14 Декабрь 2024
 

Федор Райчинец: «Если вы не занимаетесь политикой - политика займется вами»

63573 480845906767 1385061 n

О политике и церкви, о патриотизме и христианстве рассказал преподаватель, пастор и просто удивительный человек Федор Райчинец.

Может ли христианин заниматься политикой?

По моему мнению, христианин в любом случае занимается политикой. Важно, какое значение мы вкладываем в слова «политика» и «христианин». Ведь мы понимаем эти понятия очень ограничено. Мы приучились сужать эти понятия. Христианин верит в определенный набор догм, которые являются действенными и имеющими отношение в общественной жизни, на работе и в любой деятельности. Учитывая это легко найти точки пересечения христианина и политики. Политика - это не просто искусство управления государством, но это и общее обустройство общественной жизни, в процессе которого мы также руководствуемся догмами. Вопрос лишь в том - какими? Переведем акцент с вопроса, должен ли он быть в политике или какова его политическая позиция в глобальных событий, - на то, насколько действенно с морально-этической точки зрения христианин участвует в политической жизни, какие ценности он несет, какие результаты его работы. Он держится идеологической политики партии или политики Христа, которая является политикой справедливости, милосердия, политикой защиты и повышения голоса безмолвных и бедных? Поэтому и вопрос надо переформулировать тому, можно ли христианину заниматься политикой на вопрос, как именно ему следует заниматься политикой. Есть такое классическое утверждение: если вы не занимаетесь политикой, политика займется вами. Если мы не осознаем своего участия и не имеем видения, нет христианской позиции, тогда становимся инструментами в руках других и героями политических игр.

Можно ли христианину принимать участие в демонстрациях, акциях протеста, надо молча терпеть, ссылаясь на слова «всякая власть от Бога»?

Всякая власть безусловно Бога и всякая власть будет отвечать перед Богом. И я думаю упоминавшиеся библейские слова очень часто или цитируются не совсем правильно, либо рассматриваются вне исторического контекста христианской церкви. Очень часто этими словами христиане раз таки оправдывали свою бездеятельность или свою пассивность в политической жизни. Мол, «всякая власть от Бога» - что бы она ни делала, все происходит от Бога. Но тут как раз и есть то разграничение, которое проводит ап. Павел. Он говорит, что всякая власть от Бога до тех пор, пока она действует по Божьему назначению. По Божьему назначению власть должна действовать в рамках Божьих законов и останавливать всякую несправедливость и зло. А что делать христианину, когда власть поддерживает злых наказывает хороших? О власти сказано не только в Послании к римлянам, но и в Откровении, где как раз описывается диаметрально другая позиция. Мне кажется, что вырывая из контекста цитату, христиане неправильно понятым, а потому и не действовали согласно Божьего призвания. Перекладывали ответственность за свою бездеятельность на тех, кто раз делал дела те, которые не совсем соответствуют Богу. Я скажу так: всякая власть, безусловно, от Бога, но это еще не значит, что она будет действовать по воле Божией, согласно Божьим указаниям и так далее. Тогда возникает вопрос: если власть не действует согласно Божьих законов, то должен христианин одобрять то, как действует власть и молчать. Я считаю, христиане должны выражать свою гражданскую позицию, но делать это в таких рамках, чтобы это не приводило к насилию, чтобы методы были праведными и честными. Каждый христианин должен иметь гражданскую позицию и отстаивать ее. Если же христианин просто втянут в чьи-то политические игры, это нехорошо, потому что он становится марионеткой. А когда он идет на акции протеста, чтобы добиться того, чтобы власть придерживалась своих обязательств, прописанных Библии, а не нарушала, то это нормальное явление. Это отстаивание интересов общества, отстаивания справедливости, свободы, а не отстаивание каких-то собственных интересов. Это действия ради общественного блага.

Может ли христианин относиться к политической партии, идеология которой в основном основана на общечеловеческих принципах и кое-где исповедует христианские принципы?

Это очень сложный вопрос. Любая политическая партия является, в первую очередь, пропагандистом определенной идеологии. Любая идеология, особенно, когда она успешна, скатывается к опасного положения обожания себя. Поэтому мой ответ полярная: с одной стороны, говорю - так, а с другой - нет. Впрочем, в многообразии украинских политических партий есть и такие, программа которых наиболее приближена к библейским истинам, а то и основанная на Слове Божьем. Всегда важно знать, какими средствами политическая партия будет реализовывать свою программу. Как по мне, христианская позиция - это не только позиция провозглашенных целей, но и позиция средств, реализуемых для достижения этой цели. Иными словами, средства - это та же цель, но в процессе становления. Мы не можем пропагандировать хорошие цели, используя при этом нехорошие средства. Именно в этом вопросе некоторые христиане занимают позицию, так сказать, доминирующую, или, как еще называют, придерживаются телеологической идеологии, а именно: цель оправдывает любые средства. Это не христианский принцип и не христианская дорога. Это созвучно с политикой Римской империи, которая не брезговала использовать любые средства. Римская империя пропагандировала те же цели, что и Царство Божие - мир. Римская империя обещала благосостояние всем, хотя прекрасно понимала - все не могут быть обеспечены. Мы должны понимать, что в обществе, в котором есть богатые, неизбежно будут и бедные. Ведь богатеют за счет кого и беднеют из-за кого-то. Я не говорю о утопические идеи всеобщего равенства, ведь и свобода - это право на неравенство. Возвращаюсь к вашему вопросу. Думаю так: до тех пор, пока политическая партия дает возможность христианину реализовать свою миссию в обществе, он должен принимать участие в ее деятельности. Когда политическая партия начинает христианина принуждать к нарушению христианских принципов и ценностей, надо задуматься. Поэтому однозначно ответить невозможно, все зависит от ситуации. Лично я не вижу себя в роли советчика по выбору политической партии, тем более, что сам не является партийной человеком.

В Украине очень актуальный вопрос - националистическое движение. Есть ли разница между патриотизмом и национализмом? Христианин может быть националистом или патриотом?

Разобраться нужно сначала в значении этих слов. Есть сегодня целый движение в Украине, который пропагандируется даже хорошими моими друзьями. А называется он “христианизация патриотизма и патриотизация христианства”. Этот лозунг, который они пропагандируют. Меня это лозунг настораживает, честно говоря, потому что национализм - это, по сути, определенная идеология. Существует либерально-демократическая идеология, в которой индивидуум независимый и свободно продвигается на место Бога. Идеология коммунизма и марксизма, в которой общество (коммуна) занимает место Бога. Есть и национализм, консерватизм, патриотизм, где нация становится на место Бога. И что такое национализм? Национализм - это когда отдельная нация становится во главе правления над другими, и вся политика формируется вокруг одной нации. Поднимая определенную нацию, мы опускаем другие нации. Опасность такой политики особенно возрастает в той стране, где одна нация, скажем, государственно, а есть меньшие по количеству нации. Как только право передовой борется одна нация, другие национальные меньшинства оказываются под угрозой. Что такое патриотизм? Патриотизм - это перенос этнической территории в категорию нации. Патриотизм может быть в таком государстве, как Америка, где нет одной нации. Ну что такое патриотизм? Это когда лояльность к государству становится вашим предельным интересом. Исходя из такого понимания национализма и патриотизма, можем говорить, что христианину допустимо быть сторонником той или иной идеологии? Предельным интересом христианина должна быть Царство Божие, Иисус Христос как Господь, Который пришел в этот мир ради спасения любого человека, принадлежащего любой нации. Независимо от того, в каком государстве или стране живет человек. Ответ очевиден. Я думаю, что человек тогда принадлежит к определенной народности, когда служит на его благо. Однако нельзя поклоняться народности. Ни государство, ни народ не должен вытеснять Бога. Кем вы и чем занимаетесь? Я занимаюсь многими вещами. Зарабатываю на жизнь преподавательской деятельностью, в частности, читаю лекции по политической богословия, которые в среде христиан часто неоднозначно воспринимаются. Хочется все же показать нашим евангельским церквям, что еще в недавнем прошлом мы были аполитичной церковью и не потому, что себя такими позиционировали, а потому, что такими нас сделала идеология. Сегодня мы стали чрезмерно политически ангажированы. То есть мы сегодня стали частью определенной политической силы и если и не в открытую, то скрыто поддерживаем интересы определенной политической партии. Хочу показать, что Библия рисует несколько иную картину политической позиции церкви. И эта политическая позиция церкви стоит на трех фундаментальных основах: суверенность Бога, это первичность и священность человеческой жизни. Что означает суверенность Бога? Бог над любым государством. Что означает первичность и священность человеческой жизни? Человек предстает как большая ценность, чем интересы государства. Не человек обязан служить государству, а государство призвано служить человеку. И третье - закон. Закон дан человеку, чтобы приближаться к образу Божию, а затем и другим показывать пример и защищать других. Это важные вещи, которые церковь должна напоминать и себе, и государству, в котором существует независимо от отношений с ней. Отношения могут быть дружественными, могут быть враждебными, могут быть якобы нейтральными. Но, как я говорю, если в государстве есть религиозная политика, тогда в церкви должна быть политическая позиция. Какой она будет - это другой вопрос. Но хотя мы прекрасно понимаем, что это необходимость. Поэтому я занимаюсь освещением этого вопроса. Кроме того, я являюсь академическим деканом магистерской программы по лидерству. Это моя авторская программа. Поэтому и критика, и слава будет направленную именно на мою персону за все мои успехи и промахи. Также есть я пастором одной из киевских баптистьких церквей. Принимаю участие в международных проектах. А еще я - отец детей, муж для жены и друг для друзей, и этот список можно продолжить.

Полина Полякова, пресс-служба ДООЦ ХВЕ

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей (0)
цитата ответить 27 Ноя. 2012 в 08:59 Ваше имя:

В целом, неплохо, но очень много грамматических ошибок

 
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Декабрь 2024

    П В С Ч П С В
    25 26 27 28 29 30 1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31 1 2 3 4 5