Одним из критериев оценки культурного уровня народа является его отношение к умершим предкам. Почтительное отношение к предкам и к умершим вообще является залогом правильного воспитания молодого поколения и позволит сохранить невидимую нить, связывающую прошлое с настоящим и будущим. В народном календаре имелись специальные дни, когда совершали общественное поминовение умерших, т.е. поминали всех умерших.
Поминальная обрядность является наиболее консервативной частью духовной культуры народа, что объясняется страхом перед неизвестностью, перед “миром иным”. В основе поминальной обрядности лежат древние языческие представления о загробном мире, о душе. Воззрения о том, что загробная жизнь является продолжением земной жизни, были широко распространены у индоевропейских народов, в основе которых лежат обычаи “кормления” и “согревания предков”, тесно связанные с представлениями о влиянии умерших на благополучие живых. Больше всего праздников, связанных с поминовением умерших приходится именно на весенний период, так как весной закладывается основа будущего урожая, т.е. благополучие крестьянского хозяйства в целом. С помощью различных магических действий и одариваний в честь умерших живые стремились заручиться их поддержкой.
У гагаузов, как и у других народов Юго-Восточной Европы, основу обрядности праздников “Чистого четверга”, “пасхи мертвых”, Вознесения, Троицы составляют обычаи и обряды, связанные с поминовением умерших. Характерной чертой весенней поминальной обрядности является тесное переплетение языческих обычаев и обрядов с христианской обрядностью.
Поминовение умерших начиналось со “страстного” или “чистого” четверга (Ak perşembä), который являлся одним из наиболее почитаемых дней Великого поста. Согласно народным воззрениям, каждый год, в страстной четверг, души умерших родственников возвращаются в свои дома и остаются там до кануна Вознесения (İspas) (у румын, молдован – до Троицы). Обрядовые действия, совершаемые в каждом доме, имели целью “пригласить умерших родственников домой, как дорогих гостей”. Рано утром во дворе каждого дома разводили небольшой костер (обряд “согревания покойников”), рядом с которым ставили столик с кутьей, калачом и свечой. У порога в дом вешали полотенце и ставили ведро или тазик с водой, “чтобы душа могла умыться” (с. Конгаз). На убранную постель ставили белую подушку, а рядом – кружку с водой, “чтобы душа могла утолить жажду и отдохнуть”. На следующий день все домочадцы пили воду из этой кружки (с. Бешгиоз). Данные обрядовые действия можно расценивать как один из древних способов приобщения умерших предков к жизни живых.
Уходя на кладбище, калитку оставляли приотворенной, “чтобы умершие предки могли беспрепятственно войти домой”. По пути на кладбище, (с. Конгаз, Бешалма, Баурчи) на обочинах дорог, на колодцах и мостах оставляли зажженную свечу, “коливу” (кутью), “питу” (дрожжевая лепешка), деньги, черные нитки, “чтобы душа могла с помощью ниток выбраться на землю с того света” (с. Бешалма). Окуривали ладаном могилу и все принесенное с собой: “коливу”, “питу”, сладости и вино. Количество лепешек соответствовало числу умерших в семье. На кладбище обменивались принесенной едой, угощая друг друга; часть вина уносили в бутылке домой. Этим вином причащались все члены семьи на Пасху. Обычай причащения остатками “четвергового” вина, существовавший у гагаузов (и у болгар) еще на Балканах и сохранившийся до конца ХХ века проявляются пережитки культа предков.
В “Чистый четверг” выпекали пасхальные хлеба, красили и расписывали яйца. Считалось, что первое окрашенное яйцо обладает магическим действием. Его использовали против града. Начиная со страстного четверга, отмечали семь или девять четвергов, от града.
Через неделю после Пасхи, в понедельник отмечали “Маленькую Пасху” (Kücük paskellä) - “пасха мертвых”. На кладбище устраивали общественные поминки по умершим родственникам. Настроение при этом у всех было праздничное, “как будто бы с ними вместе пировали умершие родственники”, т.е. “веселили” умерших.
Согласно народным воззрениям, души умерших родственников, которые были отпущены на землю в страстной четверг, возвращались обратно в загробный мир накануне дня Вознесения. Считалось, что души умерших перед возвращением в загробный мир ждут у ворот кладбища подаяний от родственников; если о них никто не вспомнит, то они возвращались обратно, захватив с собой лишь землю. По народным представлениям, умершие родственники на том свете продолжают вести свое хозяйство и живут обычной жизнью, а потому “им, как членам семьи, тоже должна выделяться часть еды”.
Общественные поминки в честь умерших, совершаемые после Пасхи (в Фомино воскресенье, во второй после Пасхи понедельник или вторник), были распространены у многих народов (у болгар, народов Югославии, украинцев, белорусов, русских, части румын, молдован), что связано со временем поминовения умерших установленным православной церковью.
В праздновании Троицы (Пятидесятница) Troiţa, которая отмечается на 50 день после Пасхи (день сошествия Святого Духа) у гагаузов сохранились пережитки дохристианских верований. Праздник Троицы отмечали три дня: субботу перед Троицей “Moşa cumeertesi”, Троицу “Troiţa pazarı”, “Duminika mare” и понедельник после Троицы (начало русальной недели). В субботу, накануне Троицы, исполняли обычай называемый “моша” (moşa). На кладбище угощали и одаривали друг друга различной деревянной посудой за помин души умерших родственников, которую наполняли молоком или фруктами. По-видимому, в народных воззрениях, деревянная посуда рассматривалось как средство для перехода умерших обратно, в мир иной.
Многие гагаузские села еще в начале ХХ века отмечали на Вознесение или Троицу “сбор” - межсельский праздник, важной частью которого являлось жертвоприношение животных, ярмарки, веселье, спортивные состязания (скачки). Данный обычай связан с культом предков и, вероятно, является остатками древних погребальных игр и пиршеств.
Поминальные обычаи и обряды рассмотренных нами праздников в основном схожи у народов Юго-Восточной Европы, что объясняется общими дохристианскими верованиями. Наибольшее сходство у гагаузов наблюдается с молдованами, румынами и болгарами, которое является результатом тесного этнокультурного взаимодействия.
Обряды и обычаи “Чистого четверга”, “пасхи мертвых”, Вознесения и Троицы до сих пор продолжают исполняться в некоторых гагаузских селах, что свидетельствует о сохранении народной традиции почитания предков.
Елизавета Квилинкова, младший научный сотрудник АН РМ, НЕЗАВИСИМАЯ МОЛДОВА. bolishoi.livejournal.com
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()