Тема личного присутствия Бога в жизни человека является центральной и доминирующей во всем тексте Нового Завета. Надо знать, что для праведников Ветхого Завета присутствие Господа, при всех его благословениях, было только внешним, временным и не затрагивало греховной сущности человека. Полнота Бога вынужденно скрывалась за завесой Святого Святых скинии, а позднее — храма: “…и поставлю жилище Мое среди вас…, и буду ходить среди вас и буду вашим Богом” (Лев. 26:11-12).
Многочисленные символические обрядовые действия ветхозаветного богослужения имели одной из своих целей “компенсировать” человеку потерю духовной близости с Богом. Они как бы дорисовывали недостающие черты в образе взаимоотношений между Творцом и творением. Эти образы указывали на нечто большее, потенциально сокрытое в этих взаимоотношениях, но недоступное сейчас. Так, например, кровь жертвенного животного сама по себе не была искупительной; она давала прощение грехов, но не могла изменить самого грешника.
Таким образом, она указывала на грядущее совершенство крови Иисуса. Точно такой же была и роль священника скинии. Сам по себе он был обычным грешным человеком, становясь священником по происхождению (колено Левия, семья Аарона), а не благодаря своим личным качествам. Его святость была условной и достигалась соблюдением множества внешних предписаний, “…которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, [относящимися] до плоти, установлены были только до времени исправления” (Евр. 9:10), лишь указывая на истинную святость, доступную человеку только через веру во Христа, но не давая ее.
Условными были и совершаемые в скинии обряды. Это не означает, впрочем, что они не были важными или существенными. Скорее, все эти действия давали необходимую, единственно возможную и максимально достижимую на тот момент человеческой истории степень близости между человеком и Богом. Ветхозаветные обряды предвосхищали священство Иисуса и в дальнейшем каждого Его последователя. Такую же роль играли и другие, важные для храма и совершенно несущественные сами по себе, элементы богослужения: жертвенники, курение фимиама, очистительная вода, елей, ковчег завета, окропление кровью служителей и принадлежностей скинии, праздничные дни и т.д. По определению авторов Нового Завета, все это было лишь “тенью будущего” (Кол. 2:17) или тенью будущих благ, а не самими этими благами, и потому не могло “…сделать совершенными тех, кто приходит” (Евр. 10:1, современный перевод Нового Завета IBS).
В наши дни религия по-прежнему предлагает нам исполнение различных обрядов, наполненных таинственным символическим смыслом, посредничество священников и умерших праведников, получение Божьей благодати посредством “святых” предметов и мощей, посещения целебных источников и т.д. Но все это уже получило свою оценку: ТЕНЬ! Нам все еще предлагается тень, тогда как уже давно открыт доступ к Тому, Кто эту тень отбрасывает. Верой мы наследуем все то, что завещано Божьим детям по условиям Нового Завета! Нам “полагается” Сам Иисус, а не просто знаки, указывающие на Него, Сам Дух Святой, а не рассказы о заслуживших Его трудами и подвигами святых угодниках!
Однако нам также надо понимать, что для правоверных иудеев было жизненно необходимым знать и исполнять установления своего завета. Между тем, именно эта ортодоксальность и привела их в большинстве к отвержению Нового, несравненно лучшего и совершенного, Завета, установленного Иисусом Христом. Даже внутри первоапостольской Церкви было множество евреев, продолжающих судорожно цепляться за ускользающую “тень” и навязывать новообращенным христианам утратившие значимость ветхозаветные предписания.
Дмитрий Лебединский, ProChurch.info
Глава из книги Дмитрия Лебединского “Возвращение к сути”. Впервые опубликовано в газете ”КАМЕНЬ Краеугольный”.
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()