24 Апрель 2024
 

Разрешите подставить другую

Как-то, едучи в метро, я читал Евангелие. Рядом сидела женщина средних лет и все время с любопытством заглядывала в мою книжку. Наконец не выдержала: «Ну что, научились подставлять другую щеку?» Я ответил честно: «Пока нет». Если бы я, покривив душой, сказал да, научился, она, конечно, мне бы не поверила. Совершенно очевидно было, что мнение по этому вопросу у нее давно сформировалось и утвердилось прочно, как дедушка Ленин на своем постаменте. Как у большинства граждан нашей страны, воспитанных при коммунизме.

Когда-то эта заповедь и мне казалась странной и невыполнимой, как и сегодня в устах многих неверующих она является одним из самых сильных аргументов против христианства. Да и верующие, я заметил, частенько предпочитают обходить ее как бы в некотором смущении, особенно когда приходится говорить с мирскими.

Но в Евангелии, друзья, конечно же, нет ничего невыполнимого, и, в принципе, можно разобраться в любом вопросе. Сначала обратим внимание на стиль изложения мыслей Иисуса. Вот Он говорит в Своей Нагорной проповеди (Мт.5:29,30): «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя…» И еще есть места, где Иисус употребляет так называемую гиперболу (сознательное преувеличение с целью достичь большей выразительности). Я не знаю людей, которые понимали бы эти выражения буквально и соответственно поступали. С известной долей уверенности сюда можно отнести и слова Иисуса в ст. 39 той же главы: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Суть же этой гиперболы изложена в том же стихе в предыдущем предложении уже без всякого преувеличения: «А Я говорю вам: не противься злому».

Но и этим не слишком облегчается наш путь к полной ясности. Что значит, не противиться злому? А если тебе действительно, что называется, в натуре хорошенько заехали… Что тогда? Как нам вести себя в таких случаях?

Вот пришли, чтобы взять Иисуса (Ин.18). Петр, как нормальный нетрусливый мужик, выхватил меч и рубанул. Так бы, очевидно, поступили многие из нас, всем нам абсолютно понятны чувства Петра. Но совсем иначе ведет Себя Иисус. Он Сам выходит на встречу стражникам, чтобы не навлекать опасность на учеников, исцеляет раненного раба, успокаивает Петра… Он спокоен. Почему? Во-первых, Он знает Свою миссию и принял решение довести ее до конца. Во-вторых, Он исполнен любви, мудрости и силы.

Вот два духовных уровня: самый начальный – уровень Петра, самый высокий – уровень Иисуса. Между ними длинная лесенка духовного возрастания. Если, не приведи Бог, ты попал в переделку, ты можешь поступить как Петр «по удостоверению своего ума» (Рим.14:5). Если поднялся выше, то можешь сдержаться, успокоившись мыслью: «Ничего, он, подонок, свое получит» («Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим.12:19).

Это не слишком высокая ступенька, поскольку для Бога важны не так наши действия, как состояние нашей души, и если ты, утершись, отошел от врага, но в мыслях видишь его в глубоком нокауте или с большущим бланшем под глазом, то тебе еще много надо трудиться. Но ты растешь и, наконец, дорастаешь до заповеди: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21).

А потом и вершина твоих титанических трудов: «Любите врагов ваших» (Мт.5:44). Достигнув этого уровня, ты будешь не только знать, но и верить в то, что ничего с детьми Божьими не происходит случайно, что все, допущенное Богом, верующему на благо. Мудрость свыше и Божий мир в сердце помогут тебе увидеть духовную внутренность твоего обидчика, его состояние – состояние раба сатаны, и проникнуться глубоким сочувствием к этому несчастному.

Как ты можешь «дать сдачи», если в сердце твоем нет зла? Ведь чтобы ответить на удар ударом, нужно воспламениться гневом! А у тебя его нет. У тебя «мир, который превыше всякого ума» (Фил.4:7) и никаких вредных эмоций, и все помышления твои, они уже во Христе Иисусе. Он в тебе и ты – в Нем. И вести себя как благородный рыцарь, который превыше всего ставит свою честь, ты уже не можешь. Не можешь, что бы ни думали о тебе твои знакомые девушки, что бы ни говорили о тебе окружающие. Если ты смирился и простил твоего злодея, то ты уже и подставил другую щеку.

От обиды ты тоже не будешь мучиться, потому что и гордости такой у тебя уже не будет: пусть хоть ударят, пусть хоть плюнут. Но не плюнут, потому что увидят в тебе Христа. А если найдется какой, кто плюнет, то возрадуйся, – ты пострадал за Господа. Но и подумай, полностью ли ты во Христе. И если обнаружишь, что не совсем, то продолжай подниматься выше.

Виктор Котовский, ProChurch.info

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Апрель 2024

    П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 1 2 3 4 5