15 Декабрь 2024
 

Модель христианского университета: международный опыт и украинский контекст

osvita4

Словосочетание «христианский университет» до сих пор представляется странным в постсоветском контексте, где умеют отделить церковь от школы, но освободить школу от научного атеизма не могут до сих пор. Университет может быть антихристианским, но никак не христианским – по умолчанию полагают представители советской школы.

Есть и критики справа, у которых «христианскость» деформирует саму идею университета, превращает его в семинарию, обязывает к конфессиональной принадлежности. Между тем, университет манифестирует свободу, живет ей, а потому чужд как идеологизации, так и клерикализации, в которых академическая независимость сменяется ангажированностью любого рода.

Христианский университет как сложносоставной концепт выражает идеи университета и христианства по-новому. Здесь христианство особого рода - открытое для инкультурации, не чуждающееся исследования, рефлексии и критики. Здесь и университет sui generis – основанный на презумпциях христианского мировоззрения и добровольно ограниченный его же этическими рамками.

На сегодня в мире существует более тысячи христианских университетов и колледжей, открыто декларирующих свою мировоззренческую приверженность христианству. Причем этот сегмент не маргинальный относительно основного направления науки и образования. Классические университеты, начиная с Болоньи и Сорбонны, формировались как христианские высшие школы.

Особую родственность теологии и светской университетской науки демонстрировали протестанты, преодолевшие дуализм сакрального и мирского, священнослужения и профессии. Известно, что основатели Гарвардского университета в историческом документе 1643 года призывали всех учащихся видеть именно Христа основанием знания и учения.

Даже на излете модерна христианский университет оставался общественно значимым фактором. В 1880 году Абрахам Кайпер, известный кальвинистский теолог, основал Амстердамский свободный университет, где открыто исповедовалась протестантская идентичность и, одновременно с тем, приверженность объективной науке. Подобная модель университета предполагала свободу и от государства, и от церкви. Вместе с тем, здесь акцентировалась социальная и культурная ответственность образования и его агентов. Независимость и ответственность нераздельны: сохраняя срединное положение между институтами церкви и государства, университет служит прежде всего обществу.

В Украине есть несколько школ, название которых включает ссылку на христианскую идентичность: Украинский католический университет, Киевский и Донецкий христианский университеты, Международный христианский университет, Христианский гуманитарно-экономический открытый университет. Каждый из этих вузов выбрал свой путь имплементации идеи христианского университета в украинском социокультурном и образовательном контексте.

Украинский католический университет открыто декларирует свою конфессиональную принадлежность. Обладая статусом негосударственного вуза, УКУ получил третий уровень государственной аккредитации, а также мировое признание в сообществе католических университетов.

Киевский христианский университет также изначально самоопределился как конфессиональная школа – в структуре Всеукраинского союза объединений евангельских христиан-баптистов (ВСО ЕХБ). Богословские и церковные программы аккредитованы в профильной Евро-Азиатской аккредитационной ассоциации (ЕААА), но из-за отсутствия студентов большей частью были приостановлены.

Донецкий христианский университет заявляет о своем евангельско-баптистском исповедании, но также о межденоминационном, межцерковном масштабе работы. Согласно своей философии образования, «ДХУ как богословское учебное заведение осознает себя частью Церкви», но не ограничивается ее рамками. Помимо церковных, богословских и миссиологических программ, ДХУ выступил учредителем дочерней структуры - Украинского христианского гуманитарного института, который в кооперации с действующими частными вузами региона намерен предложить признанные государством образовательные программы (филология, психология, социология) для прихожан протестантских церквей как целевой аудитории.

В отличие от университетов, созданных по инициативе церквей, Международный христианский университет – частный вуз, соотносящийся с христианской традицией лишь в части культуры и этики. Основные направления подготовки - менеджмент, маркетинг, международная экономика. Университет был создан в 1992 году, в партнерстве с Международным университетом Вены, развивался в сотрудничестве с Киевским национальным экономическим университетом, и лишь в 2009 году получил третий уровень аккредитации.

Совместить перечисленные подходы в своей практике пытается Христианский гуманитарно-экономический открытый университет, действующий в Одессе. Здесь предлагают «духовно-светское образование», сочетание духовности и науки, «познание истины Священного Писания, а также христианскую мораль». Университет входит в структуру Центра гуманитарного образования Национальной Академии наук Украины, но принципиально отказывается от контактов с Министерством образования и науки. В то же время является членом сообщества европейских университетов «Magna Charta Universitatum», аккредитован в International Council for Higher Education. Примечательно, что выпускники помимо украинского негосударственного диплома, получают и дипломы, признанные другими государствами, - дипломы Московского гуманитарно-экономического института и Международного университета Вены. Вне стесняющих государственных нормативов университет предлагает широкий выбор гуманитарных, юридических, экономических специальностей.

Приведенные примеры имплементации идеи христианского университета в украинском контексте свидетельствуют о поиске срединного пути между интересами церквей и государственными требованиями; о продолжающемся балансировании между интеграционными процессами в международном масштабе (членство в международных ассоциациях и адаптация к Болонским требованиям) и постсоветской централизованной бюрократией.

Ориентируясь исключительно на мировой опыт и благие пожелания христианского сообщества, христианские университеты так и не смогли добиться государственного признания. Перспективным представляется кооперация христианских университетов с частными и государственными вузами для создания аккредитованных программ. В долгосрочной перспективе такое взаимопроникновение научит культуре добрососедства, поможет формированию на стыке двух разных образовательных направлений единого пограничного сообщества ученых и преподавателей, обладающих нужным статусом в системе МОН и внутренней мотивацией для работы в (меж)конфессиональной среде.

Михаил Черенков, для ProChurch.info

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Декабрь 2024

    П В С Ч П С В
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5