Наверное, нет такого другого вопроса, в коем мнения христиан были бы столько многоразличны, как вопрос о христианской музыке. Какой она должна быть? А какие музыкальные инструменты «правильные»? А ограничения в музыкальном прославлении на служениях есть по инструментам и стилям? А барабаны? А рок-музыка от Бога? А яички на Пасху красить? Упссс... Это вроде бы «из другой оперы» Впрочем, только на первый поверхностный взгляд...
Справедливости ради следует сказать также, что статья не претендует ни на авторство, ни на оригинальность, ни на полноту. Скорее, для удобства интересующихся в одном месте собраны энциклопедические сведения и цитаты из Писания, касающиеся музыкального прославления Бога. Так что, если кому-то вдруг в голову придёт мысль, что это мы на M4J такие умные—гоните её подальше. Словом, имеющий разумение от Бога, да разумеет.
И, дабы не мучить читателя ожиданием выводов, пожалуй, с них-то и начнём. А выводы, вернее истина—в Слове Бога: Господня земля и всё, что её наполняет! Любой стиль и музыкальный инструмент можно и должно и уместно использовать для прославления Того, Кому итак принадлежит вся слава во вселенной! Аминь. Кто вмещает—пусть радуется, а кто не вмещает—пусть скромно помолчит и, наверное, не учит иначе.
При подготовке этой странички были использованы многочисленные словари и энциклопедии в электронном и бумажном виде: тематическая Библия (Библейская лига 1999 год), библейский словарь Брокгауза, словарь русского языка Олега Даля, библейская энциклопедия архимандрита Никифора, библейский словарь В.П.Вихлянцева (хотя вроде бы этот имеет много общего с предыдущим), тематический словарь NIV (Zonderman/IBS), другие словари без числа и имени. Кроме того, если кто не догадался, для подготовки этой странички была использована не имеющая себе равных программа Цитаты из Библии, а также онлайновый «заполнятель» пробелов образования Рубрикон. Итак, что же говорит Бог в Cвоём Слове о рок-н-ролле
«Основоположником» музыкального прославления Бога и, так сказать, первым ветхозаветным харизматом является благословенный царь Израиля Давид, ну а вторым—его сын Соломон. Вот один из вариантов прославления, организованного Соломоном: 2Пар.5:12-13 ...и левиты певцы,—все они, то есть Асаф, Еман, Идифун и сыновья их, и братья их,—одетые в виссон, с кимвалами и с псалтирями и цитрами стояли на восточной стороне жертвенника, и с ними сто двадцать священников, трубивших трубами, и были, как один, трубящие и поющие, издавая один голос к восхвалению и славословию Господа; и когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его;
Уже из этого отрывка начинает становиться понятным, что для прославления Бога использовались самые различные музыкальные инструменты. Причём от души (несложно представить себе сто двадцать крепких парней, изо всех сил дующих в трубы). Вот с упоминания в Библии и описания звуковоспроизводящих предметов именно в контексте прославления Бога и начнём. И пусть Слово Божие, а не человеческое мнение и предание какой бы то ни было конфессии, станет для нас основой. Для начала приходится заметить, что синодальный перевод Библии, к большому сожалению, сильно рафинировал музыкальный вопрос в том смысле, что подчас разные музыкальный инструменты называются в оном скажем свирелью или гуслями, что смысла не искажает конечно, однако сложности создаёт.
В качестве ударных в Библии упоминаются следующие:
1) тимпан, то есть бубен, или ручной барабан [евр. тоф], разновидность тамбурина, который представлял собой деревянную или металлическую раму, обтянутую кожей животного, а по краям был увешан бубенцами. В него ударяли, поддерживая ритм во время хороводных плясок (Исх 15:20; Суд 11:34; 1Цар 18:6), использовали его главным образом во время народных увеселений (Быт 31:27; Иов 21:12; Ис 5:12; 24:8; Иер 31:4), реже—храмовые музыканты при богослужении (Пс 80:3; 149:3; 150:4; 1Цар 10:5; 2Цар 6:5). На небольших тимпанах играли большей частью женщины (Пс 67:26), ударяя по ним тыльной стороной ладони или пальцами: палочки, видимо, не использовались. Существовали и тимпаны более внушительных размеров, на которых играли только мужчины;
2) кимвалы (цимбалы), или тарелки [евр. цильцелим, «звенящие»; греч. кюмбалон, «кимвал», 1Кор 13:1]. Обычно это были два медных тарелкообразных диска диаметром от 8 до 20 см, которыми, держа их в вертикальном или горизонтом положении, ударяли друг о друга. Кимвалы использовались как аккомпанирующие инструменты для создания сильного шумового эффекта, они имелись и в храмовых оркестрах (2Цар 6:5; 1Пар 15:16,19; 25:1; 2Пар 5:12; Пс 150:5).
3) систры [евр. менааним, «потрясаемые»]—инструмент, заимствованный у египтян. При покачивании он издавал звеняще-дребезжащие звуки (2Цар 6:5). Систры представляли собой снабженную ручкой деревянную или металлическую раму с отверстиями по обеим сторонам, куда вставлялись железные палочки или проволочки (обычно три). Видимо, к палочкам привешивались металлические колечки. Другая разновидность этого инструмента состояла из деревянной рамы с подвешенными к ней металлическими стержнями, на которые нанизывали небольшие металлические диски;
4) в 1Цар 18:6 упоминается инструмент [евр. шалишим, «тройные», или «треугольные»; в синодальном переводе—«кимвалы»], представлявшие собой, вероятно, некую разновидность «триангела» (музыкального «треугольника»). Возможно, однако, что речь идет о лютне;
5) изображения на древних рисунках и рельефах позволяют предположить, что существовала также некая разновидность кастаньет в виде двух деревянных палочек, которыми ударяли друг о друга.
Из струнных музыкальных инструментов в Библии упоминаются два, причем, видимо, речь идет о разновидностях одного и того же инструмента—лиры. Играя на этих инструментах, перебирали струны или ударяли по ним рукой, а не водили смычком, что следует из этимологии соответствующих древне-еврейских терминов и видно на древних изображениях (1Цар 16:16). Лютня не упоминается в Ветхом Завете, возможно, за исключением 1Цар 18:6 [евр. шалишим, см. выше; в синодальном перевод—«кимвалы»]. Струнные музыкальные инструменты делали из кипарисового или сандалового дерева [3Цар 10:12: др.-евр. альмугим, «сандал»; в синодальном переводе—«красное дерево»]. Струны изготовляли, как правило, из овечьих кишок.
Исследователи предполагают, что под упомянутыми струнными инструментами подразумеваются следующие:
1) арфа, или цитра [евр. киннор; греч. китара, «кифара»; в синодальном переводе—«гусли», «арфа» или «цитра»], имела поперечную дугу, на которую натягивали струны—параллельно или перпендикулярно резонатору, если они не были собраны в пучок. Древнейшее изображение такой лиры имеется на настенной росписи гробницы в Бени-Хассане (Египет). Похожие инструменты известны и по ассирийским источникам. На кинноре играл Давид пред Саулом (1Цар 16:23; в синодальном переводе—«гусли»). Уведенные в вавилонский плен иудеи повесили свои кинноры на вербах (Пс 136:2; в синодальном переводе—«арфы»). На кинноре часто играли в дороге (1Цар 10:5, в синодальном переводе—«гусли»; 2Цар 6:5, в синодальном переводе—«цитры»). Этот инструмент широко использовался;
2) псалтирь [евр. нэвель] применялась главным образом во время богослужения (1Пар 15:16,28; 2Пар 5:12; Пс 32:2; 150:3). В светских целях она употреблялась, видимо, только в аристократических кругах (Ам 6:5, в синодальном переводе—«гусли»). Она представляет собой похожий на лиру инструмент, у которого дуга расположена косо. В Пс 32:2 упоминается псалтирь с десятью струнами. Была ли такая форма ее обычной, распространенной, неизвестно. Однако на древних рисунках встречаются и другие разновидности этого инструмента.
Среди духовых музыкальных инструментов различаются собственно музыкальные и сигнальные. Имея в виду тему этой странички нас интересуют преимущественно первые, которые включают, как минимум, три разновидности флейты:
1) в Дан 3:5,7,10 упоминается тростниковая флейта [арам. машрокита; в синодальном переводе—«свирель»]. Очевидно, имеется в виду так называемая «флейта Пана», широко распространённый пастуший музыкальный инструмент;
2) наиболее часто в Библии упоминается флейта [др.-евр. угав] (Быт 4:21; Иов 21:12; 30:31; в синодальном переводе—«свирель»; Пс 150:4 в синодальном переводе—«орган»). Здесь подразумевается трубковидный духовой инструмент, имеющий в верхнем конце отверстие, в которое музыкант дует без посредства дульца. Этот инструмент был известен и в Египте. Существует, однако, мнение, что угав был разновидностью волынки: воздух через трубку вдувался в мех из козьей кожи, при этом звуки исходили из второй трубочки с отверстиями, которые играющий открывал или закрывал пальцами;
3) наконец, следует упомянуть флейту под названием халиль [др-евр. «полый»]—разновидность гобоя, известную из египетской живописи. Существовали как одинарные, так и двойные халили (1Цар 10:5; 3Цар 1:40; Ис 5:12; 30:29; Иер 48:36; в синодальном переводе—«свирель»). Звук извлекался с помощью двойной трости, вставленной в верхнее колено. Одновременно исполнитель дул как в основную трубку, так и в дополнительную трубочку, причем обе они были снабжены узкими отверстиями. Двойная флейта позволяла играть мелодию на одной своей части, а аккомпанемент—на другой.
Итак, вот вам рецепт блюда: берём струнный инструмент, к примеру гитару (да не простую, а электрическую, чтобы погромче, как у Соломона, не одну, а пару: пусть одна мелодию играет, а другая «басит»), добавляем ударные (самое простое несколько барабанов и тарелки, да тоже от души, не хуже, чем в Израиле несколько тысяч лет назад), да эдак для остроты приправим духовыми (лично мне по душе как саксофон воздух выпускает). Ах да, не забудьте ещё музыкантов—горячих таких (ну прямо как царь Давид) парней и девчёнок, которые Библию читают, Бога любят и небиблейское слово «конфессия» знают лишь понаслышке. Что получиться-то? Как назвать? А как хотите, так и называйте, только «рок-группа» самое то!
Ознакомившись даже с этим скромным и далеко не всеобъемлющим материалом, остаётся только с грустью удивляться, откуда берутся в церкви Христовой весьма разнообразные запретительно-наставительные учения о музыке. Нет сомнения, что существующие минорные формы прославления Бога, так прочно укоренившиеся в некоторых церквях, имеют обоснование в Писании. С этим глупо спорить. Во всяком случае, это можно с уверенностью сказать о той части таких прославлений, коия воспевает Бога, а не опыт христианина. Однако, абсолютно небиблейской, на наш взгляд, является абсолютизация этих форм и настойчивое противодействие иным, ничуть не менее библейским формам прославления и поклонения. Конечно, это касается не всех церквей, но, к сожалению, очень многих.
Абсолютен лишь Бог! Именно Он создал этот мир таким замечательно разнообразным, таким многокрасочным и музыкальным! И дети Его такие разные, так что кто-то весел, как Давид, а кто то поплакать любит, как Иеремия, кто-то горяч, как Пётр, а кто-то мягок, как Иоанн, чьё-то сердце чувствует прикосновение Святого Духа в благоговейном и замершем на коленях почтении к Богу, а чьё-то—в радостном ликующем рукоплескании тому же самому Богу! Пускай же не только за пределами, но и в самой церкви Христа, в каждой поместной церкви звучит самая разнообразная музыка, наполненная одним лишь изначально присущим ей смыслом—смыслом прославления Единого Истинного Любящего Бога Иисуса Христа! Маранафа!
Аминь.
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()