«Мы следуем методам Макаренко, доверяем человеку многое, рискуем, часто ошибаемся, но другого способа вернуть наркомана в социум нет. Он прожил большую часть своей жизни безответственно и должен почувствовать, что от него зависят судьбы женщин, детей, инвалидов». Это Сергей Кабанов, вице-президент одной из самых странных и неоднозначных благотворительных организаций. Даже название они себе выбрали громкое, амбициозное — «Преображение России».
Я сижу в джипе, который пытается пробраться через жуткие московские пробки. Мы едем в пригород Москвы, в Лобню, чтобы посмотреть своими глазами на жизнь «преображенцев». За рулем Сергей постоянно говорит по телефону. Звонят со всей России. Просят совета, отчитываются о проведенных благотворительных акциях, решают деловые вопросы. «Специально для того, чтобы обеспечить обмен информацией, мы подключились к корпоративному тарифу с безлимитными разговорами внутри сети и льготным роумингом. И являемся одним из самых крупных клиентов у нашего оператора» — поясняет он.
Здесь нет никакого преувеличения. Сегодня организация насчитывает 380 центров в 200 городах. Более 7000 человек в этот самый момент проходят реабилитацию, учатся жить нормальной жизнью, или просто получают помощь. «Бесплатно, бессрочно, анонимно» — таков лозунг «преображенцев». Самой большой в России сети социальных гостиниц и реабилитационных центров для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Крестоносцы XXI века
Люди называют членов организации просто — «преображенцы». Звучит, словно принадлежность к религиозному монашескому ордену. Впрочем, так оно и есть — и по сути и по форме «Преображение России» мне напоминает рыцарский орден. Только теперь их целью является не защита паломников к Гробу Господню, а помощь отверженным, сирым и зависимым людям.
Во многом похож на орденский и быт в центрах организации. Обычно это коттеджи, в каждом которых живет коммуна от 20 до 40 человек. Мужчины на одном этаже, семьи с детьми на втором, женщины — на третьем. Предупреждая вопросы сразу скажу: мораль соблюдается строго. Во всех центрах запрещено: курить, употреблять наркотики и спиртное, вступать во внебрачные сексуальные отношения. За нарушения полагаются дисциплинарные взыскания, вплоть до перевода в другой центр.
Распределение ролей тоже соответствует раннехристианским представлениям об общинной жизни. Мужчины работают, чтобы было чем содержать центр. Чаще всего это простой физический труд: грузчики, сантехники, работы по озеленению города. «Всегда трезвые грузчики» — видели объявления в своем городе? Это они.
Два десятка взрослых трудоспособных мужчин вполне способны обеспечить центр. Женщины чаще всего работают по хозяйству. Нетрудоспособные живут иждивенцами — но никого из них не выгоняют. Способность трудиться не является основанием для прохождения реабилитации.
Не стоит считать, что все только и делают, что разгружают вагоны. Здесь стараются развить те качества и таланты, какие есть у человека. Если у него получается писать музыку — есть возможность развиваться в качестве музыканта. Другие работают в общественных приемных, или информационных центрах. Бывшие менеджеры «в миру» и здесь занимаются организацией труда своих коллег по несчастью.
Важной составляющей процесса является воспитание ответственности и социальных навыков. По мнению Сергея Кабанова — это и есть естественная основа сверхъестественного чуда возвращения законченных наркоманов к нормальной жизни.
«Они привыкли жить не думая о других. Ответственность заставляет его делать постоянный выбор между добром и злом. Помните, как у Макаренко была история — он дал беспризорнику лошадь и оружие, чтобы тот доставил крупную сумму денег в другой центр. И у пацана был выбор: убежать с деньгами, или поступить честно. В первом случае он обрек бы на голод своих собратьев. Макаренко доверил парню ответственность, и тот смог преодолеть себя».
Макаренко — кумир для Сергея Кабанова и образец для подражания. Даже центр №300, в котором мы сейчас находимся, назван его именем. Имя есть у каждого центра «Преображения России». Один из новых центров, 350-й по счету, назвали в честь священника Александра Меня. И это символично.
Ревность не по разуму
Не так давно у организации начались проблемы, которые проще всего охарактеризовать, как «организованный наезд». Причем сразу по нескольким фронтам. Первыми, как водится, отправлены были прощупать почву профессиональные сектодавы. Формальным поводом для интереса сей малопочтенной публики стал тот факт, что в своей деятельности реабилитационные центры опираются на христианские ценности, во время собраний читают Библию и даже (о, ужас!) молятся своими словами. В России одно это само по себе может стать основанием для подозрений в самом жутком сектантстве.
Между тем на практике все выглядит несколько иначе. Действительно, один из основателей организации — выходец из пятидесятнической церкви. Второй — православный христианин. Но при этом в центрах «Преображение России» царит подлинная конфессиональная равноудаленность. Есть некий базовый идейный фундамент, который сами «преображенцы» определяют, как «внеденоминационное фундаментальное христианство». Но я описал бы его проще: следование Никейскому Символу веры — базовым вероисповедным принципам, которые сформулированы еще в эпоху первых вселенских соборов и которым следует абсолютное большинство христиан мира. Все, что за пределами — личное дело самого реабилитирующегося.
К примеру, в Геленджике центры окормляют адвентисты, в Краснодаре часть ездит в протестантскую церковь, часть — в православную. В Москве «Преображение России» тесно сотрудничает с приходом свв. Косьмы и Дамиана в Шубине — вместе кормят бомжей, проводят благотворительные акции, молятся тоже вместе. В общем, конфессиональное сотрудничество определяется местными особенностями и уж точно ни в коем случае не является частью идеологии всего общественного движения.
В некоторых регионах, например в Новосибирске и Санкт-Петербурге действительно возникло недопонимание между Русской Православной Церковью и «Преображением России». Но во всех случаях это связано с вполне понятным человеческим фактором — главными противниками являются священники, которые сами занимаются реабилитацией и видят в «преображенцах» конкурентов.
Бабло побеждает зло
На втором этапе «кошмарить» реабцентры начали уже представители госструктур. Постоянные придирки, постановления о приостановке деятельности, требования устранить нарушения, в том числе и такие, которые связаны с несовершенством законодательства.
«Ну вот к примеру, к нам придрались из-за символики. Дескать, она повторяет герб города Москвы — хотя все, что там было общего — это использование образа св. Георгия Пробедоносца, поражающего змея. Мне же кажется, что это вполне прозрачная и понятная символика для структуры, которая борется с наркоманией и «зеленым змием“ алкоголя» — Сергей Кабанов горько усмехается. Это действительно было бы смешно, если бы не стало причиной приостановления деятельности всей организации на несколько месяцев.
«Преображение России» подало в суд иск о неправомочности действий Минюста. Но… разве можно представить, чтобы Министерство Юстиции проиграло в российском суде? Результат был предсказуем. А сейчас обиженные чиновники требуют ликвидации организации в целом. Дело будет рассматриваться 23 мая. Если восторжествует «басманное правосудие», то 7000 наркоманов могут снова оказаться на улицах городов, и кто знает, как сложится их судьба.
Я не верю своим ушам и спрашиваю Сергея: «Но кому это выгодно? Ведь это же абсурд — уничтожать организацию, которая приносит столько добра людям и пользы государству, и при этом не просит ни копейки бюджетных средств!»
В ответ мне показали убойную статистику. Оказывается, Госнаркоконтроль планирует взять под свою опеку всю систему реабилитации наркозависимых. Под это будут выделяться совершенно астрономические средства налогоплательщиков. К примеру день нахождения наркомана в стационаре — от 1500 рублей, после этого еще несколько месяцев амбулаторного лечения по 500–600 рублей в сутки. Только официально планируется охватить программой 500 000 наркоманов. Чтобы подсчитать примерную стоимость достаточно обычного калькулятора.
А вот через некоторое время, когда наступит пора подводить итоги, «Преображение России» может встать костью в горле. Потому что легко можно будет сравнить «эффективно потраченные» средства госпрограммы — и эффективность гражданской инициативы, которая существует без бюджетных денег. И сравнение будет не в пользу чиновников. А значит, нужно избавиться от всех, с кем можно сравнить. Начали с самых известных — «Город без наркотиков» Ройзмана был первой ласточкой. Сейчас взялись и по-серьезному за «Преображение России».
Новая жизнь потерявших надежду
Кроме наркозависимых в структуре фонда есть социальные гостиницы для бездомных, центры для ветеранов «горячих точек», организация постоянно занимается благотворительной работой. Каждый день патрули обходят теплотрассы — находят опустившихся бомжей, отмывают и кормят их, помогают желающим восстановить документы и начать все с начала.
А не так давно в Сочи открылся и вовсе необычный центр — для беременных женщин, которые из-за трудной жизненной ситуации решились сделать аборт и убить своего ребенка. «Проще всего осудить таких и назвать грешницами. Но ведь на аборт многие женщины идут от безысходности. Вот мы и предлагаем им побыть какое-то время в нашем центре, подумать о жизни, помогаем обрести опору и решить трудности, которые чуть не толкнули их на страшный жест отчаяния» — говорит сотрудник информационного отдела Сергей Волков.
Когда находишься в реабилитационном центре, даже как гость, понимаешь, какую огромную работу ведут эти люди. Здесь собрались вместе мужчины и женщины с самой разной судьбой. Некоторых она потрепала очень сильно и наркотик оставил след на внешности и манере поведения. И тем больше поражают свидетельства людей на сайте «Преображения России», где можно не только почитать жизненные истории, но и посмотреть на фотографии и убедиться, как всего за несколько лет опустившиеся люди восстанавливаются и становятся просто вполне симпатичными женщинами и мужчинами.
Здесь можно встретить и матерого зека, руки которого густо покрыты татуировками, и рок-музыканта, который проводит по субботам дискотеки. А в информационном центре я познакомился с глубоко образованным поклонником театрального искусства, который на память знает всех режиссеров Москвы и может по списку актеров охарактеризовать любой спектакль. Люди все разные, но общее у них одно — они когда-то были в зависимости и умирали, а теперь получили уникальный шанс начать новую жизнь. И все, что им нужно — не мешать.
Перед самым отъездом мне показали комнаты на третьем этаже центра, там живет мама с ребенком — встретив ее на улице я ни за что не подумал бы, что когда-то она была законченной наркоманкой. Посмотрите на нее — светлый взгляд и радостная улыбка говорили в пользу деятельности «Преображения России» больше, чем все рекламные проспекты. Она здесь нашла свободу, которую наше государство почему-то хочет отнять.
Павел Левушкан, для РroСhurch.info
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()