Нельзя не заметить, что в последнее время все больше публикаций в СМИ разного рода, посвящаются богословскому образованию, как в Украине, так и на территории всего постсоветского пространства.
Все чаще мы наталкиваемся на информацию о том, что открываются все новые и новые учебные заведения, готовящие богословов (теологов), проходят лицензирование и аккредитацию, вводят новые специальности. В то же время, вынуждены констатировать факт, что реформирование духовных учебных заведений в Укране, которое так продуктивно и успешно было начато на основе Киевских духовных академий и семинарии, так и не завершено. Изменилось многое, но этого недостаточно. И все чаще закрадывается мысль, что традиции менять не стоит, но вот обратить внимание на требования современности - придется. Не будем уподобляться Максу Веберу и противопоставлять традиции – рационализм. Хотя бы потому, что в нашем мире и в нашей ситуации – это практически невозможно, но некоторые рациональные решения, по нашему скромному мнению, могли бы изменить структуру церковного или духовного образования в Украине. В этом контексте стоит обратить сугубое внимание на тезисы доклада Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Православной Церкви, прочитанного им на Х Международных Успенских Чтениях в Киеве (30 сентября 2010 года). Большинство приводимых в нашей статье решений не только перекликаются с мнением Его Блаженства, но и как впоследствии оказалось, полностью совпадают.
Воспитание или образование? И то и другое!
Начиная разговор о семинариях и духовных училищах, коих количество в Украине уже давно превышает качество, сразу вспоминается уже приевшийся миф о такой главенствующей задаче духовных учебных заведений как воспитание. Учась в семинарии, мы всегда слышали в свой адрес определяющее нас, как учащихся, слово «воспитанник». Среди однокурсников и просто ребят, мы часто разговаривали между собой о смысле этого понятия и нашем его восприятии. Уже учась в университете, я с радостью ощутил, что являюсь студентом, а не воспитанником, может и потому, что закончились всевозможные послушания и началось время для учебы. В то время, как и сейчас, я искренне считаю, что называть воспитанником 35-летнего учащегося, имеющего жену и троих детей довольно сложно, а воспитывать человека именно в детском и юношеском возрасте и прививать ему добрые качества намного проще и результативней, нежели уже взрослого человека, почти или уже сформировавшегося как личность и имеющего определенное мировоззрение.
Таким образом, воспитывать ребенка должны родители, семья, детские сады и школы, а если уж мы хотим воспитать верующего и церковного человека, то здесь уже стоит обратить особое внимание приходскому духовенству и воскресной школе. Воскресные школы – это отдельный больной вопрос, которого мы сейчас касаться не будем. Продолжая начатую тему, считаю, что основной задачей богословских учебных заведений должна стать образовательная функция будущих пастырей. Но как же тогда все остальное? Мы не говорим здесь о вере, будучи всецело уверенными в том, что в семинарии и в училища поступают люди верующие и чающие служения Господу, Церкви и людям. Мы говорим о пении, практическом богословии и остальных дисциплинах, главным образом, необходимых именно для священнослужителя. В то же время не следует отрицать порядок и дисциплину, которые должны присутствовать в данных учебных заведениях. И здесь следует обратить внимание на западноевропейскую модель богословского образования, в частности немецкоязычных стран, таких как Германия, Австрия.
Реформа, как бич, или новое качество образования.
Богословские факультеты светских учебных заведений Центральной и Западной Европы конфессионально отличаются друг от друга, но все они имеют высокий образовательный уровень, именитые профессорско-преподавательские составы, великолепные библиотеки, занимаются научно-исследовательской деятельностью, многие имеют свои издательства и интенсивно занимаются переводами богословской литературы. Этот список можно продолжить, можно говорить и мобильности преподавателей и студентов, обмене опытом и просто умении работать. Кстати, на этих богословских факультетах учатся и девушки, женщины. Некоторым из них ничего не препятствует стать учеными, преподавателями учебных заведений, социальными работниками и т.д. К сожалению, на данных момент, в нашей ситуации женщинам в подавляющем большинстве случаев уготована роль регентов и золотошвеек.
Предваряя критику, я сразу же оговорюсь, что и сам, кроме достоинств такого богословского образования, хоть и высокого по своему качеству, вижу и недостатки, а в некоторых случаях даже угрозу. Например, обмирщение или излишняя светскость. Мы живем в других странах, имеем другой менталитет и другую окружающую действительность. Мы должны сохранять чистоту веры и традиции. И в нашей ситуации – это реальность. И дабы избежать негативных последствий, продолжим нашу тему.
Начавшееся не так давно реформирование сферы духовного образования позволило проявить и указать на недостатки существующей системы. Ведь большинство работающих в этой сфере, реально понимает, что лицензирования и аккредитации, а следовательно и государственных дипломов (столь сейчас необходимых) нам в ближайшее время не видать. И для этого есть много объективных причин. Не будем перечислять все, но это и недостаточная обеспеченность научно-методической базой, титулованным преподавательским составом, хромает материально-техническое обеспечение учебного процесса и даже библиотек. Если кто-то начнет сейчас возмущаться, то прежде всего покажите реальных людей, реальный комплект учебно- и научно-методического материала и материальную независимость.
А ведь в той же, вышеупомянутой речи, Блаженнейший Митрополит Владимир ставит перед нами три первостепенные задачи:
1. Церковь должна адекватно отвечать на потребность верующих в богословских знаниях. В этом направлении должна вестись ежедневная и систематическая работа. Нужны качественные богословские публикации и книги, специальные образовательные программы, телевизионные передачи, богословские журналы и интернет-издания.
2. Богословие, как научная специальность и высокая академическая наука должна прочно войти в университетскую жизнь. Точно также, как туда вошли философия или психология, культурология или история, литературоведение или языкознание.
3. Развитие и популяризация социального учения Церкви. Времена, когда главным средством в решении этого вопроса была проповедь с церковного амвона – прошли. Задачей современного богослова является как разъяснение, так и развитие социального учения Церкви. Современность нуждается в динамичном, но вместе с тем глубоком, православном осмыслении проблем жизни общества .
Подводя некоторую черту под этим пунктом и осмысливая, поставленные задачи перед Украинской Православной Церковью ее Предстоятелем, видим такой вариант развития событий. Одновременно простой и одновременно сложный, если мы, прежде всего, будем думать не о себе, а о будущем Церкви, сегодняшнем и будущих поколениях.
Богословские факультеты – как средоточие богословской науки.
Итак, открытие богословских факультетов в светских учебных заведений, имеющий статус национальных или государственных, при церковной помощи и поддержке, кажется нам, не только оптимальным вариантом реформирования сферы духовного образования, но и способным значительно повысить качество образования. Предметы общегуманитарного, философского направления, психологию и педагогику, социологию должны были бы преподавать признанные, в своих сферах, ученые, которые соответствуют для этого всем требованиям учебного заведения. Ведь в сегодняшней действительности, священнослужитель или просто богослов, должен быть прекрасно эрудирован и обладать хотя бы толикой энциклопедических знаний. Особое место на таких факультетах должно уделяться изучению иностранных языков, как древних, так и современных. Хотелось бы, чтобы цикл богословских дисциплин преподавали священнослужители, имеющие необходимые для этого знания, степени и звания, признанные государством. Учитывая, что в Украине до сих пор не создан ни один диссертационный совет по богословию, наиболее правильным и быстрым путем является защита докторских степеней священнослужителями в зарубежных государственных учебных заведениях с последующей нострификацией их в Украине.
И это наиболее важная и насущная задача для нашей Церкви. Иначе мы должны констатировать факт, что даже за более чем 20 лет мы так и не смогли переломить ситуацию в свою пользу. Естественно, такая модель наиболее успешно будет действовать в крупных городах и областных центрах, там, где меньше всего проблем с организацией труда, проблем с кадрами и материальной базой. Студентами таких факультетов на равных могут быть, как будущие пастыри-священнослужители, так и те, кто хочет просто изучать богословие и получить богословское образование, работать в социальной сфере или преподавателями в общеобразовательных заведениях, мужчины и женщины.
Семинарии.
Особенно интересно создание и поддержка богословских факультетов в тех городах, где на данный момент действуют семинарии. Они бы превратились в своеобразный подготовительный плацдарм для тех, кто, учась на богословских факультетах, хотел бы посвятить свою жизнь Церкви и стать ее служителем. Именно здесь такие студенты продолжают жить согласно внутреннему распорядку под руководством опытных духовников, участвовать и совершенствоваться в практике богослужения, изучать пение и остальные дисциплины не входящие в общий курс занятий в университете. Естественно, что в семинариях должны быть созданы все необходимые условия для духовной жизни, молитвы и подготовки к будущему служению, научной работы студентов и подготовки к университетским занятиям. Согласитесь, весьма трудно быть хорошим студентом живя в одной комнате с 4-5 соседями и постоянными физическими послушаниями.
Для оппонентов и тех, кто как всегда утверждает о недостатке материальных средств для улучшения бытовых условий, отмечу, что именно такое разделение позволит сразу же определить тех, кто собирается стать священнослужителей и кто - нет. За счет уменьшения количества проживающих в семинарии, можно и улучшить пребывание там будущих пастырей, создав тем самым лучшие условия для молитвы и учебы. Ведь не секрет, что, в последнее время, все больше выпускников духовных учебных заведений, получив богословское образование, так и не рукополагаются. А многие и просто поступают в семинарию желая изучить богословие, но заранее зная, что священнический путь для них закрыт по тем или иным причинам.
Переводческая деятельность и издательство.
Затрагивая тему обеспечения учебно-методическими материалами, в том числе и учебниками, следует отметить, что на данный момент – это огромная проблема. Написать действительно качественные учебники по всему и сразу довольно сложно. Может быть, здесь стоит снова же возвратиться к проблеме языков и заняться переводами? При этом здесь, было бы интересна работа в двух направлениях: 1) перевод православной научной литературы и 2) перевод учебников и научной литературы католической и протестантских церквей, которые бы использовались нашими студентами в качестве вспомогательных учебных пособий и работе с научным материалом. Стоит отметить, что некоторая такая литература уже переведена на украинский и русский языки. Что касается отечественной литературы, стоит издавать и переиздавать то, что действительно можно назвать качественным продуктом наших теологов.
Блаженнейший Митрополит Владимир ставит задачу и изучения собственной богословской традиции «…многие сочинения богословов, творивших на территории Украины, до сих пор не изданы и не изучены. До сих пор не написана и история отечественного православного богословия, которая отметила бы как достижения, так и ошибки на путях развития отечественной богословской мысли. Необходим особый издательский проект как для публикации сочинений богослов, творивших в Украине, так и для написания истории православного богословия в Украине» . А в этом контексте, не стоит гнушаться и работами светских авторов. В них всегда можно найти много полезного, если не для развития богословской мысли, то для всестороннего анализа.
Библиотеки.
Создание электронных каталогов и библиотек, единой базы для студентов и преподавателей явно усилит наши позиции. На библиотечных полках обязательно должна присутствовать новейшие издания, как отечественных, так и зарубежных авторов. Библиотечные фонды должны непрерывно пополняться за счет как церковных фондов, так и иных источников дохода. Должен существовать единый каталог защищенных кандидатских и докторских диссертаций по богословию, единая база предлагаемых тем для написания научных работ и исследований, в том числе и на уровне дипломных магистерских работ.
Мобильность.
По собственному опыту обучения в докторантуре Карлова университета в Праге и Университете Людвига Максимилиана в Мюнхене, могу отметить, что мобильность студентов и преподавателей играет немаловажную роль в развитии науки и образования. Может, стоит начать с малого и того, что имеем? Обмен студентами семинарий в семестровый период, в пределах нашей Церкви, наверное, самый простой процесс из всех выше предложенных. И студент увидит, как другие живут и сам себя сможет показать, уж не говоря о том, что приобретет ценный опыт и знания. Тоже касается и обмена преподавателями. Несколько лекторских занятий в другом учебном заведении не помешают ни преподавателю, ни студентам, стремящимся узнать что-то новое. Интересен обмен студентами и преподавателями и с европейскими учебными заведениями, как православными, так и иных конфессий.
Проблема, которая возникнет одной из первых, это владение иностранным языком. В рамках государственного образования эта проблема решается проще. А вот ситуация в некоторых церковных учебных заведениях оставляет желать лучшего. Одного часа в неделю, явно недостаточно для глубоко изучения студентом учебного материала. Да и практики совсем уж нет. Кроме увеличения учебной нагрузки, уверен, что факультативные занятия иностранным языком с преподавателями университетов в неурочное время вызвали бы огромный интерес у учащихся. Более того, уверен и в том, что в любом университете всегда можно найти носителя языка, который бы помог нашим студентам усовершенствовать свои знания.
Особое и отдельное внимание, в рамках этого вопроса, нужно уделить изучению и преподаванию древних языков.
Сюда же можно отнести и проведение международных конференций, семинаров, симпозиумов с привлечением ведущих специалистов, как из ближнего, так и дальнего зарубежья. Не секрет, что на сегодняшний день, уровень подготовки многих таких мероприятий оставляет желать лучшего. Организация семинаров для аспирантов и докторантов с ведущими мировыми учеными по специализации, возможность консультаций стоит отдельным пунктом в такой программе.
Стипендии и гранты.
«Большинство» из немногих наших студентов, учащихся в учебных заведениях Европы, оплачивают свое обучение и проживание самостоятельно или с помощью стипендий, грантов неправительственных организаций и в большей степенью за счет средств выделяемых Комитетом по христианскому единству РКЦ. В этом нет ничего удивительного, если учесть тот факт, что даже обучение в большинстве украинских семинарий платное (даже если называть это платой за проживание и питание, факт остается фактом). Многие из таких студентов, отучившись – не возвращаются в родные пенаты, а остаются в Европе. Почему? Да потому, что дома им не создаются необходимые условия для возвращения, преподавания и научной работы. Следует учитывать момент, что стипендии, выделяемые католической церковью, действуют сугубо в рамках обучения в папских университетах и институтах. Именно благодаря этим стипендиям, подавляющее большинство нашего духовенства и получает европейское богословское образование. В то же время, дипломы выпускников таких учебных заведений, как и докторские степени, украинским государством не признаются. Кроме этого, многие из зарубежных организаций и фондов согласны оплатить лишь часть расходов на обучение иностранного студента.
Искренне считая, что остальные средства (обычно, это меньшая часть) должны вкладывать в обучение заинтересованная сторона, т.е. учебное заведение или епархия Православной церкви. И как в таком случае объяснить, что вторая сторона в этом вовсе не заинтересована и вопрос о финансах у нас практически наказуем. Но это только один из вариантов развития событий. А в основном, многие представители талантливой молодежи просто не могут получить высшее образование, как в Украине, так и в Европе из-за нехватки финансовых средств. И здесь возникает вопрос… То ли у нас и так достаточно специалистов, то ли нас совсем не волнует будущее Церкви. Может быть, стоит создавать специальные церковные фонды? Которые бы имели своей целью финансирование обучения такой молодежи. На уровне церкви, епархий и учебных заведений. Наполнение таких фондов происходило бы за счет средств, как самой епархии или иного церковного подразделения, так и меценатов. Фондом бы создавалась комиссия, которая на конкурсной основе в определенные сроки и определенном порядке рассматривала поступающие заявления и соответствующий пакет документов. А дабы избежать критики в адрес этой идеи, предложил бы воспользоваться опытом более развитых стран. Когда между стипендиатом и иной стороной (синодальный отдел, епархия, учебное заведение) заключается юридическое соглашение о правах и обязанностях каждой из сторон.
Таким образом, соглашение выступает определенной гарантией целесообразности затраченных средств из церковного фонда или гарантией возвращения стипендиатом большей их части, в случае нежелания стипендиата соработать на благо Церкви Христовой в дальнейшем.
В завершение своей краткой и простой по изложению заметки, хотел бы сказать, что в последние годы все больше публикаций в СМИ посвящаются Церкви, занимаемой ею позиции в обществе, ее служению и священнослужителям в частности. Каждая такая публикация, направленная на определенный слой населения, рассматривает различные аспекты служения и деятельности церкви, но под разными углами зрения. И во многом это зависит от того, кто является автором и какие цели преследуются. В этом-то, наверное, и заключается свобода слова. Кто-то пишет о дорогих часах и иномарках, кто-то о духовности и образовании, благотворительности и социальном служении Церкви. Но в любом случае, повод к этому даем мы и создаем определенный прецедент тоже мы. Мы – это священно- и церковнослужители, представители Церкви на разных уровнях. А ведь наш уровень зависит от нашего же уровня образования, желания и умения смотреть в будущее.
Архимандрит Евфросин (Билаш), доктор богословия, ст. преподаватель экономико-правового факультета Одесского национального университета им.И.И. Мечникова.
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()