15 Декабрь 2024
 

Доктор Майкл Моргулис: Наша любовь к Израилю имеет духовную природу

Mayk mjrgulis

В последнюю декаду ноября в Израиле находился с визитом доктор Майкл Моргулис.

Имя Моргулиса многие американцы связывают с основанными им организациями: религиозно-благотворительная «Христианский Мост» (Christian Bridges International) и фонд «Духовная Дипломатия» (Spiritual Diplomacy Foundation), в основе которой лежит новая духовно-политическая концепция.

Однако полагаю, что далеко не все знают, что этот евангелистский проповедник и богослов обладает замечательным литературно-поэтическим даром и еще в 1970 году был принят в Союз Писателей СССР. Родившийся и выросший в Киеве, Михаил Зиновьевич в 1972 году получил 1-ю литературную премию СП УССР и Министерства культуры УССР. Свою беседу с Михаилом Зиновьевичем я начинаю именно с этой темы.

— После Вашей эмиграции в США в 1977 году Вы не оставили свое увлечение литературой?

— Сначала я продолжил свое образование, закончил Норвичский университет в Вермонте, там же преподавал. В 1987 годах издавал газету «Литературное Зарубежье и журнал «Литературный Курьер». Параллельно, с 1982 года, я был одним из основателей и главным редактором издательства «Slavic Gospel Press» в Чикаго (ныне издательство «Христианский Мост»), выпустившего на русском языке более 100 книг, ,включая первый русский перевод Хроник Нарниизнаменитых цикл из из семи фэнтезийных книг, написанных Клайвом Льюисом, книги философов Гилберта Честертона, Дитриха Бонхоффера , Чарльза Колсона и других значительных имён на западном небосклоне высокой мысли.

— Я полагаю, Михаил Зиновьевич, что данный Вам Богом литературно-поэтический дар во многом предопределил весь Ваш жизненный путь, благодаря чему именно почитатели Вашего таланта стали Вашими последователями и составили костяк созданных Вами организаций.… Так ли это, как Вы думаете?

— И да и нет. У нас есть люди, для которых важны не только мои скромные литературные дела, а основные мои идеи, способствующие прекращению конфликтов в мире.

— Я понимаю, что поставил Вас в несколько неловкую ситуацию. Но в общении с Вами я не перестаю удивляться тому обилию поэтических цитат из разных поэтов, столь близких моему сердцу… Здесь и Марина Цветаева, Борис Пастернак и Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский… А Ваши телевизионные встречи с такими гостями как Татьяна и Сергей Никитины, Евгений Евтушенко, переводчиком на английский Белого и Достоевского Томасом Байером, знаменитым профессором Ирвином Вайлем, Эдвардом Радзинским, Славой Полуниным… А литературная и поэтическая рубрики Вашего Интернет-сайта… А непередаваемая живиальная (по Бабелю) и энергетическая поэтика Ваших статей или чарующих (по определению Т.Байера) эссе «Прощание с Иерусалимом», «Неспетая песня, Париж», «Погружение в зелёный сон» и других необычных вещей. Кстати, не могли ли Вы напомнить названия хотя бы некоторых из написанных Вами книг?

— Пожалуйста, с удовольствием: «Return to the Red Planet» («Возвращение на Красную планету») — 1989,( на 5 языках), «Сны моей жизни» (сборник рассказов) — 1990, «Притча о добром самаритянине» – 1993, «Что самое страшное?»- 1994, «Крест и Любовь» – 1995, «Russia: between Sword and Cross. With Melissa Rose Marshall» («Россия: Между мечом и крестом» — в соавторстве с Мелиссой Роуз Маршал) -1996, «Духовная Дипломатия: невыдуманные истории» – 1991, «Тоска по раю» – 2005. Хочу добавить, что я не стал популярным писателем. Возможно, причина в том, что мне не хватает писательских амбиций. Меня за это укоряли Виктор Некрасов и Василий Аксёнов. Виктор Платонович говаривал: «Писатель должен быть, как модель, говорить о себе, «продавать“ себя, конкурировать, доказывать, участвовать. Вот смотрите, если о Довлатове в любой газетке русской не напишут, он в обморок падает. А вам всё равно. Значит будете всегда сзади стоять…». Я им говорил, что да, в принципе, они правы, но возражал так: Зато я выпустил много книг других прекрасных писателей. И это, наверное, гораздо важнее, чем, если я стал бы более известный, и выпустил на пять своих книг больше! Мне удалось выпустить прекрасные книги других, и этим я открыл русскоязычному читателю столько новых для него западных мыслителей. Пусть Всевышний рассудит, что важнее.

— В июне этого года по ТВ я смотрел сюжет об открытии Вами в штате Флорида Всемирного Центра Святости. Пользуясь случаем, я хочу попросить Вас, Михаил Зиновьевич, коротко об этом рассказать.

— Центр Святости – это логическое продолжение нашего фонда «Духовная дипломатия», а концепция Фонда – это стремление останавливать конфликты в мире, между странами, и внутри стран, с помощью духовных ценностей конфликтующих сторон. (Примерно так её охарактеризовал когда-то знаменитый сенатор Джесси Холмс). Таким образом, наш Центр – это, если можно так выразиться, практический плацдарм Духовной Дипломатии. В Центре Святости, на территории три гектара находятся парковые аллеи, два дома, озеро Малый Генисарет, библиотека, бассейны, фруктовый сад, дома на колёсах для приезжих. Фонд Духовная Дипломатия построил этот духовный дворец за год. Как известно, идеи создают личности. Потом идеи попадают в массы и там воплощаются в жизнь. В Центр Святости будут приезжать яркие личности, люди мыслящие неординарно, талантливые, пытливые, и конечно, духовные. Люди из многих стран, разных религий, разных национальностей, но обязательно, талантливые, неординарные. Такие люди могут проанализировать прошлое, оценить настоящее, заглянуть в будущее. Иногда не хватает жизни, чтобы встретиться с людьми большого духовного диапазона и высокого интеллекта. Мы постараемся, чтобы такие люди встречались здесь, и чтобы в моменты их общения высекались искры открытий по преобразованию мира, созданию уникальных духовных, культурных и литературных проектов.

— У многих израильтян, и вообще – евреев, бытует мнение, что чуть ли не все христиане, как бы это сказать помягче, недолюбливают их. Такое мнение складывалось на протяжении многовековой истории взаимоотношений евреев с христианами различных конфессий – от католиков до православных. Примеры тому – времена инквизиции, изгнание евреев из Испании, пресловутая черта оседлости в царской России, дело Дрейфуса во Франции, наконец – Холокост. И вдруг мы слышим заверения в любви к евреям со стороны евангелистов-христиан. Естественно, возникают подозрения в неискренности. Как их развеять?

Мнение справедливое, основанное на многих ужасных фактах истории. Во-первых, я бы сказал, не каждый их тех, кто называет себя христианином, способен любить евреев. И, надо понять, кто такие евангельские христиане. И когда станет ясно, что для этой огромной многомиллионной группы западных христиан, еврейский народ – народ, избранный Богом, и что по Библии спасение мира зависит от иудеев, тогда станет понятно, почему эти христиане являются самыми преданными друзьями Израиля. Конечно, существует антисемитизм, в том числе, естественно, и среди христиан. Мне кажется, это мировая неисцелимая болезнь, она заразила мир, когда появились евреи, и она останется в мире, до следующей цивилизации. А если возникнет новая цивилизация, и там, скорее всего тоже будут евреи, уверяю вас, будет и антисемитизм. Несмотря на то, что во многом, еврейский народ — один из самых благородных и талантливых народов, на антисемитизм это не влияет. Я считаю, что данное явление: биологическо-психологическо-физическая болезнь. Я это объясняю по-простому, это моя теория, теория Моргулиса. Вот Бог избрал народ, это как в семье, где есть, например, 12 детей, а папа одному из них оказывает особое внимание. Он говорит ему: «Ты мой любимый сынок, ты самый лучший. Другие – тоже хорошие, но ты особенный». У тех детей возникает, хотите или не хотите, зависть, часто переходящая в скрытую ненависть к своему брату. Так и здесь, когда Б-г сделал один народ избранным, у других народов это вызвало жуткую реакцию, и они стали из-за зависти всячески наговаривать: как же это так, какое-то бедуинское племя… они де такие-то и такие – самые хитрые, самые плохие, самые не чистые и т.д. Это и есть зависть, переходящая в ненависть. И не хотят замечать положительные стороны, прекрасное и великое в этом народе, а ведь прекрасных качеств у еврейского народа намного больше. А самое главное прекрасное качество – что поскольку этот народ выделен Б-гом, он несет на себе печать божества, свет Божий. И отражает Божий свет своим присутствием на земле. И поэтому среди евреев так много особо умных людей, так много невероятных открытий, которые представители этого народа, с Божьей помощью совершают. Настоящий христианин не может не любить евреев. И здесь я хочу рассказать, как когда-то Никодим, будучи членом Синедриона, мудрый еврей, ночью пришел к Иисусу. Он не мог прийти днем, опасался, что увидят и доложат куда надо, что он ходит к странному революционеру. Он хотел узнать, почему люди Иисусом интересуются, что в нем особенного.

И Христос ему сказал, что для того, чтобы это понять и испытать особое чувство духовного познания, нужно «родиться свыше». Родиться свыше – это родиться от Бога наново, родиться духовно, начать жить с этим чувством познания. Только так можно стать настоящим христианином. Много христиан в других конфессиях живут не рождёнными Свыше. И поэтому являются христианами чисто номинально. Я всегда повторяю, если человек заходит в гараж, он не становится машиной. Так и в христианстве, человек, который приходит в церковь христианином не становится. По-Божьему, а не по-человечески, истинный христианин тот, кто «Рождён свыше».

Такой человек после этого лишается бацилл антисемитизма, и ни в словесных и ни в практических делах против евреев враждебных актов совершать не будет. Кстати, вопрос «Как ты относишься к евреям» великолепная проверка для христианина . Тот, кто говорит, что относится плохо, он ненастоящий, он не рожден свыше, он христианин по названию, но ни в коем случае не внутри. Его сердца Б-г не коснулся. Он, как говорит Библия, не зерно, а плевело.

— Спасибо, Михаил Зиновьевич, за такое образное объяснение, полагаю, что оно достаточно убедительное. Я знаю, что Вы любите не только еврейский народ, но и страну Израиль, знаю, что визиты сюда добавляют Вам энергетики, духовной силы. И все же нынешний визит – он, по Вашим словам, особенный. Расскажите, пожалуйста, какова его цель?

— Главной целью этого визита было проведение по нашей инициативе в Кнессете Круглого Стола с участием представителей «Духовной Дипломатии» из США и Европы – с одной стороны, а также израильских парламентариев, политиков и общественных деятелей – с другой. Центральные темы обсуждения: а) Усиление информационной, моральной, духовной и материальной помощи Израилю со стороны многомиллионного евангельского христианства Америки и Англии. б) Меры и усилия по объединению многих многомиллионных групп евангельского христианства Америки в единый Совет по координации и по оказанию всемирного содействия и помощи Израилю.

— Я присутствовал на этом Круглом Столе, состоявшемся 23 ноября в зале Комиссии по законодательству Кнессета, и могу засвидетельствовать, что дискуссия, длившаяся около трех часов, оказалась весьма полезной и продуктивной. Михаил Зиновьевич, поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями, как вы оцениваете результаты встречи?

— В Круглом Столе от нас участвовали президенты организаций, пасторы больших церквей, юристы при Конгрессе США, редакторы христианских журналов. Среди них — легендарный британский проповедник Дэвид Хассовей, член совета директоров профессиональной баскетбольной лиги NBA Уильям Алексен, президент Союза христиан-бизнесменов Америки Стюарт Лукас, исполнительный директор Фонда ДД Марк Базалев, представители европейского отдела Духовной Дипломатии — Максим Кииранен и Тимофей Медведев, а также известный меценат из Украины, супруга мэра Киева Алина Айвазова. Среди многочисленных участников встречи с Израильской стороны хотелось бы особо отметить депутатов Кнессета: Давида Ротема – председатель Комиссии по законодательству, ФаинуКиршенбаум — Генеральный секретарь партии НАШ ДОМ ИЗРАИЛ?шли Перри — советника МИДа. Кроме того в работе Круглого стола приняла участие делегация Евроазиатского Еврейского Конгресса во главе с генеральным секретарем Михаилом Членовым.

Результаты встречи, на мой взгляд, сугубо положительные и многообещающие. Хочу добавить, что наши отношения с Израилем имеют свою историю, и в этой связи я обязан отметить особую роль безвременно ушедшего, замечательного политика и человека Юрия Штерна, да благословенна будет его память! Именно с ним мы начали многие проекты в Америке, передали наши многочисленные контакты, в том числе, и на уровне правительства. Тогда началась разъяснительная работа в Америке и Израиле. Это желание сблизить Израиль и многомиллионное евангельское общество Америки и стало одним из важнейших проектов Духовной Дипломатии.

Насколько я информирован, евангельские христиане представляют собой различные течения – церкви и конгрегации в рамках протестантизма, возникшего начиная с 16 века (Эпоха реформации) в различных странах Западной Европы. Это наиболее демократичное направление христианства, в котором, в отличие от католиков и православных, не существует внутренней иерархии, другими словами, нет вертикальной власти. Но из-за огромного количества разного рода конфессий (баптисты, пятидесятники, методисты, пресвитерианцы, лютеране и пр.)наверное очень сложно консолидировать пастырей и прихожан, сплотить их вокруг единой идеи. Не так ли?

— Дело в том, что наша организация «Духовная Дипломатия» исповедует идею межконфессионального единства различных направлений евангельских христиан. И как раз поддержка еврейского народа, государства Израиль характерна для большинства протестантских конфессий США, Англии, Европы. Мы очень надеемся, что информация о проведении Круглого Стола под девизом «Мосты взаимопонимания» в израильском Кнессете, фильм, который будет сделан и показан многим миллионам прихожан, а мы всё снимали на видео, дадут мощный импульс для сплочения и консолидации евангельских христиан Америки и Европы. И тогда эффективность поддержки Израиля, в том числе духовной, моральной, молитвенной и материальной, возрастет многократно. Кроме того, по результатам встречи за Круглым Столом будет подготовлен отчёт для Республиканской части Конгресса, администрации Белого Дома и средств массовой информации Америки, Англии и России.

-Ну что ж, благодарим вас за любовь к Израилю, к нашим людям, к нашим целям и к нашей демократии, единственной на Ближнем Востоке.

— Не любить нам Израиль, нельзя! Иначе, это противоречит вере, которую мы исповедуем.

Владимир Сандлер, baznica.info

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Декабрь 2024

    П В С Ч П С В
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5