к этому болезненному вопросу Иаков Иосифович Назаретский подходит так, как подобает серьезному врачу.
Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: “до ревности любит дух, живущий в нас”? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иакова 4:1-10).
Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Печально осознавать, что эти слова обращены к нам, к верующим, к христианам. И хотя брат Господень (Галатам 1:19) – потомственный плотник (Матфей 13:55, Марк 6:3), к этому болезненному вопросу Иаков Иосифович Назаретский подходит так, как подобает серьезному врачу.
Симптоматика (проявление заболевания). С Телом Христовым не все в порядке. Оно хронически больно, поражено воспалением, которое постоянно проявляется в виде вражды и распрей.
Анамнез (предыстория). Триединый Бог – единение в одной Сущности Отца, Сына и Духа – создал человека по образу и подобию Своему. Творению было предназначено, возрастая в единении с Первообразом, уподобляться своему Творцу. Лукавый, по сути, предложил человеку то же самое – уподобиться Богу, – но иным путем. Он навязал человеку ложь: ты будешь счастлив, когда получишь то, чего захочешь. В мир вошел грех – божок, живущий в каждом из нас, денно и нощно творящий молитву себе самому: «да будет воля моя». Человек, вместо того, чтобы меняться самому, пожелал самостоятельно, «по моему хотению», решать, что хорошо, а что – плохо; что добро, а что – зло. В результате было не просто разрушено единение человека с Богом и человека с человеком. Была разрушена сущность человеческой личности.
Представьте, ваш знакомый признался, что всем сердцем полюбил некую девушку. «А кто она?», – спрашиваете вы. «170 сантиметров, 62 килограмма, блондинка, глаза голубые», – отвечает пылкий влюбленный. Даже если вы после этого не усомнитесь в искренности чувств своего собеседника, ничего о том, кто же его возлюбленная вам эта антропометрия не сообщит. Вам хочется узнать – откуда она родом, из какой семьи, где работает, каков ее круг знакомств и есть ли в вас с нею общие знакомые, в конце концов – каковы ее отношения с Богом и в какой общине она поклоняется Ему. Лишь все это, в совокупности, позволит вам составить представление о ней как о личности. Недаром, даже классики марксизма были вынуждены признавать, что личность – это совокупность отношений («общественных» – добавляли они при этом, дабы не выходить за рамки комфортных понятий).
Диагноз. Грех разрушает и деформирует личность (отношения с Богом и людьми) как алкоголизм – печень. И хотя Христос освободил нас от рабства греху, нас продолжает терзать цирроз личности – вожделения наши, воюющие в членах наших не дают нам покоя.
Противопоказания. Как это часто бывает при серьезных заболеваниях, главным противопоказанием является самолечение. Боясь радикальных мер, мы прибегаем к «народным средствам» и доктор Иаков указывает на два наиболее распространенных из них – мы можем назвать их «бездуховное» (не имеете, потому что не просите) и «духовное» (просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений).
В первом случае мы хотим достигнуть желаемого так, чтобы Бог не коим образом не участвовал в этих достижениях. Иисус продолжает стучать в двери наших домов, наших офисов, наших церквей, мы же говорим: «Извини, Господи, но желаемое нами вряд ли будет интересно Тебе, мы уж как-нибудь сами». Что ж, по крайней мере, это честно и откровенно.
Во втором случае мы взываем к Господу, готовые принимать от Него блага. Но не те, что Он желает нам дать, а те, что мы хотим получить. “Oh, Lord, won’t You buy me a Mercedes Benz?” – как пела Дженис Джоплин.
Осложнения. Самолечение ведет к осложнениям – внутреннему разочарованию и к внешней нетерпимости. Нетерпимость мы, как правило, проявляем по отношению к другим. Это осложнение принимает разнообразные формы – презрительность, раздражительность, агрессивность и т.п. Разочаровываемся же мы не только другими («они же верующие, как они могли со мной так поступить?!» но и самими собой («Oops, I did it again, – я же твердо решил больше так не поступать, почему же снова это случилось?!». Все, чем или кем мы очаровываемся, кроме Бога, неизбежно приведет нас к разочарованиям. Здесь нет места полумерам: в тварном мире средства от цирроза личности не найти.
Этиология (причина заболевания). Необходимо понимать, что сами по себе наши желания грехом не являются. Бог, сотворивший нас, вложил в нас способность к желаниям на всех уровнях нашего бытия. Так, на уровне телесном, материальном, нам дано желание обладать, и объектом обладания является имущество. На уровне душевном – желание ощущать, и объектом его являются чувства и переживания. На уровне духовном – желание осуществлять, и его объектом является власть. И ничто из перечисленного не греховно само по себе. Наоборот, это воплощение в нас замысла нашего Создателя. Посмотрите, каковы были самые первые заповеди, данные нам: плодитесь, размножайтесь, наполняйте, обладайте, владычествуйте, возделывайте, храните.
Грех извратил наши желания. Он породил такие химеры, как желание обладать человеком, подобно обладанию имуществом; способность владычествовать не храня, наполнять не возделывая и т.п. Он учит нас не сообразовывать свои желания с волей Творца, а распоряжаться ими «по моему хотению». «Вражды и распри – от вожделений ваших, воюющих в членах ваших … убиваете, завидуете, препираетесь, враждуете», – констатирует врач. Наивно удивляться вслед за БГ, – «я не знал, что я участвую в этой войне». Война не прекращалась ни на миг. Лукавому на нас наплевать, он воюет не против нас самих – мы ему, скорее всего, даже импонируем. Его вражда – против Христа, поселившегося в нас. Мы – поле битвы, и бои местного значения идут на всех фронтах, будь-то семья, работа, деньги, секс, отдых.
В этой войне нет нейтралитета. Дружба с миром есть вражда против Бога. Уклоняясь от схватки, мы автоматически оказываемся на стороне врага. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает», – говорит Господь (От Матфея 12:30). Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: “до ревности любит дух, живущий в нас”? Нам кажется, что мы всего лишь ссоримся между собой. Но, враждуя и препираясь с ближними, мы воюем с Богом. Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Каждый наш конфликт, даже самый мелкий – война с Богом.
Назначение. Болезнь сильно запущена и одной таблетки типа «молитвы кающегося грешника» недостаточно. Доктор Иаков назначает нам длительный курс интенсивной комплексной терапии:
1) Покоритесь Богу. Разбирающиеся в греческом говорят, что лучшим (и по смыслу и по структуре) русским эквивалентом слова, переведенного как «покоритесь» было бы «подчинитесь». «Чин» означает ранг, либо порядок; «Под-чинять-ся» – самим поставить себя ниже рангом или сообразоваться с неким установленным порядком. В античные времена это слово употреблялось в военном контексте, когда подразделение поступало в распоряжение командира, либо когда влившийся в марширующую колонну боец подстраивал свой шаг «в ногу» с остальными. В бытовом смысле это слово значило подключиться к выполняемой кем-либо работе, прийти на помощь, сделать чужой труд совместным. Все три аналогии указывают на назначенное лечение – мы должны отдать себя в распоряжение Бога, идти с Ним «в ногу», разделить труд Тела Христова.
2) Противостаньте дьяволу. Писание призывает нас убегать от идолослужения, от сребролюбия, от юношеских похотей, но – не от дьявола. От него не нужно бежать – ему надо противостать, стать против. В особенности – в сфере желаний.
Сегодня мир уже не удовлетворяется теми соблазнами, которые, якобы, способны удовлетворить имеющиеся у вас желания. Он стремится формировать ваши желания, например, – через порнографию или же рекламу, столь внешне безобидную. Цель рекламы – вызвать в вас желание владеть рекламируемым товаром, который до этого вам был совершенно не нужен. Противостаньте. Переключитесь на другой канал. Закройте страницу в Интернете. Откажитесь обсуждать кого-либо, не присутствующего при данном разговоре. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1 Петра 5:8). Если мы противостанем, если будем иметь твердую позицию по отношению ко всем зацепкам лукавого, то со временем будут наши чувства навыком приучены к различению добра и зла (Евреям 5:14).
Надо четко провести черту неприемлемого. Черту, за которой нет места компромиссу. Ведь дьявол не говорит «не покоряйтесь», он говорит «не торопитесь». Писание же безусловно утверждает: противостаньте диаволу, и убежит от вас. Так что если дьявол не убегает от нас, то это потому, что мы не противостоим ему. Он находится рядом с нами, не потому что он сильнее Христа, живущего в нас, а потому что мы пытаемся «сохранять нейтралитет». Но когда мы объявляем ему войну, он не принимает бой, а просто убегает.
3) Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам. Бог стремится приблизиться к нам. Отец бежит навстречу сыну, когда тот еще далеко.
Близость к Богу не ограничивается ежедневной молитвой и чтением Библии. Эти факторы необходимы, но сами по себе они еще не свидетельство близости к Нему. Ведь зачастую мы просто выкладываем Ему, чего нам бы хотелось, благодарим за полученное из ранее поданного списка, и на этом общение заканчивается. Попробуйте так приближаться к жене: благодарю, мол, что накормлен и обстиран; завтра пошли мне с утра завтрак и наглаженную рубашку, а к приходу с работы – горячий борщ на столе; да будет так! Вряд ли это свидетельствует об углублении отношений.
Тому, кто мне близок, я рассказываю обо всем, что меня радует и что огорчает. Без страха и стеснения я могу говорить о всех своих слабостях, ошибках, надеждах, ожиданиях, сокровенных желаниях, зная, что он никогда не осудит, но всегда поймет и поддержит, поможет подняться если я споткнулся и порадуется вместе со мной моим достижениям – даже самым незначительным, – как любящий отец радуется достижениям ребенка.
4) Насколько это в ваших силах – исправьте свои отношения с людьми. Очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль. Нам посчастливилось жить в интереснейший период истории. Мы уже стали гражданами Небесного Иерусалима, но временно продолжаем жить на территории уже павшего Вавилона. Писание называет это время «последнее» и призывает дорожить им, ибо дни лукавы (Ефессянам 5:16). По тому, как мы, Тело Христово, строим свои отношения с людьми, мир судит о нашем Господе. Потому Апостол учит: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Римлянам 12:18). Мы должны не только признавать свою неправоту, сокрушаясь и очищая руки и сердца, но и постоянно делать шаги навстречу своим обидчикам. Ведь единственный способ узнать, насколько возможно с нашей стороны жить в мире с кем-либо – искать мир и стремится к нему.
5) Смиритесь пред Господом, и вознесет вас. Слово, переведенное «смиритесь» буквально означало «не поднимаясь выше уровня земли»; «не выше нулевой отметки», – как сказали бы мы сегодня. И если уж говорить языком математики, то тут не приходится сомневаться: по сравнению с Богом нашей величиной можно пренебречь.
Но стоит нам, признав это, поставить Бога на должное место в своей жизни, Он занимает в ней подобающее Ему место, становится ее частью, поднимая нас до Своего Божественного уровня. Открывая нам Свою славу, Господь действием Духа Своего уподобляет нас Себе (2 Коринфянам 3:18).
Лишь следуя этим путем, мы позволяем Господу подавить в нас очаг всякого духовного воспаления – гордыню, «мать всех грехов». Но путь этот реален. Мы способны идти им благодаря Христу, прошедшему им прежде нас!
Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Филиппийцам 2:6-11).
Путем этим невозможно пройти иначе, как через Крест Христов. Желаете, чтобы Бог вознес Вас? Не стесняйтесь унизиться перед Ним и перед людьми. Таково показание от доктора Иакова к лечению цирроза личности. Таков Божий путь к исцелению.
Сергей Головин, Школа без стен
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()