Руководитель отдела внешних церковных связей Российского Союза евангельских христин-баптистов Виталий Кириллович Власенко рассказал о ситуации со свободой совести в странах бывшего Советского Союза.
-Виталий Кирилович, Вы вернулись из Киева. Какова цель этой поездки?
-Моя поездка в Киев была непосредственно связана с подготовкой предстоящей в октябре этого года конференции Евроазиатской баптистской федерации ЕХБ. Федерация включает в себя практически все национальные союзы евангельских христиан-баптистов бывшего Советского Союза.
Знаменательно, что когда межнациональные связи серьезно ослабли после распада союзного государства, евангельские христиане-баптисты сохранили и продолжают укреплять свои межцерковные связи. Тема предстоящей конференции весьма актуальна, она соответствует тому историческому периоду, в котором мы живем, и звучит так: “Двадцать лет спустя. Взгляд в будущее”. Выражаясь языком Ветхого Завета, можно сказать, что мы хотим “восстановить жертвенник”, чтобы вознести “жертвы” благодарности Господу за прекрасные двадцать лет религиозной свободы, а так же просить Божьей мудрости на будущее планирование своей работы.
Это совершенно необходимо, чтобы начать новую фазу развития евангельско-баптистского движения не только в России и Украине, но и в других странах СНГ, особенно в азиатских республиках, где проповедь Евангелия серьёзно осложнена различными законодательными актами. На данной конференции мы ожидаем более одной тысячи участников из всех республик СНГ.
-Будет ли эта конференция учитывать специфику политической и экономической ситуации в разных регионах Евразии?
-Евангельские христиане-баптисты исторически выступают за отделения церкви от государства, в то же время мы учитываем политическое и экономическое влияние, которое оказывают на наше общество решения национальных государственных органов власти. На предстоящей конференции мы планируем провести всесторонний анализ деятельности наших поместных церквей в границах географического пространства бывшего СССР. Детальный анализ даёт ценную информацию для принятия будущих управленческих решений.
Сегодня многие национальные союзы наблюдают некоторое снижение евангелизационной активности поместных церквей, это, если хотите, новая историческая парадигма, которую нужно изучить и сделать соответствующие выводы. Как мне видится, такой тренд продиктован кардинальными изменениями, которые медленно, но верно происходят: меняются наши ценности, состав нашего общества. Секуляризм, материализм, почти полная потеря интереса к духовным ценностям, - вот неполный перечень тех нерадостных перемен, которые произошли в постсоветском обществе. Весь спектр этих проблем мы попытаемся проанализировать на будущей конференции и выработать возможные рекомендации для дальнейшего развития, которые будут выражены в итоговом документе. Он послужит хорошим подспорьем для стратегического планирования всем национальным баптистским союзам, входящим в Евразийскую баптистскую федерацию.
-Как бы вы охарактеризовали ситуацию со свободой совести в странах бывшего Советского Союза?
-Свобода вероисповедания для всех баптистских союзов является одним из семи основных исторических принципов. Мне как россиянину, постоянно проживающему в Москве, не просто дать всестороннюю оценку ситуации со свободой совести в странах СНГ. Основываясь на информационных источниках, доступных мне, наибольшая свобода вероисповедания сегодня наблюдается в Украине, России и странах Прибалтики. Говоря об Украине, мне кажется, необходимо отметить, что украинский национальный Союз евангельских христиан-баптистов является самым крупным по количественному составу не только в СНГ, но и во всей Европе.
Многие церкви ЕХБ после развала Советского Союза остались вне Российской Федерации - на Украине. Нужно отдать должное и общественной активности братьев-украинцев, многие из которых являются депутатами национального парламента, входят в состав региональной и местной исполнительных власти. Жизнь никогда не стоит на месте, всё меняется - приходят новые политические лидеры с новыми политическими подходами. Наша страна, Россия, занимает твердую позицию в вопросах свободы вероисповедания.
Несмотря ни на что, закон 1997 года продолжает действовать и религиозные организации чувствуют себя достаточно уверенно. Конечно же есть перегибы на местах, но они не носят масштабного характера. В этом году были, например, проблемы с проведением детских летних лагерей в Архангельской области.
Несмотря на политические свободы, экономическая составляющая в нашей работе играет важную роль. После недавнего экономического кризиса, который затронул экономики национальных республик, жизнь поместных церквей значительно осложнилась, так как все поместные церкви финансируются за счёт добровольных пожертвований своих членов.
В этой связи нужно сказать, что из-за отсутствия необходимых средств у религиозных организаций стран СНГ многие юридические проблемы, связанные со свободой совести, пока не решаются.
-Вы говорите, что в Украине одним из подтверждений благоприятной ситуации можно считать христиан во власти? Россия свободная страна, пусть с некоторыми оговорками. Но у нас христиане редко становятся публичными фигурами, не говоря уже о том, чтобы быть влиятельными политиками. Почему?
-Евангельские христиане во власти - это признак зрелости современного общества. Уважение к людям с другой точкой зрения, видящим ситуацию в стране иначе, свидетельствует о том, что общество является просвещённым и толерантным. Под благоприятной ситуацией я имею в виду то, что большинство уважает мнение меньшинства, когда из образованных, любящих свою Родину граждан страны, не делают изгоев и людей второго сорта.
К сожалению, за эти двадцать лет нам, россиянам, не удалось до конца изжить те религиозные фобии, которые советская атеистическая пропаганда активно внушала на протяжении многих десятилетий.
Сегодня нечистоплотные политики используют религиозную риторику, чтобы оскорбить или унизить своих конкурентов или оппонентов. Во время последних выборов мэра Смоленска кандидата на этот пост одна из местных газет объявила причастным к сектантам, несмотря на то, что он не имел никаких связей с инославными христианами. В результате, рейтинг популярности кандидата понизился.
Я считаю пережитком прошлого то, что верующих в Бога делят на традиционных и нетрадиционных. Некоторые политики в период начавшейся предвыборной агитации пытаются привлечь избирателей националистическими лозунгами и заявлениями, суть которых иногда граничит с расистскими призывами.
События на Манежной площади ярко показали, что религиознно-национальная риторика в нашей стране остается крайне взрывоопасной. Политикам и общественным деятелям нужно быть очень осторожными в выборе слов для своих выступлений и публикаций.
-Вы, наверное, уже занимаетесь предварительным анализом плодов христианской свободы за 20 лет. Каковы основные ошибки российских евангельских христиан-баптистов и каковы основные успехи?
-Библия говорит, что “суд без милости не оказавшему милость. Милость превозносится над судом”. Очень сложно говорить об ошибках, так как многие решения принимались людьми, которые не были готовы к внезапно открывшимся возможностям. Начну с положительных завоеваний.
Как мне видится, благодаря мудрому руководству российский Союз евангельских христиан-баптистов сохранил и умножил количество и качество своих поместных церквей: была сохранена управляемость и все взаимоскрепляющие связи. В непростое время существовала явная опасность потерять свою национальную идентичность, но, слава Богу, Союз остался верен своим целям и задачам. За эти двадцать лет, образовалось большое количество конфессиональных учебных заведений по подготовке нового поколения христианских лидеров. Были построены или начали строиться многие общины. Миллионы россиян впервые услышали Евангелие и получили Новые Заветы на русском языке. Евангельские христиане почувствовали себя неотъемлемой частью российского общества. Всё вышеперечисленное является чудом Божьим и ответом на многолетние молитвы верующих по всему миру.
Говоря об отрицательном, я хотел бы отметить, что для определенной группы церквей до некоторого времени материальная помощь была хорошим подспорьем в развитии, но в какой-то момент она превратилась в зависимость. Люди перестали верить, что Бог - Иегова-Ире, то есть Господь, который позаботится. Необходимо вернуться к вере в то, что с Богом возможно всё. Я абсолютно уверен в том, что российские христиане могут обеспечить и решить все материальные нужды наших поместных церквей. Мне кажется, что с тем людским и интеллектуальным потенциалом, который был у нас на начало девяностых, было сделано всё возможное, чтобы евангельское движение в России росло и развивалось.
Игорь Аленин, ”Протестант”
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()