13 Декабрь 2024
 

Алексей Смирнов: “Переворот должен произойти в жизни самого верующего”

Smirnov

Председатель Российского союза ЕХБ Алексей Васильевич Смирнов дал интервью журналу “Голос истины”, издающегося Славянской баптистской церковью города Спокен, штат Вашингтон (США).

- Алексей Васильевич, расскажите о себе.

- Родился в 1955 году. Рос и обратился к Господу в городе Дедовске (Московская область). Родился в христианской семье. С ранних лет при церкви, потому что верующие собирались в доме моего отца. Когда мне было 6 лет, отца в первый раз арестовали, судили и отправили в Сибирь. Отобрали дом. В 1964 году он был реабилитирован как незаконно осужденный. В 1973 году я покаялся, хотя вопрос, верить в Бога или нет, передо мной никогда не возникал. Для меня обращение означало: согласен ли я посвятить всю свою жизнь Богу. С тех пор служу Господу. Начинал руководителем молодежи в местной церкви, затем - по Московской области, проповедовал на улицах Москвы, организовывал новые церкви, нес пасторское служение, работал в пасторском отделе при Союзе евангельских христиан-баптистов. Год назад меня избрали председателем Российского Союза ЕХБ. Женился в 1978 году. У нас шесть сыновей, три дочери-невестки и два внука.

- В 90-е годы Вы участвовали в благовестии. Действительно ли это было пробуждение или просто поиск чего-то нового?

- Все началось в конце 80-х. Для нас это время было реальной возможностью открыто нести Благую весть - ничто другое нас не интересовало. Когда появилась такая возможность, мы пошли с проповедью Евангелия, приглашая людей на библейское обучение. Конечно, в то время была определенная эйфория. Повышенное радостное настроение после падения “железного занавеса” охватило многих людей потому, что появилась свобода, и то, что раньше считалось “опиумом” для народа, стало чем-то даже престижным.

Вначале Благую весть несли в основном энтузиасты-проповедники. Российский Союз как-то невнятно реагировал на открытые двери для проповеди. Совет Церквей вообще последним отреагировал на происходящие в стране процессы. Поэтому и возникали новые церкви, которые затем объединялись в свои небольшие союзы.

Ожидаются ли в современной деятельности Союза какие-либо изменения?

Никакие радикальные изменения не предполагаются. Российский Союз ЕХБ продолжает нести свое служение. На последнем Съезде мы приняли документ, который регламентирует видение и стратегию работы нашего братства. Как председателю, возглавляющему Союз, мне приходится главным образом корректировать то, что уже есть, но не менять что-либо. Ни в каких революциях мы не нуждаемся. Переворот, прежде всего, должен произойти в жизни самого верующего: от потребительского образа жизни - к реализации Божьих задач.

- Какие цели поставлены перед братством на ближайшие годы?

- Сейчас мы выбрали основное направление работы - это поместная церковь. Всестороннее развитие поместной церкви, начиная от пресвитеров, их обучение, устройство церкви и даже дом молитвы. Какой бы он ни был, он должен хорошо выглядеть, быть привлекательным и удобным. Мы будем вкладывать силы и ресурсы в то, чтобы церковь стала понятной, устроенной и влиятельной. Идея открытия новых церквей - идея хорошая. Но слабые церкви основывают такие же слабые общины, и это неправильно. Те церкви, которые уже есть, должны стать утвержденными, библейскими, сильными, организованными, и тогда они смогут организовывать достаточно зрелые группы. Это первое.

Второе. Миссионерскую работу мы хотим переключить на области. Главная сила миссионерского служения - это областное объединение. Ведь тяжело и даже неправильно управлять из Москвы миссионерской работой. Да, мы будем координировать работу, но больше ответственности должно быть на местах. В наших церквах есть определенный перекос. Мы проповедуем Евангелие низшим слоям населения: алкоголикам, наркоманам, бездомным и нищим. Это простой путь для достижения душ, хотя он и оправдан: ведь Христос умер за всех людей. Но получается, что общины христиан-баптистов пополняются за счет этого контингента, и это не совсем правильно. Мы сами даем повод думать, что русские баптисты - это отсталые необразованные люди. А ведь у нас есть потенциал. Есть образованные христиане, которые могут представлять баптистское братство на научных форумах и конференциях. В этом направлении нужно работать и поощрять проповедь Евангелия всем категориям населения.

- Существует ли какая-либо статистика по количеству и росту церквей?

- Количество церквей у нас не уменьшается. Но численность членов церквей может и убывать. Сегодня я пользуюсь данными, полученными от предыдущего руководства. Но к октябрю, когда соберутся областные пресвитера, у меня будет более полная картина.

В чем сегодня больше всего нуждается христианин? Может быть в том, чтобы вернулась первая любовь?

Христианин нуждается по-прежнему все в том же: он должен переключиться со своего “я” и сосредоточиться на двух направлениях. Первое - заняться очищением своей жизни и сердца, и второе - исполнением Божьей воли. К сожалению, сегодня христиане погружаются в литургическое служение и евангельские верующие становятся этакими “полуправославными”, когда литургия в храме – весь смысл христианской жизни. Неудивительно, что верующие активны только на воскресных богослужениях, но пассивны в своем личном христианстве в течение остальной недели. Это нужно изменить.

- С какими трудностями сегодня встречаются верующие?

- Больше стало соблазнов. Размываются понятия о посвящении Богу, о чистоте собственной жизни. В нашей стране появилось еще одно искушение - возможность жить лучше. Мир предоставляет для этого много возможностей: хочешь трудиться на двух работах - работай, хочешь на трех - работай. И как ни странно, в нашем обществе именно баптисты востребованы. Их берут на работу по многим причинам: не употребляют алкоголь, всегда трезвые, честные, посвященные работе. Многие верующие этим увлеклись, и для таковых христианство стало всего лишь праздничным богослужением.

Искушение же для молодежи - электронные новшества, которые открывают перед ними большие возможности. Духовно незрелый христианин становится зависимым от компьютера, Интернета, бывает, что самостоятельно уже не может освободиться. Не говорю уже о краже времени через все эти электронные игрушки: дьявол становится все более изощренным в обольщении.

Если сравнивать баптистские церкви с другими деноминациями, в чем мы проигрываем, а в чем преуспеваем?

Прежде всего, баптисты находятся в более выгодном положении в историческом плане. Ведь еще не так давно многих, включая пятидесятников, называли баптистами. Харизматия - явление более позднее, появившееся на волне 90-х годов в России. Преимущество, однозначно, на стороне баптистов: ведь мы проповедуем Евангелие, не искажая его. Так что с точки зрения традиционного российского общества, баптисты более приемлемы. Если же говорить об эмоциональном восприятии в обществе, где проявление эмоций не всегда приветствуется, то мы видим, что харизматические церкви растут. Причина этого, в какой-то мере, - возможность выразить здесь свои чувства, но, как следствие, наблюдается и большая текучесть в таких церквах.

Недостатками в баптистском братстве я назвал бы аморфность, некую леность, отсутствие огня, который побуждал бы к личному посвящению. Мы не должны никому подражать, но использовать любые формы для донесения Евангелия, даже наблюдая за иеговистами или мормонами. Они идут от дома к дому, а ведь это методы евангельских христиан. Вспомните, кто на Руси был первыми книгоношами? Странно как-то получается: иеговисты несут заблуждение, но усердны в своем деле, а мы, представители Царства Христа на земле, не используем все возможности. Мы должны понять, что ответственны за спасение грешников!

- Ваша оценка церквей в эмиграции.

Трудно сказать, есть ли у меня такая оценка. Скорее всего, есть мнение, сформированное на основе рассуждений служителей. В любом случае, отличия есть. Я бы сказал, что здесь присутствует некая законсервированность, которая тянется из прошлого столетия. Мне часто задают вопрос, проникает ли либерализм в российские баптистские церкви. В богословии никакого либерализма нет. А вот в формах служения он присутствует. И это вполне нормальное явление, если оно контролируемо. Здесь же я вижу стремление верующих сохранить формы и устройство церковной жизни двадцатилетней давности. Но церковь меняется, меняется среда, в которой находится церковь, и поэтому, сохраняя богословие, используются новые формы служений. Где-то проводятся спортивные мероприятия, где-то устраиваются театральные постановки для проповеди Евангелия. В одних церквах это практикуется, в других подобное категорически неприемлемо. Это - позиция самой церкви, и мы не можем из центра диктовать одну линию для всех форм служений. Главное, чтобы эти формы не противоречили Писанию.

- Какую пользу и какой вред несут иностранные миссионеры?

- Хороший вопрос. Во-первых, большинство иностранных миссионеров имеют благие намерения для России в деле распространения евангельской вести. К сожалению, иногда вместе с Евангелием привносится и культура какой-либо страны. И здесь миссионеры должны понимать, что свою культуру приносить не нужно, а также и свое специфическое богословие. Нужно нести библейские подходы, чтобы поддерживать местные церкви и их служителей в работе, ни в коем случае не разрушая традиции поместной церкви. Особенно это касается России, поскольку наша страна - не духовная пустыня.

Она имеет многовековую историю православной церкви, хотим мы это признавать или нет. Эта традиция и история наложили отпечаток и на богословие, и на формы служений. Иностранцами было пожертвовано много средств, причем порой даже не спрашивался финансовый отчет. На пожертвования были построены храмы, и об этом нельзя забывать: ведь это была милость и служение со стороны зарубежных церквей и миссий. Русские очень доверчивы. Случалось, что иностранца воспринимали как своего, со схожим баптистским богословием, но это не всегда было так и приводило к определенным проблемам в церквах. С одной стороны, финансовая помощь - это благословение, с другой - христиане привыкли к такой помощи и сами отучились жертвовать. Сейчас в этой сфере мы проводим обучение наших верующих.

- Чем мы, русские эмигранты, можем быть полезны для России?

- Прежде всего, русские эмигранты понимают нашу культуру, знают российский менталитет. Нам не нужно много времени, чтобы наладить между собой нормальные отношения. Владея русским языком, вы можете быть хорошей поддержкой и в миссионерских, и в других проектах российских церквей. Можете поддержать те церкви, которым самостоятельно трудно что-либо осуществить. Когда приезжает подготовленная, образованная молодежь и проповедует Слово Божие, подготавливается почва для личного благовестия, оказывается влияние на власти, формируется правильное общественное мнение.

Такие миссионерские поездки полезны и американским церквам. Ведь молодежь, которая участвует в миссии, принципиально отличается от той, которая не выходит за пределы своей церкви. Это посвященная молодежь, из нее вырастают будущие служители церквей. Так что от таких миссионерских проектов обоюдная польза: и для церквей Америки, и для России. Вместе будем проповедовать Евангелие и возрастать духовно!

Беседовал Павел Кобзарь, istina.info

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Декабрь 2024

    П В С Ч П С В
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5