Михаил Черенков рассказал о планах и перспективах его деятельности в ДХУ.
Ректор Донецкого христианского университета, доктор философских наук Михаил Черенков дал эксклюзивное интервью главному редактору “Христианского мегаполиса” Олегу Турлаку.
- Михаил, примите позравления по случаю назначения на должность ректора. В течение ряда лет Вы были связаны с “Школой без стен” (ШБС) Ассоциации “Духовное возрождение” http://www.asr.ru/. Легко ли Вам удался переход в стены Донецкого христианского университета (ДХУ)? Станет ли ДХУ “школой без стен”? Думаете ли воплотить опыт ШБС в ДХУ?
- Для меня «Школа без стен» http://www.bez-sten.com/ – не просто проект, это и движение, и своеобразная идеология. Концепт «Школа без стен» выражает желание приблизить образование к нуждам простых, малокнижных, но молодых, энергичных, перспективных христиан. «Хождение в народ», просвещение и мотивация к учебе помогают и высшему образованию, поскольку культивируют ту почву, из которой потом появятся абитуриенты семинарий и университетов. Конечно, идея университета другая, здесь есть стены, здесь есть очерченная территория, структура знаний, специфическая атмосфера свободы мысли и творчества. Но опыт «Школы без стен» позволяет мне надеяться, что стены университета не будут непроходимыми, что их можно раздвинуть, расширяя пространство знаний и приглашая туда всех желающих.
Признаюсь, сам по себе я симпатизирую закрытым элитарным школам, но это уже следующий этап. Если мы сделаем образование популярным, массовым, само собой разумеющимся, то тут же возникнет спрос и на повышенные стандарты, на действительно высшее образование, которое должно быть не для всех, а для избранных и призванных, для способных и трудолюбивых. Так что «Школа без стен» – прекрасное дополнение к идее университета, они соотносятся как поле и дом, нам нужно и то, и другое.
- В течение ряда лет Донецкий христианский университет, как и другие вузы СНГ, пребывал в кризисе. Разрабатывались планы по его реанимированию, сменялись ректоры. Чего ждать сейчас?
- В кризисе пребывал и ДХУ, и христианское образование в целом. Здесь есть и локальные особенности, и общий пессимистичный фон. Мы должны научиться читать этот контекст, понимать тенденции времени. Они говорят о том, что мы не должны строить планы реанимации того, что жило и отжило, возвращения к жизни вчерашнего дня. У меня есть четкое представление, что сейчас важно интегрировать богословие и гуманитарные науки. У нас есть уникальный шанс взять лучшее и создать оригинальный научно-образовательный синтез на основе христианского мировоззрения.
Мы не можем быть закрытой семинарией, если не хотим остаться без студентов и влияния. Но мы не можем быть университетом, открытым всем ветрам, если не хотим потерять связь с Церковью. Поэтому мы будем формировать команду, отвечающую требованиям и научной компетенции, и христианского призвания. У меня нет видения ДХУ как большого университета, но есть видение школы как влиятельной, самобытной, узнаваемой по преподавателям, их публикациям, университетским конференциям, актуальным дискуссиям, уникальной атмосфере, достойным выпускникам.
- Михаил, не боитесь ли Вы огромного груза ответственности и нет и опасения за свою репутацию в случае неудачи в ДХУ?
- Ответственности не боюсь, но не потому, что уверен или самоуверен. Я чувствую призвание идти по этому пути, каким бы он ни был трудным. Часто в шутку говорю себе и друзьям: мой путь лучший не потому, что он лучший, а потому что он мой. Я не привык выбирать лучшие места для карьерного роста, привык следовать своему призванию. Неудачи были и будут, в ДХУ они будут несомненно, но я готов учиться, исправлять ошибки, пересматривать свое отношение.
Конечно, в христианском мире образование похоже на тот пресловутый камень, который Бог якобы может создать, но не сможет поднять. Но я верю, что Бог не играет в кости, и не придумывает абсурдных задач, поэтому постараюсь быть полезным Ему на этом поприще. В христианском призвании не ставится задача стать звездой, ставится задача послужить. Если через десять-пятнадцать лет, уже при новых ректорах ДХУ станет влиятельным центром, я буду рад, что смог внести свою лепту. Университет в его классическом понимании – это вопрос десятилетий и столетий, так что я не обольщаюсь, что за несколько лет его можно создать. Сегодня важно другое – заложить правильное основание, принципы, стратегию развития, ядро команды.
- Придете ли Вы в университет со своей командой, или же будете работать с теми сотрудниками, которые на данный момент находятся в штате ДХУ?
- Я прихожу в сложившийся коллектив и выражаю свою признательность всем, кто работал и работает в ДХУ. Университет – плод коллективного труда, а не личности. Так что нужно опираться на уже имеющееся, но развивать, расширять, укреплять, обновлять. Я постараюсь привлечь новых людей, которые внесут новизну подходов и динамику в командную работу. Не так просто найти свободных и готовых к работе людей. Способные заняты. Так что я не собираюсь переманивать людей. Хочу найти тех, для кого работа в ДХУ станет ответом на внутренний поиск, призванием, делом жизни.
- И все-таки, ДХУ – это университет или семинария? Какие факультеты Вы планируете открыть и какие сохранить?
- ДХУ – образовательный центр, где есть семинарские программы, а сейчас открывается гуманитарное направление. Так что будет два крыла. Мы не будем делать выбор между семинарией и университетом, мы будем развивать их рядом и вместе. Клирики и академики должны быть ближе друг к другу, формироваться вблизи, чтобы не было впоследствии разрыва и конфликтов.
- Как Вы думаете, проект под названием “евангельское богословское образование” в бывшем СССР был успешным, или же все же следует признать, что он потерпел неудачу?
- Богословское образование в бывшем СССР только начинается. Был этап пионеров, сейчас этап профессионалов. Если заявлять, что у нас есть система богословского образования в устоявшемся виде, и мы ей можем быть довольны, то это противоречит фактам. Но нельзя также сказать и то, что ничего не было и нет, что двадцать лет мы лишь видели сон о богословском образовании, что все померещилось. Задача пионеров – проложить путь; их время прошло. Если они смогут вовремя дать дорогу другим, передать эстафету, опыт, поддержку, то новое поколение продолжит это на качественно ином уровне. Все только начинается, это требует нашей скромности (у нас почти ничего нет), и дерзновения (мы верим, что богословское образование нужно и для Церкви, и для общества, и будем делать все, чтобы оно состоялось).
Олег Турлак, “Христианский мегаполис”
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()