Александр Доброер в течение 15 лет регулярно преподает богословские дисциплины в духовных школах Украины и России. Автор ряда книг и многочисленных статей в популярных христианских и светских изданиях.
Постоянный участник международных конференций в странах Восточной, Центральной и Западной Европы, а также Средней Азии. Имеет более ста научных публикаций, в том числе и в энциклопедических изданиях. Публикуется на украинском, русском, английском, польском, итальянском и французском языках.
- Каков канонический статус и место мирян в жизни Церкви после Второго Ватиканского Собора?- Как сочетается иерархичность церкви и соборность, то есть равночестность мирян и священства в рамках особых призваний каждого?
В середине ХХ века происходит существенное изменение в католической экклезиологии. Если еще в период до Второго Ватиканского собора ведущей была «вертикальная» экклезиологическая модель, где существовало научающее духовенство и внимающее «стадо», то уже соборные документы привносят новое видение Церкви. Развивается идея Церкви как Народа Божия и как общины-общения (koinonia, communio). И хотя многие комментаторы отмечают, что для понимания природы Церкви необходимо учитывать различные экклезиологические концепции (поскольку ни одна не выражает тайны Церкви во всей полноте), но все же именно идея Народа Божия и общины-общения являются наиболее созвучными современному человеку.
Категория «Народа Божия» подчеркивает равенство всех христиан. Потому что в библейской терминологии «народ» служит не для различения священников и мирян, а для различения верующих и неверующих. С точки зрения принадлежности у народу, все окрещенные равны в своем достоинстве. Для того, чтобы подчеркнуть этот принцип равенства в народе Божием Отцы Собора на первом месте соборной Конституции «Свет Народам» поместили главу о народе Божием и только затем в документе оговорены различные церковные служения.
Другая «модель», предложенная Собором – Церковь как община-общение. Эта модель предполагает единство в многообразии, по образу Пресвятой Троицы. Koinonia предполагает в первую очередь единство каждого верующего с Богом и единство верующих друг с другом. В Троичном единстве Бога Церковь открывает свою природу как общину диалога и единство в общине.
- К каким апостольским служениям сегодня призываются миряне?
Пожалуй важнейшим призванием, которое должны распознать сегодня христиане, является призвание к царственному священству. Среди нас, христиан, часто бытует ложное представление, согласно которому миряне противопоставляются священникам и монахам как те, кто не получил посвящения. Однако, это не верно. Миряне также посвящены Богу, как и иные члены Церкви. Красноречивым подтверждением тому являются обряды крещения и воцерковления. Пострижение, рукоположение, облачение (а восточных обрядах и обведение вокруг престола) являются составляющими чина принятия в Церковь. Все эти моменты мы находим в современном чине таинства священства. Таким образом, в литургическом сознании таинство вступления в Церковь рассматривается как таинство поставления новокрещенного. Крещенный человек поставлен на служение Богу.
Вступившие в Церковь уже не принадлежат этому миру, но, получив залог Духа, принадлежат «веку грядущему», то есть они «посвящены Богу». И с этой позиции они действуют в мире.
Думаю, что сегодня также одним из наиболее важных призваний мирян является призвание к служению в семье и для семьи. Это кажется так очевидно и банально, то мы не обращаем зачастую на это внимание. Вместе с тем семья является основой и христианских общин, и общества в целом.
Важным аспектом мирянского призвания в современном мире является принятие верующими ответственности за свою Церковь. Каноническим правом предусмотрены несколько форм соучастия мирян в управлении церковью (приходские советы, поместные синоды и т.п.), которые, к сожалению, еще недостаточно используются в наших общинах.
В конце концов, миряне обязаны принимать ответственность за свою земную родину (памятую, что Отечество наше на небесах) и включаться в инициативы по формированию гражданского общества, чтобы сделать этот мир более справедливым и пригодным для существования. Вспомните, что нынешний Европейский Союз – плод инициатив христианских демократов, принявших на себя ответственность за послевоенное восстановление Европы. Мы можем высказывать критические замечания в адрес ЕС, быть чем-то не довольны.
Но это оценка с позиции современного человека. Однако отцам-основателям новой Европы удалось за короткий срок вывести народы своих стран из послевоенной депрессии и задать им ускорение, благодаря которому сегодня в этих странах для людей существует достойный уровень жизни.
- Если человек чувствует призвание проповедовать Евангелие, но он женат, что ему лучше всего делать?
Для проповеди Евангелия не существует препятствий, ибо «от полноты сердца говорят уста» (Мф 12,34). Если человек влюблен в Евангелие, он будет благовествовать о нем повсюду. Сегодня перед христианами стоит задача пронизать культуру, в которой мы живем, духом Евангелия. И Церковь предлагает множество различных форм для реализации этого задания. Если же женатый мужчина хочет нести литургическое служение, он может принять постоянный диаконат, предусмотренный в Церкви для женатых мужчин.
- Не секрет, что в среднем католики знают Библию хуже протестантских братьев. В чем причина?
Главная причина, как мне кажется, в том, что действительно мощное, целостное учение Католической Церкви, интерпретирующее Библию для людей, живущих «здесь и сейчас» своим авторитетом потеснило Библию. Авторитет Писания уступил место авторитету Церкви. Кроме того я вижу как причину разницу в экклезиологии протестантизма и католичества. Протестантские церкви делают акцент на личную веру. В Католической Церкви долгое время миряне были пассивной частью народа Божия, а потому не было внутренней мотивации к изучению Писания. Переосмысление Церковью самой себя, о котором мы говорили вначале, уже привело к возрастающему интересу к Библии среди католиков.
-Вы являетесь одним из основателей Школы Апостольства Мирян в Одессе. Какова ее цель?- Востребовано ли богословское образование самими мирянами? Оно им нужно?
Школа Апостольства Мирян – это учебное заведение, где можно приобрести начальное богословское образование и научиться основам христианского служения. Цель школы – помочь мирянам распознать своё призвание, подготовить их к служению в своих поместных общинах. В рамках нашей Школы есть несколько направлений. Это библейский курс. Здесь студенты изучают историю и экзегезис Священного Писания, библейскую археологию, жизнь и среду обитания библейских народов. В рамках курса вычитываются также дополнительные часы, посвященные догматике и христианской этике. Есть также так называемый социальный факультет, который предлагает обучение по двум специализациям: организация помощи людям, попавшим в алкогольную и наркотическую зависимость; рганизация помощи семьям, где есть люди с ограниченными возможностями (инвалиды).
В систему обучения на социальном факультете входят лекции, семинарские и практические занятия, тренинги, исследовательская деятельность и программы развития личности. Преподавание ведут психологи, богословы, социальные работники – сотрудники ведущих научных и практических центров Украины.
Однако все мы, миряне, на основании крещения и миропомазания или особого дара Святого Духа призваны свидетельствовать о евангельской истине, изучать ее, проповедовать и защищать. Так мы участвуем в пророческой миссии Самого Господа. Потому что пророческое служение Свое Господь совершает не только через иерархию, но и через мирян, на что особо обращают наше внимание отцы Второго Ватиканского собора (Свет народам, 35). Библейское значение слова «пророк» отличается от расхожего представления о пророках, как предсказателях будущего. В библейском смысле «пророк» – это человек прорекающий волю Бога. Поэтому богословие мирянам нужно. Но это понимают те, кто ответственно относится к своему христианскому призванию, кто желает развивать его и приносить плод.
- Чем отличается католический подход к миссии от протестантского и православного?
Здесь можно говорить долго. Но если упрощенно, то ситуация выглядит следующим образом. Протестансткое понимание миссии является достаточно радикальной интерпретацией missio Dei вплоть до готовности исключить участие Церкви. Православная миссия – это прежде всего свидетельство об истинности православия, раскрытие ценностей своей традиции для тех людей, кто не знаком с этой традицией или имеет искаженное представление о ней. Современное католическое понимание миссии относится не только (и не столько) к миссии в юридическом и географическом смысле, сколько имеет более широкий социальный, культурный и религиозный характер. В этом значении в современной католической миссиологии все чаще слово миссия заменяется словом евангелизация.
Павел Левушкан, terramariana
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()