Есть такое интересное место в Евангелии от Марка, которое нигде больше не повторяется: «Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой» (Мк.18:15). Нет сомнения, что была потребность в таком предостережении. Почему, станет ясно, если мы погрузимся в атмосферу того времени.
Пред этим в Мт.22:15,16 говорится: «Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами». Кто такие иродиане? Это, как мы сегодня говорим, «президентская» партия, партия сторонников царя, на которую он опирался в своей политике. О них известно очень немного даже из истории, зато немало известно об их шефе.
Иисус Христос жил во времена правление двух Иродов: Ирода Великого и его сына Ирода Антипы. Первый был груб, коварен и непомерно жесток, но его сын правил несколько иначе. Антипа вел более тонкую и мягкую политику, избегая всякого рода изуверских крайностей, предпочитал решать государственные проблемы путем разных дипломатических хитростей и интриг. Такими же очевидно были и его сторонники, эти самые иродиане: умело лавировали они между римскими властями и народом, ловко сшибая на поворотах себе на кусок хлеба. Представить «политические физиономии» этих людей нетрудно, надо просто купить в киоске газету. Человек-то, в принципе, мало изменился с тех пор, суть политики та же, те же мотивы, те же методы, может быть, только глубже стал цинизм да изощреннее лукавство.
Когда волхвы с востока в простоте спросили Ирода, где родившийся Царь Иудейский, Ирод не на шутку испугался за свой трон и решился на невиданную жестокость: велел «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его». Первым вопросом, который задал Понтий Пилат Христу при встрече, были слова: «Ты Царь Иудейский?» (Мт 27:11) Это и есть суть любой политики.
Деятельность иродиан происходила на бурном политическим фоне. Народ стенал под гнетом империи, жил воспоминаниями о великих вождях, которые выводили Израиля на свободу. Ожидали Мессию-избавителя. Время от времени вспыхивали восстания, их возглавляли энергичные неудачники, называвшие себя мессиями, сыновьями Давида, царями, посланными Богом и т.п. Вся эта мешанина вносила огромную сумятицу в головы людей, но идея о великом царе-освободителе очень сильно владела массами. Когда пришел Иисус и стал творить чудеса, все взоры устремились на Него. «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!» (Ин.1:49) Сам Иисус не всегда разубеждал людей, – как царь Он вошел в Иерусалим, хотя вкладывал в это понятие несколько иной смысл.
Так что и ученики Иисуса не были свободны от пылких надежд своего народа. Вот мать сынов Зеведеевых, будущих апостолов (Мт.20:20). Узнав, что Иисус собирается совершить торжественное вхождение в столицу, – ей было абсолютно понятно для чего, она спешит «забронировать» места в будущем административном аппарате для своих сыновей. В Евангелии от Марка (10:35-45) говорится, что это сделали сами Иаков и Иоанн. Только что Иисус говорил о Своей смерти и воскресении, явно с намерением, чтобы ученики не думали, что Он собирается совершить государственный переворот, но это как-то прошло мимо их внимания, они уже видели себя в креслах вице-премьеров. Господу пришлось несколько остудить Своих соратников: «Кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом».
Если во все это вникнешь, то вполне понятными становятся попытки приверженцев Иисуса «нечаянно взять Его и сделать царем» (Ин.6:15).
Как известно, для духов не существует времени, они не уходят во тьму истории вместе с людьми, но продолжают активно действовать и сегодня. Вот приближаются очередные выборы в нашей стране, в народе накаляются страсти. Не имею ни малейшего желания ни осуждать кого-то, ни даже предупреждать, это сделал Господь еще при жизни Своей, но, думаю, полезно нам всем хоть изредка оборачиваться на наше недавнее прошлое. Все-таки, какой ни какой, а опыт.
Кого мы там избирали прошлый раз? Депутатов в Парламент. Избирательная кампания в разгаре. Вот ездит известный во всем христианском мире пастор, глава большого объединения, и призывает христиан брать власть в свои руки. Нет, не только духовную, но и в буквальном смысле. То там, то здесь появляются христианские партии. И не настораживает организаторов, что прежние попытки прорваться к власти закончились полнейшим провалом. То там, то здесь агитируют голосовать за христианских кандидатов. Некоторые из них даже говорят: мне велел Бог. Не представляю, как бы я смотрел в глаза своим прихожанам, не набрав и полпроцента голосов.
А деньги? Вопрос не пустячный. Пастор-кандидат, конечно, не стал опустошать церковную кассу, да и что он там наскребет? Остается одно: униженно просил финансовой поддержки у своих богатых прихожан.
Мне очень интересно было бы узнать, о чем помышлял уважаемый муж Божий, создавая очередную бумажную партию «под себя»? Не думаю, что он верил, что его творение хоть когда-нибудь может прийти к власти; что он, оставив свою церковь, – а иначе ты не будешь продуктивным как депутат, он улучшит этот грешный мир; что получит большую возможность хотя бы защитить протестантов от нападок и клеветы со стороны мира. Не думаю также, что он не изучил деятельность наших немногих единоверцев, которые не один год находятся на высоких государственных постах и отнюдь не прославились как христиане. Тогда что им двигало?
Мне иногда по-человечески жаль бывает царя Антипу. Ничего плохого Иоанну он, в принципе, не желал, но царя «подставили» коварные родственники, и вошел он в историю как убийца величайшего из пророков. Да и Пилат… Как он бедный старался уклониться от исполнения своей обязанности карать и миловать. Отправлял Иисуса то туда, то сюда, пытаясь как-то избавиться… руки там умывал и прочее.
Но служба есть служба, и долг есть долг. И тоже намертво влип в историю как одиозный палач Самого Спасителя. А ведь это были люди в своих началах, возможно, белее порядочные и честные, чем тот же, к примеру, Иуда. Но попав по воле судьбы в высокие коридоры государственной власти… Не будешь же ломать стены, даже если с чем-то и не согласен, так ведь? Да и не позволят.
Ну вот, скажет кто-нибудь из читателей, опять нас зовут в катакомбы, отгородиться, отмежеваться, закрыть глаза и заткнуть уши, а страна пусть гибнет. Вовсе нет. Я вовсе не против политики, но политики с несколько иной окраской. Иисус не стремился ни в члены синедриона, ни в заместители к Ироду, но собрать большую массу народа, дать ему идеологию и повести его за собой, это уже политика, очень большая политика. Это сила, с которой невозможно не считаться. А считаться значит принимать какие-то ее условия, в чем-то идти на уступки, удовлетворять определенным ее требованиям. Там, где есть хоть какие-то начатки демократии, где идет борьба за избирателя, это срабатывает. И можно оставаться самим собой, и не надо унижаться, наклеивая свое одухотворенное изображение на столбах и заборах.
Есть множество способов объединить наше распыленное христианство, но, как усмехаются некоторые, нет ни одной возможности. Нашлась бы. Но ведь здесь нужно работать, от многого отказаться, многое поменять, прежде всего, в себе самом. И примириться с мыслью, что после всех твоих титанических и очень неблагодарных трудов ты можешь и не сесть в высокое кресло, с таким трудом воздвигнутое тобой же.
Разве не большая политика – изменить страну? А мы можем это через молитву. Молитва единства, ну хотя бы половины наших христиан, могла бы сдвинуть горы в нашем крае. Объединившись духовно, мы могли бы совершить во много раз больше для своего народа, чем самый мудрый президент или премьер-министр. А ведь это самая настоящая политика.
Много можно было бы осуществить и дел помельче, но не менее важных для общества. Добиться, например, открытия теологических факультетов в университетах, отвоевать в школах у дарвинизма место для преподавания креационизма, развернуть в стране вместе с общественностью программы борьбы с эпидемией СПИДа, детской беспризорностью, открыть христианские госпитали, дома для престарелых и многое, многое другое. Вот политика, которую, несомненно, благословил бы Иисус. Но ни отдельным церквям, ни даже существующим объединениям в одиночку это не под силу.
Обидно, что мы не можем хоть как-то объединиться. А у них таки получается и неплохо. «Тогда фарисеи… посылают к Нему учеников своих с иродианами…» Вот уж чего трудно было ожидать! Националистически настроенные фарисеи и коллаборанты иродиане!
Не удивляйтесь, друзья. Наше яркое сегодня способно объяснить даже тайны тысячелетней давности. Вспомните о тесном взаимодействии коммунистов и одной из наших исторических церквей. Они и сейчас неразлейвода.
И это несмотря на то, что представители «самой правильной» партии отправили совсем недавно – в ад или в рай, не берусь судить, тысячи священников и миллионы прихожан «самой правильной» религиозной конфессии. Феномен этот объясняется довольно просто. Президент Беларуси сказал однажды о себе – как всегда точно и афористично: я православный атеист. Вот так несоединимое и соединилось.
Здесь, пожалуй, уместно будет вспомнить, что первым, кто предлагал Иисусу высокие мирские должности и, соответственно, огромные материальные блага, был сатана: «Берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мт.4:8,9). Так что побережемся, друзья, закваски Иродовой.
Виктор Котовский, ProChurch.info
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей (0)
Отличная статья! Прошу автора - Виктора Котовского - откликнуться (.(JavaScript должен быть включён для просмотра email адреса)). Хотела бы перепечатать статью в нашей газете.
Зам. главного редактора “Международной христианской газеты”
Татьяна Головина
http://www.titel.ru
с автором статьи согласен отчасти... Поддерживаю, что пастыри не должны оставлять церкви и идти в депутаты. Это должны делать члены церкви, призванные в политику, как существуют христиане, призванные в бизнес.