12 Декабрь 2024
 

Сергей Санников: Изучение истории христианства важно, чтобы понимать себя и видеть руку Божью в делах людей

Sannikov interview

С 26 по 30 марта 2012 года библейскую онлайн-школу «Снаряжение» г. Сакраменто, Калифорния, посетит преподаватель, пастор и автор многих публикаций Сергей Викторович Санников.

В рамках его поездки в Калифорнию будет прочитан курс лекций на тему истории христианской церкви. Готовясь к поездке, Сергей Викторович согласился ответить на вопросы, заданные администрацией онлайн-школы «Снаряжение».

— Сергей Викторович, у вас колоссальный опыт в изучении истории христианской церкви. Как получилось, что именно эта тема стала для вас столь интересной?

- Господь буквально «заставил» меня заниматься историей. В 1985 году меня пригласили преподавать на Заочных библейских курсах в Москве. Тогда это было единственное учебное заведение в СССР для всего евангельского сообщества, и я должен был преподавать там экзегетику и историю церкви. Но учебное пособие по истории было составлено на основании книги И. Бокмельдера, написанной в XIX веке, которая никак не могла удовлетворить, ни меня, ни слушателей. Поэтому мне пришлось собирать исторические материалы и самому писать учебник по истории христианства. Правда, ушло на это довольно много времени — 12 лет.

— Как изучение истории христианства отразилось на ваших убеждениях и жизненных принципах?

- Думаю, что изучение истории значительно расширило мой духовный горизонт и позволило взглянуть на Церковь как бы «с птичьего полета». Я стал гораздо лучше понимать как Господь, несмотря на человеческие слабости и заблуждения, готовит Невесту Сыну Своему Иисусу. Я увидел христиан в разных ситуациях, и это позволило мне гораздо терпимее и спокойнее смотреть на современное христианство. И хотя мои убеждения и принципы, по сути, не поменялись, Господь перенес многие акценты в них.

— Сергей Викторович, вы являетесь автором двухтомника «Двадцать веков христианства». Написание этой книги потребовало невероятного количества времени и энергии. Что вы хотели сказать своим современникам, проделав такой огромный труд?

- Прежде всего, мне хотелось показать масштабность и красоту дела Божьего. То есть, показать, что христианство — это не только мое церковное сообщество, но это колоссальное движение, начавшееся с маленького, как горчичное зерно, явления на окраине Римской империи и за 20 столетий превратившееся в могучее дерево, охватившее весь мир. Во-вторых, я хотел сказать, что христианство — это не религия, хотя оно почти с самого начала стало одеваться в религиозные одежды и для многих стало только религией. Но по-настоящему, христианство — это образ жизни, меняющий мировоззрение, быт, культуру и все стороны жизни своих последователей. И еще — я хотел бы сказать всем моим читателям, что во все времена христиане были такими же людьми как и мы: со своими слабостями и победами, с горем, непониманием Христа и тут же — с изумительным подвигом веры. Не надо очернять историю и не надо ее идеализировать. История христианства — это зеркало нашей жизни.

В какие периоды истории, по вашему мнению, церковь была наиболее успешной? Что делало ее слабой в остальные периоды времени?

- Я бы предпочел говорить не о Церкви, а о христианстве, и тогда очевидным кажется ответ, что наиболее успешным христианство было в апостольский период. Но это не значит, что тогда не было слабостей и ошибок. Почитайте письмо Ап. Павла коринфской церкви и вы найдете там заблуждений и ошибок гораздо больше, чем во многих современных общинах. Христианство — это движение победы и оно успешно и несокрушимо до тех пор, пока в нем не появляется грех. Как только в христианскую среду входит грех — Господу приходиться применять «Бич Божий» в виде самых различных неприятностей.

— Глядя на историю ретроспективно, в какое время быть христианином было сложнее — во время гонений или спокойствия, лишений или достатка?

- Конечно, во время достатка и свободы быть христианином гораздо сложнее, чем в периоды гонений и лишений. История это доказала тысячи раз. Во времена гонений мир становится «черно-белым», все ясно — ты или христианин или не христианин, а во время свободы можно быть христианином чуть-чуть. То есть можно иметь христианское мировоззрение, но нехристианскую жизнь. Человек может проявлять яркие таланты и дары, но плод ваш, который есть святость, как пишет Ап. Павел, может не наблюдаться. Поэтому во времена свободы и господства христианской цивилизации часто возможен самообман, что является самым страшным из всех обманов.

— Как вы понимаете принцип отделения церкви от государства?

- Этот принцип означает, что церковные структуры должны быть совершенно отделены от государственных управленческих структур, то есть никто из служителей церквей не должен никаким образом — прямо или косвенно участвовать в государственном управлении. Однако, это не значит, что церковь как сообщество людей не должна влиять на другие человеческие сообщества. Надо разделять церковь и государство, но нельзя разделять церковь и общество. В СССР разделение церкви и государства трактовали как разделение церкви и общества, запрещая всякое влияние на общество. Мне кажется, что это же пытаются сегодня навязать христианству в Западной Европе и Америке. Это неверная позиция. Христианство, как собственно и любые другие мировоззренческие взгляды, не может быть только «частным делом граждан». Эти взгляды имеют полное право на распространение и влияние, но без использования государственных структур, которые по определению есть органы насилия.

— Является ли предмет «История Церкви» востребованным в христианских учебных заведениях?

- Да, практически во всех учебных заведениях изучают этот предмет, но очень часто его изучают односторонне. То есть, как историю только моей деноминации или историю только одной части христианства — например, только западного христианства, или только восточного христианства. Но практически везде этот предмет считают важным.

— Есть ли в истории в целом какая-либо закономерность, кроме той, что она «ничему не учит», и, на ваш взгляд, есть ли у нее цель?

- В истории христианства четко просматривается закономерность количественного роста и богословской зрелости. То, о чем сегодня легко говорят ученики воскресных школ, еще несколько столетий назад было гениальным богословским откровением.

То же можно сказать в области церковной организации, библейской интерпретации и т.д. Что касается цели, то на мой взгляд, история христианства явно целеориентирована, или как сегодня модно говорить — целеустремлена. Но чтобы увидеть эту цель — надо взглянуть шире. История христианства — это часть истории человечества и чтобы понять цель существования человечества надо «выйти» из этой истории. Мы никогда не смогли бы это сделать, если бы не откровение Того, Кто стоит над историей и вызвал к жизни эту историю. Библия говорит не только о начале истории человечества, но и о ее финале. Конец истории — это вечность, в которой совершается «Брак Агнца». То есть, Невеста Христа приготовлена и начинается история «новой земли и нового неба». Глядя на откровение того, что будет в конце, можно понять причины происходящего в прошлом и настоящем. Земля и все дела на ней нужны для того, чтобы подготовить Церковь. В этом цель истории.

— Сергей Викторович, вы приезжаете в Сакраменто, чтобы прочесть курс лекций об истории церкви в библейской онлайн-школе «СНАРЯЖЕНИЕ». Что вы думаете о методе христианского образования по Интернету, которое предлагает школа «СНАРЯЖЕНИЕ». Есть ли у христианского онлайн-образования будущее?

- Я очень активно поддерживаю идею онлайн обучения и считаю, что такая форма будет очень существенным дополнением к традиционной форме образования. Я не разделяю пессимистические взгляды, что очное обучение скоро умрет. Это не так. Оно будет всегда, хотя и примет новые формы, но живое общение учителя и ученика не может исчезнуть. И все же, массовой формой обучения в будущем станет интерактивное онлайн образование.

— И в заключение, как вы думаете, почему изучение истории христианства важно для современного поколения христиан?

- В заключении вы задали самый трудный вопрос. Изучение истории важно даже не для того, чтобы не повторять ошибок прошлого. К сожалению, мы их повторяем постоянно. Но изучение истории важно, чтобы понять себя и понять руку Божью в делах людей. История христианства — это продолжение библейской истории и хотя у нас нет канонического текста истории, но мы имеем облако свидетелей, жизнь и труды которых ободряют нас и просто помогают жить.

”Снаряжение”

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей (0)
цитата ответить 26 Авг. 2012 в 03:57 Виктор:

Христианство - это информационное оружие, придуманное с целью управления людьми, А ты Серёжа посмотри на себя,  ты же Сруль Шайсенберг и свою теорию христианства навязывай своим еврейским братьям,,,,,,,,,

 
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Декабрь 2024

    П В С Ч П С В
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5