13 Ноябрь 2024
 

ЕС останется “христианским клубом”

Вопрос о приеме Турции в ЕС решится не ранее 2014 года
Европейская комиссия утвердила план проведения переговоров о вступлении Турции в Евросоюз. Переговоры начнутся 3 октября 2005 года и завершатся не раньше 2014 года, причем их исход по-прежнему непредсказуем и ЕС никаких гарантий Турции не предоставляет. “Ход переговоров и их продолжительность будут зависеть от того, насколько Турция будет соответствовать критериям приема”, - говорится в официальном заявлении Еврокомиссии.

План проведения переговоров о вступлении Турции в Евросоюз - документ поистине уникальный. Он увенчивает собой многолетний (точнее сказать не может никто) переговорный процесс о перспективах принятия Турецкой Республики в ЕС. За минувшие годы (еще раз приносим читателю извинения за неконкретность) вопрос обсуждался в Брюсселе, Страсбурге, Гааге, Анкаре, столицах ведущих европейских держав, он переживал видоизменения, обрастал новыми условиями и препятствиями, а закончился фактически тем, что Еврокомиссия считает формой вежливого отказа, а официальная Анкара - расчетливо нанесенным оскорблением.


Слабое звено

Напомним, что современная Европа состоит из 45 суверенных государств (Приднестровская Республика и Турецкая Республика Северного Кипра не получили признания, а Россию и Белоруссию в Брюсселе справедливо считают двумя государствами). 25 из них объединены в ЕС. 7 стран - Сан-Марино, Монако, Андорра, Лихтенштейн, Исландия, Швейцария и Норвегия - давно определились со своей позицией и становиться членами ЕС не желают. Ватикан остается вне любых союзов ввиду своего особого статуса и государственного устройства (теократическая монархия). Три страны, то есть Россия, Белоруссия, Сербия и Черногория, до сих пор не сказали идее грядущего вступления в Евросоюз ни “да”, ни “нет”. И, наконец, 9 государств - Болгария, Румыния, Турция, Хорватия, Албания, Украина, Молдавия, Македония, Босния и Герцеговина - членами ЕС стать собираются.

Ровно 14 месяцев назад, 1 мая 2004 года, корреспондент Газеты присутствовал на грандиозной церемонии в Дублине, когда в Евросоюз были приняты 10 стран разом, и был свидетелем формирования у многих еврочиновников и евродепутатов единого мнения. Оно сводилось к нехитрой формуле: раз уж ЕС настолько расширился, что вобрал в себя спорную греческую часть Кипра, недавние страны советского блока и бывшие республики СССР; если первая очередь претендентов, судьба которых должна решиться к 2007 году, состоит из Болгарии, Румынии, Хорватии и Турции, то “турецкий вопрос” фактически можно считать решенным. Да, это небезусловный кандидат, однако Турция ничуть не плоше ни аграрной Болгарии, ни столь же аграрной и нищей Румынии, вообще не протискивающейся в рамки никаких европейских стандартов соблюдения свобод и прав человека.


Угроза существованию ЕС

Однако за 14 месяцев значительно переменился климат внутри ЕС, и после дублинских рукопожатий и фейерверков настало время референдумов по вопросу принятия европейской конституции, завершившихся французским NON и голландским NEE, триумфом евроскептиков, распевавших “Марсельезу” на парижской площади Бастилии, и провалом 16-17 июня кризисного саммита лидеров стран ЕС в Брюсселе, когда национальные интересы возобладали над интеграционными и проект общего бюджета на 2007-2013 годы так и остался на бумаге. Даже оптимисты стали говорить о том, что система, состоящая из 25 стран с общей площадью в 1 532 444 кв. миль и населением в 455 млн. человек, оказалась слишком сложной для управления, громоздкой и на живую нитку сшитой из разных лоскутов. Усложнение структуры вошло в противоречие с самим существованием ЕС, особенно если речь идет о Турции.


Закрытые границы

Список претензий к Турции прежде сводился к непризнанию геноцида армян в Османской империи; дипломатической, экономической и военной поддержке Турецкой Республики Северного Кипра; наличию излишне жестокого уголовного законодательства. Как только турки смягчили уголовный кодекс, их обвинили в нарушении прав лидера курдов Абдаллы Оджалана. Но главное, разумеется, не в этом: многие европейцы не желают объединяться с государством, населенным 80 млн. мусульман, многие из которых не прочь отправиться на заработки, учебу, постоянное проживание в Центральную и Западную Европу. И европейские политики, зависящие от воли своих избирателей, вынуждены к их мнению прислушиваться. Николя Саркози, кандидат в президенты Франции, и Ангела Меркель, имеющая все шансы в сентябре стать канцлером ФРГ, фактически уже начали свои избирательные кампании, выступив против интеграции Турции в ЕС.

Вчерашнее решение Еврокомиссии отодвигает решение вопроса в неопределенное будущее: переговоры продлятся как минимум 9 лет, финал их непредсказуем, и ЕС оставляет за собой право даже при благоприятном для Турции исходе лишить ее граждан такого традиционного права, как свободное передвижение. Таким образом, Еврокомиссия продемонстрировала недвусмысленную реакцию на слова премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, заявившего, что, приняв в свои ряды его страну, “Евросоюз должен доказать, что он не является христианским клубом”.

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Ноябрь 2024

    П В С Ч П С В
    28 29 30 31 1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30 1