17 Август 2017
 

Пастор Церкви Завета о российском пятидесятничестве

Церковь четырехгранного Евангелия или Разговор о том, что Святой Дух действует и в наши дни
“ЧС” уже знакомило своих читателей со многими христианскими церквами. Мы рассказывали об адвентистах, лютеранах, Русской Православной Старообрядческой Церкви, евангельских христианах-баптистах, пресвитерианах. А сегодня наш рассказ о Церкви Христиан Веры Евангельской, которую нередко называют Пятидесятнической. Как раз на нынешней неделе христиане России будут отмечать третий по значимости (после Рождества и Пасхи) праздник - День Святой Троицы. Впрочем, Троицей он называется только в России. А во всем мире отмечается как Пятидесятница.

Как известно из Библии, в праздник Пятидесятницы (так в Израиле назывался праздник первых плодов, праздновавшийся на пятидесятый день после праздника Пасхи) на учеников Иисуса в виде огненных языков сошел Святой Дух. Это явление в День Пятидесятницы не было случайным, как не была случайной смерть Христа в праздник Пасхи. Подобно тому, как Пятидесятница знаменовала собой первые плоды жатвы, так сошествие Святого Духа завершало земной труд Иисуса и было началом христианской Церкви. Неудивительно, что именно схождение Святого Духа является краеугольным камнем церкви пятидесятников.

О том, как возникла Пятидесятническая Церковь, которую в истории нередко называли “Церковью четырехгранного Евангелия”, о ее традициях и особенностях сегодня рассказывает епископ и пастор пятидесятнической Церкви Завета Виталий Максимюк.

ЧС: - Сегодня пятидесятнические церкви по общему числу прихожан вышли на второе место в мире среди всех христианских церквей. По оценкам западных экспертов, в частности такого авторитетного специалиста, настоятеля кафедрального собора в Йерке (Англия) Джона Янга, число католиков в мире составляет около миллиарда человек, а общее число пятидесятников приближается к 600 миллионам. О причинах привлекательности пятидесятнических церквей давайте поговорим чуть позже, а начнем нашу беседу с истории возникновения первых общин пятидесятников.

ВМ: - Поиск большей духовной святости, желание найти силы для победы над грехом было присуще человеку всегда. Но средневековье, со своим мощным религиозным механизмом, подавляло это желание. К тому же недоступность Священного Писания и полная зависимость от католических клириков ограничивали этот духовный поиск. Но внутренний мир человека так устроен, что он всегда ищет Бога. Всегда были люди, которые молились за стенами храма. В разные периоды истории их называли по-разному: раскольниками, еретиками, а потом появилось понятие “протестанты”. Всеми этими людьми двигал тот же поиск Бога.

Предпосылки зарождения пятидесятнических церквей очень обширны. Здесь уместно вспомнить о “движении святости” в XVIII веке. Движение духовного пробуждения в Европе и Северной Америке привело к тому, что проповедники стали уделять особое внимание покаянию и благочестию в жизни христианина. Одним из ярких представителей этого движения был Джон Весли - основатель методистской церкви и автор книги “Краткое описание христианского совершенства”. В этой книге он призывал людей к поиску новых духовных измерений в жизни. Это было в XVI веке. В том же XVI веке священник Мартин Лютер, вывесив знаменитые 95 тезисов на двери католической церкви, и не предполагал, что войдет в мировую историю как реформатор. И что с его именем будет связана история протестантизма. Заглянув глубже в историю мы увидим, что во все века люди искали Бога. ХIII век - Ян Гус, XV век - Моравское Братство и так далее. Таким образом, Пятидесятническая церковь уходит своими корнями глубоко в историю мирового протестантского движения.

Началом же самого движения принято считать излияние Духа Святого на собрание верующих в Лос-Анджелесе в 1906 году. Это излияние не было единственным. До и после этого в разных местах, в Канаде в Торонто, христиане особо жаждали присутствия Бога. Многие и многие люди, пережившие прикосновение Божье во время тех собраний, разъехались по всему миру, неся весть о том, что Бог живой и сегодня действует так же, как это описано в Библии. Так было рождено пятидесятническое движение.

Движение Божье продолжается и сегодня. Продолжается, благодаря тому, что Дух Божий и в наши дни действует так же, как Он действовал в библейские времена. Не случайно за последние 15 лет появилось церквей больше, чем в любой другой период истории. И исследования показывают, что около 90 процентов всех новообращенных христиан сегодня приходят в Богу именно в протестантских церквах.

ЧС: - А что же все-таки происходило на тех собраниях?

ВМ: - Сначала давайте вспомним о том, что произошло в первый праздник Пятидесятницы после вознесения Христа. Наступил день Пятидесятницы, и ученики Христа пребывали вместе. И вдруг внезапно с неба донесся шум, как от порыва ветра огромной силы, и наполнил весь дом, где они находились. И увидели они нечто похожее на языки пламени, которые, разделившись, снизошли по одному на каждого из них. Тогда исполнились все Духа Святого и начали говорить на других языках, получив этот дар от Духа.

Что-то подобное происходило и на тех собраниях. Христиане там переживали крещение Духом Святым. Дух Святой наполнил учеников Христа властью, свободой, силой, смелостью и дерзновением проповедовать людям об Иисусе. И буквально за 20-30 лет эти люди обошли весь Древний мир и распространили Благую Весть о Христе повсюду. Такую же силу ощутили и те, кто пережил крещение Духом Святым на тех собраниях.

ЧС: - Совершенно очевидно, что широкое развитие пятидесятнических общин не могло обойти стороной Россию. Когда первые такие общины появились в дореволюционной России, как жили церкви пятидесятников во времена СССР, и какова ситуация сегодня?

ВМ: - Первые пятидесятнические общины возникли в России в 1907 году в Финляндии, которая входила тогда в Российскую Империю. В Санкт-Петербурге общины пятидесятников появились в 1913 году, а уже в начале 20-х годов церковь распространилась практически по всей России. Особая роль в этом принадлежит Воронаеву, сумевшему объединить разрозненные общины.

В 1926 был создан Всеукраинский союз христиан евангельской веры. К 1927 году в этот союз входили уже 350 общин, но из-за притеснений конца 20-х годов союз был вынужден перейти на нелегальное положение. В 1930 году Воронаев и многие братья были арестованы.

Большое влияние на распространение пятидесятнических церквей в СССР оказал союз христиан веры евангельской в Польше под руководством Шмидта. После присоединения западных областей Белоруссии, Украины и стран Балтии к СССР общины пятидесятников оказались на территории нашей страны. Но в те годы коммунистический режим уже вовсю преследовал христиан. Особенно протестантов. Жесточайшим гонениям подвергались пятидесятники. В силу того, что именно их общины росли чрезвычайно быстро, а также по причине их непонятности для властей.

ЧС: - Как и сегодня?

ВМ: - Как и сегодня. Но в те годы десятки тысяч людей были арестованы, сосланы и погибли в тюрьмах и лагерях. И только в 1944 году ВКП(б) несколько ослабила жесткую опеку над религиозной жизнью народа. В этом же году баптисты и евангельские христиане (то есть все другие протестанты, кроме баптистов) были объединены в союз под названием “Церковь Евангельских Христиан-Баптистов”. В этом же году церковь пятидесятников получила право проводить богослужение в молитвенных домах евангельских христиан-баптистов. Надо сказать, что объединение в один союз не было добровольным. Но власть решила, что зарегистрирует только одну протестантскую организацию. Так что выбора никакого не было.

ЧС: - Как христиане разных деноминаций находили согласие в одном молитвенном доме?

ВМ: - Вы знаете, притеснения очень часто заканчиваются невероятным образом. Вот пример тогда еще советского Таллина. Здесь в заброшенное здание собрали протестантов сразу семи направлений. Семь пресвитеров привели сюда своих прихожан. Разумеется, им было очень непросто понимать друг друга. У них по-разному проходили богослужения, они по-разному молились. А напротив располагалось здание КГБ. И прямо из окон КГБ можно было контролировать все, что делалось в церкви. И через какое-то время противоречия между верующими различных течений отступили. Буквально каждый христианин возжаждал Бога. А закончилось все это совершенно потрясающе! Туда, на это объединенное собрание, излился Дух Святой. В истории этот факт известен как “Таллинское пробуждение времен Советского Союза”. Я был там в те годы и своими глазами видел огромное количество инвалидных колясок, очков, костылей, брошенных теми, кого Бог исцелил так же, как это происходило в Библейские времена... Это было в советское время.

ЧС: - Что же случилось тогда в Таллине?

ВМ: - Сошествие Святого Духа, которое всегда сопровождается, подтверждающими чудесами: исцелением, восстановлением семей, освобождением от алкоголизма и наркотиков и так далее... Сердце человека наполняют радость и мир. Люди, пережившие крещение Духом Святым, уже никогда не будут прежними, Божественный мир, радость и утешение от Святого Духа навсегда остаются в их сердцах. Теперь Христос живет в их сердце! Это нельзя подделать, можно только пережить! Тогда, на тех собраниях в Таллине было необыкновенное присутствие Божье. Огромные потоки людей стекались туда, множество больных были исцелены. Это движение продолжалось несколько лет, пока КГБ не начал препятствовать поклонению верующих.

ЧС: - А как появились церкви пятидесятников в Сибири?

ВМ: - В Сибири и на Дальнем Востоке общины христиан-протестантов поначалу состояли из сосланных сюда братьев. Освобождаясь, они оставались жить там, где прежде отбывали срок. Их жены, дети получали право на воссоединение и приезжали в Сибирь.

ЧС: - В сегодняшней России очень широкий выбор для верующего человека, и тем не менее именно церкви пятидесятников растут быстрее других. Что привлекает людей в эти церкви?

ВМ: - Прежде всего привлекает реальное, ощутимое присутствие Божье на богослужениях. Описать это очень сложно. Вот что сказано в Библии: в присутствии Бога тают горы. Я не думаю, что речь здесь идет о физических горах. Горы проблем, сердца, окаменевшие от предательств, боли, непрощения, размягчаются, тают и восстанавливаются в присутствии Божьем. Человек становится Человеком, происходит его покаяние перед Богом.

Вторая причина - это проповедь на родном, понятном языке, которая побуждает к радости и свободе, к изменениям характера, к лучшему, победе над греховными желаниями. Эти проповеди всегда актуальны и отвечают на нужды людей.

Следует отметить, что у пятидесятников, так же, как у всех протестантов, нет разделения на священников и мирян. Разделение на клир и мир произошло после Никейского собора в 325 году. И после этого никогда уже церковь не была такой, как раньше, как первоапостольская церковь, когда между человеком и Богом не было посредников. Ведь у Иисуса не было должности. У Иисуса была ответственность!

Третьей причиной является живая, идущая от сердца молитва к Богу. Нельзя не сказать и о пасторской заботе и любви. Библия дает нам эталон пасторства, описывая настоящего пастыря, как того, кто оставляет 99 овец и отправляется искать одну пропавшую. Иисус говорит, что: “Овцы знают голос Мой и за другим не идут”. И в наших общинах пасторы знают своих людей по имени, и замечают, когда кто-то из них заболел, попал в беду. Настоящий пастор, не считаясь с собственным комфортом, всегда поспешит на помощь, забывая о себе.
Еще одной причиной привлекательности наших церквей является атмосфера открытости и доброжелательности. У нас отсутствует давление и осуждение. И в такой атмосфере людям находиться комфортно. Мы верим в людей, видя в них то доброе, что вложено Самим Творцом, и побуждая их к любви и добрым делам. Подобные причины можно называть и называть. Для наших прихожан церковь - это семья, в которой любят и принимают каждого таким, какой он есть. Ведь церковь - это не здание, а живой организм, где каждый человек находит свое место.

ЧС: - Готовят ли где-то в России служителей Пятидесятнической церкви?

ВМ: - На территории России действует три теологических института, десятки библейских и сотни воскресных школ. В Библии мы находим примеры того, как Тимофей учился у апостола Павла. Иисус Навин, который повел евреев из пустыни в землю обетованную, безо всякой библейской школы вырос возле пророка Моисея. Этот принцип передачи знания (мастер - подмастерье) остается действующим и сегодня. И помимо получения образования в официально зарегистрированных учебных заведениях люди просто воспитываются возле служителей Божьих. А многие пятидесятнические пресвитеры, пасторы, епископы получают образование в Российской христианской гуманитарной академии в Санкт-Петербурге. Я тоже закончил эту академию.

ЧС: - Протестантские церкви часто характеризуют как разрозненные, совершенно автономные религиозные организации. Есть ли у пятидесятников России какой-то объединяющий союз? Если да, то какое количество церквей и какое количество христиан он объединяет?

ВМ: - Да, в России есть около десяти союзов пятидесятнических церквей. Самый большой союз - это Российская Церковь Христиан Веры Евангельской с центральным офисом в Москве. В этот союз входят около 1 600 общин с числом прихожан более 300 тысяч человек. Следующим по численности является союз РосХВЕ. В этот союз входят около тысячи церквей. Только в Санкт-Петербургский союз пятидесятников входит более двухсот церквей. Все эти союзы между собой очень тесно взаимодействуют.

ЧС: - Есть ли у пятидесятников взаимоотношения с другими христианскими церквами?

ВМ: - Есть, были и будут всегда! Как говорит апостол Павел, у нас один Господь, одна вера, одно крещение. Поэтому мы имеем глубокое общение практически со всеми христианскими течениями, в том числе и с православием. К сожалению, в Новосибирске не типичная ситуация. Здесь группа православных священников агрессивно выступает против пятидесятников. Но во многих городах России у нас с православными налажены не просто взаимоотношения, но и взаимодействия по многим вопросам. Правда, такие взаимоотношения не афишируются. Православные священники опасаются непонимания и гонений.

Другая ситуация во взаимоотношениях с Католической церковью. В Новосибирске католики регулярно проводят общие молитвы, на которых мы молимся вместе с ними.

В Москве, к примеру, наших епископов приглашают в католические храмы для проведения богослужений. Да, общение есть! Я не говорю уже об адвентистах, пресвитерианах, баптистах, лютеранах, методистах, с которыми мы традиционно близки.

ЧС: - Создается впечатление, что в последнее время пятидесятнические церкви России вызывают кое у кого серьезное раздражение. В частности, недавно в Саратове прошла так называемая “антисектантская” конференция “Неопятидесятнические секты: угроза религиозного экстремизма”. Как вы сами оцениваете степень правдивости информации, озвученной на этой конференции, и каковы истинные причины организации подобной, с моей точки зрения, травли пятидесятнических церквей России?

ВМ: - Я не изучал подробно материалы этой конференции, но знаю о ней по выступлениям, высказываниям Новосибирского центра борьбе с тоталитарными сектами при соборе Александра Невского. Читая периодически выпускаемые ими публикации, я могу сказать, что все их материалы о пятидесятнических церквах, по меньшей мере, искажены. Это откровенная ложь и клевета. Я думаю, что за этим стоит незнание (или нежелание знать) очевидных фактов.

Что касается травли пятидесятнических церквей России, то, на мой взгляд, причины нетрудно понять, наблюдая и анализируя религиозную ситуацию в нашей стране. Количество общин христиан веры евангельской стремительно растет. Верующие этих церквей - хорошие работники, живущие с осознанием того, что их жизнь протекает перед Богом. Поэтому им присущи трудолюбие, ответственность, верность семьям, патриотизм. Христиане веры евангельской сегодня проводят мощную социальную работу в стране, помогая государству. Прихожанами церквей становятся люди разных положений и сословий: военные, врачи, студенты, ученые, госслужащие, домохозяйки. Всех этих людей объединяет глубокий поиск Бога.

Безусловно, такое положение дел не остается незамеченным. Вот и появляется грязная, клеветническая, совершенно не обоснованная травля таких церквей. А против кого? Против верующих, против христиан, которые просто искренне ищут Бога. Такая “борьба”, к сожалению, переносит нас в средние века, являясь бедой и позором для христиан. Ведь Иисус сказал: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою”. (Евангелие от Иоанна 13:35)

Можно ответить и несколько иначе. Иисус Христос сказал: “Гнали Меня - будут гнать и вас”. Все желающие жить благочестиво будут гонимы. Нас гонения не пугают. Всякое истинное христианское движение, как показала история, будет гонимо. Мы не будем отвечать подобным образом тем, кто гонит нас.

Все же хочу заметить, что любому, изучающему данную проблему, видно неадекватное отношение именно к церквам христиан веры евангельской. Например, православные храмы воздвигаются почти в каждом районе, а получить участок земли под строительство пятидесятнической церкви очень сложно.

ЧС: - В названии конференции в Саратове говорится о “неопятидесятнических” церквах. Что такое “неопятидесятнические” церкви?

ВМ: - Этот термин придумал так называемый “профессор” господин Дворкин. Сначала он называл церкви, родившиеся в 90-е годы XX столетия в России, “харизматическими”. Позже заменил это другим понятием, подставив к слову “пятидесятнические”, приставку “нео”. Очевидно, в представлениях господина Дворкина и его соратников в пятидесятнических церквах появилось нечто новое. Однако на самом деле пятидесятническое движение, как его ни называй, продолжает стоять на прежнем основании.

Можно предположить, что под неопятидесятниками имеются в виду те церкви, которые появились в России в 90-х годах. На самом деле никаких отличий в вероучении с пятидесятниками у новых общин нет. Единственное исключение, которое можно предположить, это то, что такие церкви возглавили более молодые пасторы. Это привело к большей открытости церквей.

ЧС: - Почему?

ВМ: - Более 70 лет пятидесятники в России подвергались гонениям. Конечно, это наложило отпечаток на пастырей, прошедших через эти гонения. Эти люди очень трудно открывались и верили в изменение режима. И только их дети стали более открытыми. Это породило и некоторые внешние изменения. Раньше проповедники были “комнатными”. А сегодня мы можем открыто проповедовать в больших аудиториях, по телевидению, по радио.

ЧС: - Вы пастор большой церкви и много общаетесь с прихожанами. Какие настроения у них вызывает эскалация нападок на церкви пятидесятников России?

ВМ: - А какие настроения могут вызвать сплетни о вас? Мы не отвечаем злом на зло. К сожалению, для человека непосвященного все это может выглядеть правдой. На население это, конечно, влияет, отпугивает людей. Но каждый из тех, кто знает нас, знает то, как мы живем и что проповедуем, ясно видит: это клевета. И понимает, с какими трудностями в решении самых разных вопросов нам приходится сталкиваться.

ЧС: - Скажите, есть ли какие-то претензии органов государственной власти России, Новосибирской области к деятельности официально зарегистрированных церквей пятидесятников? Я спрашиваю об этом потому, что за последний месяц ваша Церковь Завета дважды упоминалась в одной из новосибирских газет, как опасная “тоталитарная секта”.

ВМ: - С органами власти мы взаимодействуем по различным вопросам, систематически встречаемся с их представителями в нашем офисе. Прежде всего наше взаимодействие направлено на духовное оздоровление общества. За все время существования Церкви Завета к нам со стороны органов власти не было никаких существенных претензий. А поскольку наша церковь является одной из самых крупных протестантских церквей нашего региона, то внимание со стороны властей к нам всегда повышенное. И будь в нашей деятельности хоть малейшие нарушения, подобные тем, о которых говорит “антисектантский” центр, то, поверьте, они тут же были бы преданы гласности.

ЧС: - Нередко в обвинениях пятидесятников сегодня звучат утверждения, будто члены этих церквей попадают в психологическую зависимость от руководства общин, подвергаются мощной психологической обработке, а во время самих богослужений люди катаются по полу, ползают под скамейками, беснуются. Прокомментируйте подобные утверждения.

ВМ: - Чтобы всякий мог найти правильный ответ на этот вопрос, я просто хочу пригласить всех на наше богослужение. Приходите и убедитесь сами, что ничего подобного на наших собраниях не происходит.

ЧС: - Нередко в христианские общины приходят люди с трудными судьбами. Наверное, такие есть и в Церкви Завета. Не называя их имен, можно ли рассказать об изменениях, которые произошли в жизни этих людей, после того, как они приняли в свое сердце Христа?

ВМ: - Я думаю, на этот вопрос лучше ответит одна из старейшин Церкви Завета Ирина Мещерская.

ИМ: - В нашей церкви множество людей, у которых после обращения к Богу кардинально изменилась жизнь. Вот история о женщине, у которой после того, как ее оставил муж, возникла эпилепсия. Конечно, она принимала множество лекарств, и, конечно, эти лекарства не помогали. Ведь эпилепсия считается болезнью неизлечимой. Ее положение было очень трудным, она одна воспитывала двоих сыновей. И в такой ситуации она стала сознательно искать дорогу к Богу. И однажды во время молитвы в нашей церкви исцелилась. Это подтверждено документально. Сегодня она работает помощником технолога на одном из пищевых предприятий. Такую должность человеку с эпилепсией просто не доверили бы. Она и сейчас в нашей церкви. Сюда же приходят и двое ее уже выросших сыновей.

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Календарь // Август 2017

П В С Ч П С В
311 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3