27 Июль 2024
 

Епископ Сергей Ряховский: «Евангельская вера созидает гражданина»

Интервью «Честному Слову» дает Сергей Васильевич Ряховский — епископ, доктор богословия, председатель Российского объединенного Союза Христиан Веры Евангельской (пятидесятников), член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

— Сергей Васильевич, Вы возглавляете очень крупный Союз Церквей Христиан Веры Евангельской и, видимо, лучше знаете ситуацию с общинами пятидесятников России. Расскажите, пожалуйста, о количестве общин пятидесятников у нас в стране, о приблизительном количестве прихожан в таких общинах?

— Согласно официальным данным Министерства юстиции, на 1 января этого года в России зарегистрировано без малого пять тысяч религиозных организаций протестантского направления. Из них около двух тысяч — пятидесятнические церкви и миссии. В действительности общин как минимум в три раза больше, закон позволяет действовать церквам как религиозным группам без образования юридического лица. Обычно молодые общины численностью до ста человек мы не регистрируем. Так, в Российский объединенный Союз Христиан Веры Евангельской (пятидесятников) входит свыше полутора тысяч религиозных организаций и групп по всей стране. Точной статистики по количеству прихожан у нас нет. Есть тысячные церкви, есть и небольшие общины. Кто-то подсчитал, что в среднем в российской евангельской церкви 400 человек, вот и умножайте дальше. Но количество, это не главное, важно, что наши прихожане — это, в определенном смысле, элита общества, здоровый потенциал нашей страны.

— За последние 10 — 15 лет количество пятидесятнических церквей в России очень сильно выросло. Чем вы сами объясняете такой рост?

— Ответ очень прост. Главное поручение Иисуса Христа своим ученикам, в том числе церкви сегодняшнего дня, — «Идите и проповедуйте Евангелие всем». Если верующий серьезно относится к словам Господа, то церковь обречена на рост и умножение. Наши церкви открыты для всех, проповедь понятна — мы проповедуем и читаем Библию на современном русском языке для русских, на марийском — для марийцев, на тувинском — для тувинцев. Кроме того, мы идем к людям, чтобы принести им весть Евангелия, а не просто ждем, когда люди придут на наши собрания. Ведь написано: идите, а не ждите.

— Несведущие люди часто связывают общины пятидесятников с неким «экспортом» веры из-за рубежа. Какова история пятидесятников в России?

— Официальная история пятидесятничества в России начинается с первых лет XIX века. В годы советской власти и воинствующего атеизма все верующие подвергались гонениям, и церкви были практически на нелегальном положении. Но, благодарение Господу, мы выстояли, сохранили веру, воспитали в ней своих детей. В начале 90-х годов братские церкви из-за рубежа оказали нам неоценимую помощь, в основном в области духовного
образования.

Сегодня при наших церквах, действуют сотни библейских школ, колледжи, институты, семинарии, богословские академии. В России можно получить блестящее духовное образование. Мы направляем миссионеров в другие страны на порядок больше, чем приезжает к нам. Ни о каком экспорте не может быть речи.

Разве можно экспортировать любовь? Вот так же и с верой. Вера рождается в сердце человека, в его духовных исканиях. Мы, россияне, народ ищущий и искренний, не терпящий фальши, способный отличить истину от подделки. Еще в XIII — XV веках на Руси возникали религиозные движения, по ряду доктрин схожие с евангельским, так называемые протоевангельские движения.

— Всякий, кто побывает на богослужениях пятидесятников, удивляется большому количеству молодежи. Скажите, не отвлекают ли принципы пятидесятничества молодежь от соблюдения своих гражданских обязанностей?

— Да, действительно, от 40 до 50 процентов прихожан наших церквей это молодые люди до тридцати лет. Еще процентов сорок — люди среднего возраста и не более 10 — 15 процентов — люди в преклонных годах. Мы отвлекаем людей от греха и беззаконий, но ни о каком отвлечении от исполнения гражданских обязанностей не может быть и речи. Евангельская вера, напротив, побуждает наших прихожан быть активными и ответственными гражданами своей страны. Молодые люди служат в армии, участвуют в общественных программах в своих учебных заведениях, стремятся получать достойное высшее образование, инициативны на работе. Большинство общин активно вовлечены в различные социально полезные проекты. Мы побуждаем верующих обязательно участвовать в выборах в различные органы государственной власти, а имея соответствующее призвание и образование, и баллотироваться в органы государственной власти.

— За последние несколько месяцев количество всевозможных нападок на пятидесятников России существенно (в разы!) увеличилось. Как вы думаете, чем это можно объяснить? Может быть, кто-то почувствовал, что за последние 15 лет общины пятидесятников накопили значительный потенциал проповеднической деятельности, реализации социальных программ, и препятствует новому этапу в развитии церкви пятидесятников?

— Я не думаю, что в последнее время увеличилось количество нападок на наши общины, дело в другом. На самом деле возросла активность и весомость наших общин, и их служения обществу. Евангельские церкви, равно как и нападки на них стали заметны в информационном пространстве, СМИ стали обращать на нас внимание. Гонения на церковь были и будут всегда, просто сейчас это не замалчивается, а делается достоянием широкой общественности.

Конечно, есть силы, которые опасаются роста, влияния церкви. Как тьма боится света, так и беззаконники боятся обличения.

— Как возглавляемый вами союз реагирует на увеличивающееся количество нападок на пятидесятников? Как нам кажется, здесь очень важно сохранить хладнокровие...

— Прежде всего мы стараемся быть самокритичными. Иногда причина нападок на церковь не в ненависти к религии, а в элементарном невежестве отдельных людей, в том числе представителей власти. Наши пасторы не всегда бывают готовы вести диалог с властью и обществом, вести просветительскую работу, зачастую даже не удосуживаются познакомиться, например, с главой поселковой администрации, где сами живут и трудятся. Церковь всегда пробуждала интерес у людей, и если мы не расскажем обществу о себе, о том, как мы веруем, что мы христиане и относимся к большому всемирному протестантскому движению, насчитывающему более миллиарда последователей, то наши недоброжелатели обязательно нарисуют нас коварными сектантами. Кроме невежества, есть, конечно, и целенаправленные гонения. В таком случае мы действуем в рамках закона, в том числе неоднократно нам приходилось привлекать опытных адвокатов и вести судебные разбирательства по фактам клеветы, разжигания межрелигиозной розни, оскорблении религиозных чувств верующих.

— На состоявшейся так называемой «научно-практической конференции» с нарочито пугающим названием «Неопятидесятнические секты: угроза религиозного экстремизма», прошедшей в Саратове, очень много внимания было уделено лично вам и вашей биографии. Расскажите о себе.

— Я не хотел бы в данном интервью надолго останавливаться на себе. Если в двух словах: я вырос в семье любящих верующих родителей — евангельских христиан. Я был старшим из десяти детей и сколько себя помню, каждое воскресенье был на церковном собрании. Мой отец, Василий Васильевич Ряховский, был и по сию пору остается служителем, епископом пятидесятнической церкви. Трижды — при Сталине, при Хрущеве и при Брежневе — он был осужден по политическим статьям как служитель культа, т.е. пострадал, как многие верующие в нашей стране, от атеистического, безбожного режима. После перестройки он был полностью реабилитирован и, несмотря на преклонный возраст, продолжает нести епископское служение в Подмосковье. Я прошел примерно тот же путь, будучи рукоположен дьяконом, затем пастырем и епископом Российской Церкви Христиан Веры Евангельской, повторяя путь моего отца во всем, кроме уз. Моя биография размещена в открытом доступе на многих религиозных сайтах. Также, возможно, уже в этом году выйдет ряд книг, повествующих об истории евангельского движения в России, где будет упоминаться и история моей семьи.

— На уже упоминавшейся нами конференции в Саратове очень много говорилось о психической неуравновешенности членов пятидесятнических общин. Будто прихожане таких церквей часто бьются в конвульсиях, валяются на полу, ползают под скамейками. Нас в этом случае удивляет один момент: многие пасторы пятидесятнических церквей России в ответ приглашают тех, кто выдвигает такие обвинения, прийти к ним на собрание и убедиться, что ничего подобного не происходит. Никто на подобные приглашения не откликается, а обвинения продолжают поступать...

— Отвечая на этот вопрос, я процитирую слова апостола Павла: «Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь».

Ищущие повода всегда будут искать повод, и важно нам стараться его не давать. Повторюсь еще раз — наши церкви открыты для всех, мы ничего не делаем в темном углу, мы вообще любим, чтобы было много света.

— Нам уже приходилось писать о социальных проектах пятидесятнических общин в Новосибирске. А какие социальные проекты вообще реализуют пятидесятники нашей страны в различных городах?

— Иисус был открыт для людей. Он служил людям. Точно так же и церковь Христова должна служить миру. Каждая церковь старается в меру и сверх своих сил быть полезной окружающим, своему городу, своей стране.

Писание учит, что мы должны не только молиться, но и заботиться о городе, в который поселил нас Бог. При пятидесятнических церквах России действуют свыше четырехсот благотворительных центров социальной реабилитации наркозависимых и алкоголиков, десятки семейных детских домов, приюты, центры социальной адаптации для освободившихся из мест лишения свободы, различные просветительские и образовательные программы. С 1995 года по 2004-й в наших реабилитационных центрах успешно прошли курс реабилитации 12 500 наркозависимых. Они вернулись к нормальной здоровой жизни в обществе, многие создали семьи, воспитывают детей, получили образование, работают. Часть бывших реабилитантов посвятили свои жизни служению Богу, трудятся в церквах и социальных учреждениях, помогая другим. Наш опыт социального служения востребован различными государственными структурами: Управлением исполнения наказаний, Федеральной службой госнаркоконтроля, Министерством образования и Минсоцразвития. Мы активно взаимодействуем с государственными и общественными организациями. Важно не зарабатывать себе дивиденды, а служить Господу и своему земному отечеству.

— Как нам кажется, порой на негативное восприятие общин пятидесятников оказывает влияние то, что большинство из них не имеет собственных храмов. Верующие собираются во дворцах культуры, в кинотеатрах, на стадионах, а это кому-то кажется не очень серьезным. Есть ли у возглавляемого вами союза планы строительства храмов пятидесяников? И вообще есть ли сегодня такие храмы в России?

— Да, сегодня не более четверти наших церквей имеют собственные здания, храмы Богослужений. Большинство вынуждены арендовать различные залы — кинотеатры, дома культуры, дворцы спорта. В менталитете большинства россиян церковь ассоциируется с храмом, собором, куполами. И хотя мы понимаем, что церковь — это люди, объединенные верой в Бога, а не архитектурное сооружение, тем не менее каждая община стремится построить или приобрести свое здание. Протестантские храмы обычно многофункциональны и прежде всего должны быть удобны для людей. Иными словами, храм должен служить людям, а не люди храму. В церковных зданиях должно быть достаточно места для роста общины, для воскресной школы, различных направлений социального служения. Если у города, микрорайона, где располагается церковь, возникает нужда в зале для проведения мероприятий, то мы часто откликаемся и предоставляем свои площади. Конечно, речь идет о добрых, приличных мероприятиях. Пожалуй, самой большой трудностью для всех религиозных организаций в нашей стране, независимо от конфессии, является вопрос выделения земли для строительства. Сегодня все настолько коммерциализировано, что многие чиновники стремятся продать участок хоть под игорное заведение, но не передать церкви. Это не мудро и не дальновидно. Церковь выгоднее для России, чем какой-нибудь супердоходный нефтезавод. Господь, церковь дают то, что не могут дать деньги, — мир в сердце, настоящую любовь, чистую радость (без алкоголя и наркотиков), крепкие семьи, любимых и любящих детей, душевный покой и многое, многое другое. Мне рассказывали, что крупные западные компании, набирая персонал для своих российских предприятий, обязательно интересуются их религиозной принадлежностью и обычно не доверяют важные посты атеистам. Самым большим спросом пользуются старообрядцы и протестанты.
Верующий ведет здоровый образ жизни, не ворует, не лжет, следует высоким стандартам морали и нравственности.

— Другой аспект этой же проблемы — это выделение земельных участков под строительство протестантских храмов. Многие убеждены в том, что при выделении (или не выделении!) земли местные органы власти нарушают конституционный принцип равенства всех религий в России. Одни конфессии получают землеотвод в больших количествах и безо всяких проблем, другие не могут получить земельные участки вовсе. Что в этих случаях делать тем общинам, права которых нарушают?

— Если уполномоченные органы отказываются следовать букве закона и не выделяют землю для общины, я бы советовал пастырям прежде всего приложить усилия и перевести взаимоотношения с чиновниками из конфронтации в диалог. Помогите им увидеть полезность и значимость церкви, судебные тяжбы — это крайняя мера.

Но если все возможности исчерпаны, то приходится прибегать к ней. Обычно мы обращаемся за помощью к адвокатам Славянского Правового Центра. Это, пожалуй, лучшие специалисты в области юридической помощи при разрешении церковно-государственных конфликтов.

Очень важно нам, христианам, быть едиными. Часто недостаточно голоса одной общины, даже многотысячной. Но если все церкви, религиозные, общественные организации объединят свои усилия, то это будет гораздо эффективнее. Это и есть гражданское общество, неотъемлемой и очень активной частью которого являются верующие евангельских церквей России.

Благослови вас Бог.

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Июль 2024

    П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31 1 2 3 4