Помни, что мужем и женой в настоящем и самом высоком смысле мы можем быть, если у каждого из нас есть пол, если, как полярные противоположности, мы стремимся слиться в одно. Иначе это не может быть оправдано. Прости за мои подпольные мысли и чувства, но я должен тебе их сказать. Что ты об этом скажешь? Но я люблю тебя безмерно. Твой.
(из письма Николая Бердяева своей будущей жене Л. Ю. Рапп)*
Может ли любовь быть грехом?
Примечательно, что в наши дни люди еще никогда не были так одиноки, как сейчас. Несмотря на то, что все мы так близко находимся, друг от друга, мы все же никогда не были так одиноки, как сегодня. Иногда жены живут в полном одиночестве рядом со своими мужьями и наоборот. Муж не имеет понятия о том, что волнует жену. А жена не имеет понятия о том, что волнует мужа. И это называют супружеством. Рядом дети страдают от одиночества. Мы все, в сущности, одиноки!
В связи с этой нелегкой темой, хочется вспомнить пасторский опыт немецкого священника, середины прошлого века Вильгельма Баша. Много лет своей жизни он посвятил работе с молодежью. И вот однажды, - рассказывает он, ему довелось в одном маленьком городе читать лекцию перед молодежью о половых связях до супружества. Когда он вошел, то подумал: “Это ад!” Парни, девицы, чад от сигарет! Несколько парней даже вытащили бутылки с водкой. Некоторые девицы сидели на коленях у парней. И здесь я должен говорить! Ну и обстановочка! Так подумал я и начал предложением: “В области половых отношений положение ужасное!” В это мгновение было ощущение, будто поднялись жалюзи. Я еще как будто вижу паренька, который вдруг отодвинул свою девицу. Это его коснулось. Моментально наступила мертвая тишина, и я невольно подумал: ведь в первое мгновение все выглядело так, будто у всех радость и ликование, но я задел за живое. “В области половых отношений положение ужасно!”**
И священник решительно обрушивает на них град прямых, непосредственных вопросов: следует ли одобрять половые сношения до бракосочетания или это - зло? Является ли грехом извращенная любовь между девицами или нет? Является ли гомосексуальность, те грязные дела, которыми занимаются мужчины между собой или с мальчиками, злом или нет? Онанизм, развод - зло или нет? Что же, в сущности, зло, а что - добро? И кто может дать единственно правильный ответ? За кем здесь последнее слово? Есть люди, которые живут во всякой нечистоте, но утверждают, что тоже верят в Господа Бога. Но раз Бог существует, то Его воля распространяется и на эту область жизни человека.
Сегодня многие молодые люди могут спросить: «Разве в Библии и об этих вещах говорится?»
Да, в ней сказано о них! Бог дает весьма ясные указания о том, что добро и что зло и в области половой жизни!
И далее Вильгельм Буш развивает ответ на этот вопрос:
«Бог подтверждает сексуальность. Существует стихотворение одного поэта, в котором он как бы объясняет: выше пояса я - христианин, а ниже пояса - язычник. Это - глупости! Библия ясно говорит: “Бог сотворил человека, мужчину и женщину сотворил”. И Бог создал нас вместе с нашей сексуальностью! Поэтому я здесь открыто говорю об этом. Это не запретная область. Бог сотворил меня мужчиной и Вас, мужчины, тоже. Давайте же будем мужчинами, но не паяцами. А Вас Бог создал женщинами. Так будьте же женщинами! Стремление женщин становиться мужчинами и наоборот является болезненным. Вы понимаете? Будьте же настоящими женщинами! “Бог сотворил человека, мужчину и женщину сотворил” - и никакого третьего пола. Бог подтверждает нашу сексуальность. Это каждому надо знать. Здесь ничего не следует перекручивать. Мужчина или женщина - мы являемся творением. Но только мы - падшее творение. Мир не является больше тем, каким он вышел из рук Божьих. И поэтому как раз эта важная и деликатная область половой жизни подвержена особой опасности. Вот почему Бог оградил эту область. Бог оградил сексуальность посредством брака. Он подтверждает сексуальность и ограждает ее посредством брака. Брак - это не общественный контракт, но установление Бога.
Один американский психиатр, написавший об этом большую книгу, хотя сам не является христианином, говорит: “Ни когда еще по этому поводу не было более величественного предложения, чем в Библии: Бог сотворил человека, мужчину и женщину сотворил”. И он продолжает: “Я не христианин, но как психолог говорю: именно это является правильным браком”. Вы поймите правильно: брак верности - не седьмой, восьмой, девятый или десятый “брак” голливудских звезд! То, что такие браки объявляются идеальными, является тоже безумием нашего времени и свидетельством нашей беспомощности. Бог установил брак как брак любви и верности.
Бог желает, чтобы молодежь была непорочной. Бог не следует моде. В Библии имеется замечательная мысль. Она повествует об одном молодом человеке по имени Исаак. Однажды отец посылает своего слугу поискать для него жену. И этой жене он уже верен, хотя ее вовсе еще не знает. В то время, когда Исааку Бог предназначает жену, жених даже ее не видит. В выборе призвания для человека Бог не обозначает эмоциональную принадлежность, но решение посвятить себя другому человеку. Об этом говорит в своей книге «Человек и пайдея» Николай Краснодебский: “Любовь это полное посвящение себя в дар, самоотверженное обращение к общему благу, которое приводит к взаимности. Такое понимание любви является объективной любовью, которая отличается от любви субъективной. Таким образом, справедливо отмечено, что “любовь чисто эмоциональная часто переходит в также эмоциональную ненависть к тому же лицу”.***
Вы, молодые люди, которые не думаете еще о женитьбе, можете быть уверены в том, что Бог усмотрит Вам в нужное время необходимую девушку. И этой девушке Вы должны уже сейчас сохранить верность. Или наоборот. Вы, девушки, сохраните верность тому, которого Вы еще вовсе не знаете. Это и есть та мысль Библии. Бог желает, чтобы молодежь была непорочной.
Однажды знакомый врач-психиатр мне объяснил: “Я убежден, что в сущности девушка может лишь один раз по-настоящему любить. Только однажды ее сердце открывается по-настоящему. И если такая девушка уже нафлиртовалась, то для брака она уже не годится. Она выйдет замуж за седьмого, а будет иметь в виду первого, которого любила”.**
А в заключении этого беглого (можно сказать) наброска о праве на любовь, позвольте познакомить с отрывком из размышлений одного из выдающихся подвижников Веры – настоящего рыцаря Духа Антония Блума:
«Кто из нас не сидел с дорогим ему человеком - матерью, женой, мужем, другом - в вечерний час, когда спускались сумерки, когда все затихало вокруг. Вначале идет разговор, потом он замирает, но остается какая-то тишина; мы прислушивались к звукам: к потрескиванию дров в камине, к тиканью часов, к внешним отдаленным шумам; потом и эти звуки исчезают, и наступает глубочайшая тишина, безмолвие души. И вот в этом безмолвии души вдруг чувствуешь, что стал так близок своему другу, тому человеку, который рядом находится. Это, конечно, не слияние в том отношении, что один человек делается другим, но оба соединяются на такой глубине взаимного переживания, где слов больше не нужно: они вместе, и если любовь достаточно глубока, они стали одним целым.
И это относится к браку во всех отношениях, не только к чувству, не только к общению в мысли, но и к телесному общению. Только надо помнить, надо твердо знать, что телесное единство двух любящих друг друга людей - не начало, а полнота и предел их взаимных отношений, что лишь тогда, когда два человека стали едины сердцем, умом, духом, их единство может вырасти, раскрыться в телесном соединении, которое становится тогда уже не жадным обладанием одного другим, не пассивной отдачей одного другому, а таинством, самым настоящим таинством, то есть таким действием, которое прямо исходит от Бога и приводит к Нему. Один из отцов Церкви в древности сказал, что мир не может существовать без таинств, то есть без того, чтобы какие-то состояния, какие-то взаимоотношения были бы сверхземными, небесными, чудесными; и - продолжает Антоний Блум - брак как единство двоих в разрозненном мире является таким таинством, чудом, превосходящим все естественные взаимные отношения, все естественные состояния. И телесный брак тоже, по учению одного из отцов Церкви, предстает таинством, подобным Евхаристии, причащению верующих. В каком смысле? В том смысле, что в Евхаристии силой Божией, чудом соединяющей любви и веры друг во друга верующий и Христос делаются едиными. И в браке (конечно, на другом уровне и по-иному), благодаря взаимной вере и взаимной любви, два человека перерастают всякую рознь и делаются единым существом, одной личностью в двух лицах. Это является одновременно полнотой брака душевно-духовно-телесного и полнотой целомудрия, когда два человека друг ко другу относятся как к святыне и все свои отношения, включая и телесные, превращают в таинство, в нечто превосходящее землю и возносящее в вечность». ****
Олег Севастьянов, пастор Лютеранской церкви, Эстония
Ссылки:
* Николай Бердяев «Эрос и личность» Санкт-Петербург. Издательский Дом «Азбука-классика» 2006 г. Ст.23.
** Вильгельм Буш. Иисус наша судьба. Jesus unser Schieksal русское издание 1991 г by Christliche Verlagsbuchhandlung Paderbom FricdrichstraBe 23 • 33102 Paderborn. Глава: Наше право на любовь (компьютерная версия).
*** Миколай Краснодебский «Человек и пайдея». Реалистические основы философии воспитания, |Studia Leopoliensia” 2/ 2009
**** Митрополит Антоний Сурожский (Блум). «Человек перед Богом». Таинство Любви. Беседа о христианском браке (компьютерная версия).
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()