Психолог Евгений Сарапулов высказал свое мнение по поводу явления «инкаунтер» (англ. «encounter» — «столкновение», «встреча»). “Мне показалось, что инкаунтер может быть как помощью, так и манипуляцией”.
Показалось, что больше критикуют, нежели одобряют подобного рода «встречу» с Богом. Я лично знаю людей, которые проходили через эти «столкновения». Видно, что для них это был опыт яркий, запоминающийся. Написано «по вере вашей будет вам».
Помогает всем, кто верит, что такие «встречи», «столкновения» с Богом полезны, необходимы для улучшения своего состояния духа, души и тела. Однако, несмотря на то, что внешне результат очевиден и определенные изменения действительно происходят. Это еще не говорит об инкаунетере как о чем-то абсолютно положительном. Многое зависит от мотивов человека.
Кто-то использует инкаунтер, чтобы оправдать свою лень исполнять какие-то заповеди или нежелание меняться в тех или иных сферах своей жизни. Кто-то ищет дополнительных эмоциональных переживаний. Однажды прочитал наблюдение одного специалиста. Он считает, что сегодня люди обычно ищут новый метод, новую теорию, новый подход, семинар, чтобы, прослушав, поучаствовав в них, сказать себе, что я развиваюсь, со мной всё в порядке – я сбалансированная личность. Однако поиск современного человека, не исключая верующих людей, направлен на изменение своего поведения, но не своего характера. Вся литература вплоть до 19 и даже 20 века. Связанная с воспитанием, обучением человека говорила о необходимости изменения характера личности. Начиная с 19 века акцент стал переключаться на изменение поведения. И мне кажется, что инкаунтер чаще удовлетворяет именно этой потребности – изменение поведения, но не характера.
Кто-то искренне рассматривает инкаунтер в качестве инструмента духовного освещения, очищения своей личности. Мотивы, намерения у людей разные. Результат тоже разный.
Я лично не участвовал в подобном. Меня обычно такие вещи не привлекают. Для себя я избрал один из действенных и простых, на мой взгляд, путей обретения духовного баланса. В послании Коринфянам написано, что «кто любит Бога, тому дано знание от него». А в послании апостола Иоанна написано, что «это же есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его и заповеди Его не тяжки». Поэтому в ситуациях, когда у меня не хватает знания о себе, окружающем мире, когда неопределенность, неясность и мне необходимо знание для принятия решений, я понимаю, что здесь есть два варианта.
Первый: либо я перестал стараться, стремиться исполнять заповеди Божьи.
Второй: либо мне нужно обновить свое понимание, что значит исполнение заповедей Божьих в данный период моей жизни, в конкретных специфических обстоятельствах.
Главная забота – наблюдать за собой и честно признаваться перед самим собой и Богом, исполняешь ты сейчас или не исполняешь ту или иную заповедь. Конечно, самому человеку исполнять заповеди практически невозможно. Нужно верить, что Бог поможет. Тогда заповеди становятся не тяжким бременем, а законом, исполняя который, ты обретаешь свободу.
Инкаунтер как «встреча» с Богом может быть постоянным состоянием человека. Если мы «Им и живем и движемся и существуем», то с Богом не просто происходит встреча, а постоянное взаимодействие. В таком случае, зачем нужен особо разработанный процесс того инкаунтера, который сегодня практикуется в некоторых церквах?
В то же время, человек такое существо, что ему нужны какие-то чисто по человечески видимые, понятные на душевном уровне моменты, благодаря которым он лучше понимает для себя, что значит обретать или обновлять свое духовное состояние. И если кому-то этот метод инкаунтера помогает, то оставьте его в покое. Лишь бы плоды духа проявлялись: мир, долготерпение, радость, милосердие, вера, кротость, воздержание…
В некоторых дискуссиях одни пытаются показать, что инкаунтер чисто психологическая практика (сравнивают его с гештальтом). Да, оно таковым может являться, если человек этого ищет. Но для того, кто ищет духовности, инкаунтер будет реально духовным явлением. Каждый находит то, что ищет и каждый получает по мере своей веры.
Если руководители церкви принимают решение практиковать инкаунтер, это их право. Они могут в этом видеть часть процесса обучения, наставления верующих в вере, Истине. Но сам по себе метод инкаунтер я не считаю духовным. Это конкретно продуманная методика работы над своим состоянием и состоянием других. И одни служители церкви могут использовать инкаунтер как средство манипуляции. Другие наоборот, как средство помощи верующим.
Я лично, как психолог, имею в своем арсенале различные методы оказания помощи тем, кто приходит ко мне на консультацию или звонит на прямой эфир, задает вопросы. И, как правило, вопрос – манипулируя я или помогаю – зависит от моего внутреннего отношения к человеку, к себе, к Богу в данный момент времени.
Поверьте, если нужно показать явление инкаунтера как явно манипулятивное средство над другими людьми, я найду для этого множество оснований и ссылок на научные исследования, на авторитеты, на места из Библии. Точно также, если нужно отстоять инкаунтер как нормальное явление, я это тоже могу сделать.
Мое мнение. Зря «копья ломают» те, кто ревностно либо критикует, либо оправдывает явление инкаунтера. Но «железо железо острит» и благодаря этому в споре, дискуссии выявляются искусные люди, способные определить, что является нормой, а что аномалией. Может быть, по этой причине Бог время от времени допускает верующим испытывать что-то новое неоднозначное, экспериментировать, чтобы мы имели повод оттачивать свои умственные, эмоциональные, волевые и духовные способности?
Инкаунтер – это не проблема истины. Это проблема убеждений и различного понимания, истолкования текстов Библии и христианской практики жизни.
Евгений Сарапулов
психолог и радиоведущий
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей (0)
Ссылка на историю развития инкаунтера.
“То, что когда-то начиналось как рискованный эксперимент в Национальной лаборатории тренинга в г. Бетеле, штат Мэн, в скором времени привело к появлению огромного числа групповых форм психологического воздействия. В настоящее время во всем мире существует множество разновидностей психокоррекционных групп. Многие из них получили название инкаунтер-групп, и этот удачный термин вызывает нечто похожее на любовь среди сторонников и враждебность среди критиков...”
http://psylib.org.ua/books/rudes01/txt03.htm
Хотелось бы узнать, кто, как и с какой целью начал использовать подобные практики среди христиан.
Инкаунтер – это не проблема истины.
Инкаунтер – это не проблема замены Истины, вернее так - не оценив истину - давай еще что-то добавим...
практика психологической накачки + старая система обязательного исповедания, вроде Богу - но по усложнеынном театрализованном сценарии ...