22 Февраль 2018
 

“Аватар”: Евангелие постмодернизма

Наблюдая за «раскрученными» фильмами последних лет, меня не покидало ощущение одной и той же идеологии, стоящей за этими «шедеврами» современности. «Матрица», «Гарри Потер», «Хроники Нарнии» «Шрек», «Аватар» и др. Многие скажут: «это просто современное кино, просто кассовый фильм, классные спецэффекты и графика». Однако. Почему в этих и подобных суперфильмах реальный мир – зло, а несуществующий – добро? Почему люди – зло, а уродливые и демонические существа – добро? Почему магия, колдовство, уничтожение людей ради спасения мифических существ – добро, а обычный (реальный) человек - зло?

Может, случайно герои-спасители многих из этих произведений носят имена языческих божеств? Или случайно в фильмах умирают герои, имена которых связаны с христианской символикой? Не много ли совпадений и случайностей? Или же все эти вопросы - игра больного воображения христианина?

После просмотра нового творения Джеймса Кэмерона, фильма «Аватар», побивающего все рекорды просмотров, меня не покидало двойственное ощущение. С одной стороны – просто красивая современная фантастика-антиутопия. Но если заглянуть за все формы и обратиться к идеям и символам, то начинает вырисовываться довольно печальная идеология смысла.


СЮЖЕТ

Сюжет фильма довольно прост. 2154 год. На девственно-райскую планету Пандора вторгается задыхающееся на своей техногенной Земле человечество для добычи анобтаниума (буквально (шут.): «недостатий») – коммерчески исключительно ценного минерала. Преградой на пути добытчиков становится коренное население Пандоры. Одно из племен аборигенов поселилось над самыми богатыми залежами минерала. Для того, чтобы их как-то оттуда вывести, военные пробуют использовать аватаров.
Аватар – это гибрид человека и с инопланетянином. Если проще – тело инопланетянина с душой человека. Сознание (душа) человека вселяется в искусственно созданное тело аборигена при помощи определенного аппарата. Тело человека остаётся в лаборатории, но зато душа гуляет в теле туземца-инопланетянина в эдемском саду сказочно красивой и гармоничной экосистемы Пандоры.
Главный герой фильма – Джейк Сали, бывший военный, получает задание при помощи данного ему аватара (тела аборигена) войти в доверие племени На-ви, чтобы их изучить и получить нужную информацию на случай войны. Джейк-аватар, пребывая среди племени На-ви настолько проникается их жизнью, что начинает открывать, насколько гармоничен и прекрасен их мир единения с природой и насколько ужасен техногенный мир человечества. Он понимает, что человеку нечего предложить аборигенам. Им не нужны высокие технологии землян. Они живут в райском мире единения и гармонии с природой, которая даёт им всё, что нужно для счастья. Джейк переходит на сторону аборигенов, его поддерживают некоторые ученые и пару солдат.

Военные понимают, что аборигены не уйдут из своего селения, связанного с Древом Жизни – Эйвой, которое является для них божеством и растет прямо над залежами ценного минерала. Ради добычи анобтаниума, земляне принимают решение военного вторжения в райский мир племени, изгнания их, уничтожения Древа и экосистемы ради добычи минерала.

Заключительная часть фильма предсказуема. Против грубого варварства землян, уничтожающих природу и сжигающих Древо Жизни поднимается вся экосистема Пандоры, невидимо руководимая богиней Матерью-Природой. В безжалостной схватке аборигенов с варварами-землянами богиня поднимает на бой животный мир. Джейк-аватар как истинный спаситель, знающий мир землян, помагает их победить. Природа побеждает технику. Оставшиеся земляне изгоняются умирать на свою планету. А душа Джейка при помощи богини Матери-Природы окончательно переселяется в тело аватара. Ему не нужно земное тело, тем более обремененное инвалидностью. Он навсегда остаётся аборигеном. Рай экосистемы Пандоры восстановлен.

ЭСТЕТИКА

С точки зрения красочности фильм зрелищен. В подборе символов заметно характерное для постмодернизма антиискусство (дисгармония черт аборигенов (традиционно собирательный образ демона) подаётся как гармония и красота, традиционно негативные мифические персонажи играют позитивную роль). Можно усмотреть множество антиобразов, которые ломают классический подход к искусству, основанный на гармонии пропорций и реализме. Это характерный для современности антиэстетический бунт против действительности и восхваление ирреализма.

СОЦИУМ

Фильм интересен с точки зрения социального подтекста. Многие обозреватели сразу же подметили в фильме критику современной техногенной цивилизации, воплощение которой авторы видят в политике США. В фильме можно усмотреть намеки на жестокость англо-американских колонистов по отношению к индейцам. Военное вторжение землян на Пандору было названо «Shock and awe», именно так называлась военная доктрина американского вторжения в Ирак. Уничтожение девственной природы ради разработки минералов напоминает американское нефтяное вторжение в Амазонию, претензии на разработку месторождений в Венесуэле и Нигерии. В более широком социальном смысле фильм направлен на безжалостную критику и однозначное осуждение всей современной западной цивилизации, построенной на технике, уничтожении природы, высокомерии и колониализме.

РЕЛИГИЯ

Ещё более интересен духовный подтекст фильма. Ознакомленный с религиозным миром человек сразу же заметит в фильме типичную для New Age идеологию. Это религиозное движение, возникшее в среде антихристиански настроенной западной интеллигенции, проповедует крайний религиозный синкретизм (перемешивание всех мировых религий) с акцентом на постмодернистское понимание индуизма, религиозный экологизм (богиня Мать-Природа как живой, имеющий душу и разум организм, а человек как часть этой экосистемы), проповедует также субъективизм, реинкарнацию, релятивизм и др.
Первое, что замечает зритель в фильме «Аватар», это райский образ Пандоры. Какой этот Рай? Это полная гармония в природе животного и растительного мира. Эта гармония (по фильму) заключается в том, что люди (образ племени На-ви) не нуждаются в технике, им достаточно уровня аборигенов. Они счастливы, научились приручать животных (романтический образ полетов на прирученных драконах). Наивный и сказочный по смыслу образ Рая. Утопии человека – покорителя природы авторы противопоставляют очередную утопию человека-животного (идеология Ж. Ж. Руссо). Интересно, что в фильме именно жители райской Пандоры называются «людьми» в отличии от землян, которые для жителей Рая – «демоны».
В центре Рая аборигенов растёт Древо Жизни, которое их оберегает. Символично название Древа – Эйва (близкое библейскому «Ева» («жизнь»)). Это богатый религиозный символ, известный христианам из описания Эдемского сада в Библии. Древо Жизни -райское сосредоточение жизни, плодородия, источник познания и энергии.

Библейские параллели заметны не только в использовании самого образа Древа Жизни (известного и другим религиям), но также всей истории его уничтожения в фильме. Пандора становится антиисторией грехопадения библейских Адама и Евы. Демоны (так аборигены называют в фильме землян) приходят в Рай (Пандора) и хотят завладеть Древом Жизни. В Библии Адам и Ева поддались искушению демона. В Раю Пандоры люди (аборигены) не поддались на искушение демонов (землян), предлагающих им блага технической цивилизации. И хоть демоны попробовали силой завладеть Древом Жизни, людей спасла богиня Мать-Природа. «Первородный грех» не состоялся, люди Пандоры остались в Раю.

Богиня Мать-Природа – родительница богов и людей, не знающая добра и зла, безжалостная к врагам экосистемы. Этот персонифицированный образ природы, известный как преклонение первобытных людей перед силами стихии, занимает центральное место в «теологии» New Age. Несмотря на нью-эйджовскую окраску фильма, авторы довольно сдержанно представили образ богини Природы, которая таинственным образом хранит себя (экосистему) и своих детей (животный мир (в нем – аборигенов)). Не выдерживающая критики, внутренне противоречивая и примитивная вера в богиню Природу заставляет автора тушевать её образ в фильме.
Зато идеологически очень насыщеный образ аватара и его конкретизации в образе Джейка (главного героя).
Термин «аватар» был заимствован авторами фильма из индуизма, где он обозначает инкарнацию (земное воплощение) божества в тело человека. Наиболее известными аватарами считаются т. н. дашаватара («десять аватаров») Вишну (среди них Кришна и Рама). Образ аватара по фильму – это единственный путь для человека через реинкарнацию попасть в Рай. Авторы фильма подпитывают авторитетом науки учение о реинкарнации как реальность (факт науки и техники). По фильму, реинкарнация – это не плод воображения или веры, это научный факт, действительность. Реинкарнация необходима человеку, чтобы спастись от погибающей техногенной цивилизации (образ землян в фильме) и в новом воплощении (образ аватара) начать жизнь в гармонии с природой (образ Пандоры).
Судьба главного героя – это программное предложение идеологии «нового времени» для современного человека. По фильму Джейк-человек – это инвалид, но с прекрасной душой. Реинкарнация (в тело аборигена-аватара) – это единственная возможность инвалиду (символичный образ современного человека) стать полноценным существом. Джейк отказывается сначала от человеческой цивилизации, потом от своего человеческого тела, чтобы окончательно и навсегда остаться на Пандоре. Прямо квинтессенция индуизма: спасение через реинкарнацию, освобождение от ненавистного человеческого тела, полная нирвана. Только нирвана в фильме уже не индуистская (самоуничтожение человеческого тела и личности, растворение в «ничто»). Это сказочная нирвана для западного самовлюбленного постмодерниста – возвращение в красивую «теплицу» (идеализированный образ природы). И если Вы сейчас скептически улыбаетесь, то не улыбаются сотни тысяч зрителей по всей планете, которые после просмотра «Аватара» начинают ненавидеть реальный мир и хотят мира грёз - Пандору.

Окончание фильма – это приговор, подписанный человечеству. «Уходите умирать на свою планету», - звучит в спину побежденным и уходящим землянам. Реальному человеку в его реальной плоти нет места в Раю Кэмерона. Там могут жить только аватары, там будет только тот, кто ненавидит реальность, современную цивилизацию, поклоняется природе и верит в реинкарнацию. Очень символично, что даже те люди в фильме, которые перешли на сторону аборигенов, все до единого погибли. Умерла благодетельница профессор Грейс (имя переводится как «благодать» - ключевое для христиан понятие (спасение через благодать Господа)). Умирает человек-Джейк, чтобы во всей полноте начал жить аватар-Джейк. Нет человеческих тел и образов, ничего не остается от человеческой цивилизации. Пандора восстановлена.

Наблюдая за психологическим эффектом фильма «Аватар», заметно, как легко современная киноиндустрия превращается в оружение цивилизационной (религиозной) схватки. За всей зрелищностью фильмов в стиле «Матрица», «Аватар» стоит глубокая смысловая атака на сознание человека. Идеологи «нового мирового порядка» ещё в 18 в. объявили безжалостную войну христианству, которое стоит на страже реализма, рационализма и объективности.

Вырвав у западного человека христианский «хребет», эти идеологи превратили человека нехристианского Запада в идеологический «пластилин» - человека постмодернизма (без принципов, без логики и рациональности, без объективности и реализма). Ирония судьбы заключается лишь в том, что отторжение христианской цивилизации приводит этих людей в другую цивилизацию. Творцы «Аватара» предлагают нам постмодернистский индуизм – утопию Пандоры – мира, которого нет и не может быть.

Андрей Р.

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей (3)
цитата ответить 26 Янв. 2010 в 10:24 Димитримус:

Потому что делали этот фильм американцы, а американца свойственен империализм, надменность, жестокость.

Кто сейчас воюет? Племена в Африке и США. Племена Африки понятно - 100 на 100 человек, а США - за нефть в будущем, т.е. на ближнем востоке.

 
цитата ответить 29 Янв. 2010 в 10:22 Евгений:

Фильм сделан просто потрясающ... стмотря конечно под каким «углом» смотреть этот фильм. Можно в фильме увидеть нападки на армию (особенно Американскую), а можно увидеть жадность, алчность падшего человека и жертвенность люви. Конечно, есть в фильме элементы New Age, но речь идет вопросе духовного поиска. Если церковь не восполнит нужду по духовным вещам, по поиску смысла, тогда будет New Age. Аватар – это фильм фантазия, где кто-то может увидеть войну в Ираке,  а другой – духовную войну в умах людей, и изначальную гармонию Божьего творения...

У меня например, эти синие ребята больше ассоциировались с нашим «новым человеком», а земляне с «ветхой природой». Фильм не поднимает вечные вопросы добра и зла, красоты и уродства (в душе) и т.д. Или, кем мы можем стать без любви и характера Иисуса...

Советую прочитать статью http://www.christianitytoday.com/ct/movies/reviews/2009/avatar.html?start=1  (на англ.)

Я полностью согласен со следующий высказыванием из статьи в Христианство Сегодня. У меня было такое же чувство после просмотра Аватар.


«Одна вещь которую я больше осознал после просмотр фильма – это моя грешная натура. Я хочу иметь опыт с Богом, точно так же как я переживал опыт присуствия на Пандоре через 3Д. Жизнь на Пандоре приводит меня к замиранию и ожиданию нового неба и новой земли, где будет радость от полного соединения с Богом, с природой и с друг другом. Я надеюсь и молюсь что Бог даст мне еще более страстное желание вечности, чистоты, любви и служения.»

 
цитата ответить 19 Ноя. 2012 в 01:21 Лучезар:

Основной критерий постмодернизма - отсутствие одного смысла и отказ от существования автора, как создателя произведения. Другими словами существует так называемое “множество смыслов”, где у каждого человека - свой собственный. Автор видит в “Аватаре” что-то свое. Не стоит удивляться, если любой другой человек не увидит того, что увидел автор. И дело не в христианском “хребте”, а в понимании того, что единая правда - практически миф. Потому как в конфликте есть как минимум две стороны - есть нападающий, есть защищающийся. Кроме них есть еще участники. И у каждого будет своя правда, свои причины участия в конфликте. А объективная правда “Аватара” такова: земляне приперлись на чужую землю, потому что свою изгадили. И хотят взять себе минерал, чтобы спасти свою глупую умирающую цивилизацию, а гибель чужой природы так, побочный эффект. Понятно, что задачи то ставятся в захвате земель. Но с чего вы взяли, что сознание, воспитанное другой культурой, должно с распростертыми объятьями принять вторженцев? Да, для них земляне и будут уродами, демонами. Фильм хорош в том плане, что показывает, что кроме, как вы ее называете, “христианской” есть еще и другая правда - правда народов, которых застали врасплох вторженцы.

 
Лента новостей    

Новости в RSS

Все новости

Календарь // Февраль 2018

П В С Ч П С В
29 30 311 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4