Большие христианские праздники всегда сопровождаются предпраздничным постом. В конце года есть длинный пост перед праздником Христова Рождества. В украинских православных и греко-католиков он начинается 28 ноября (по новому стилю) и продолжается до 6 января включительно.
В римо-католиков он начинается 2 декабря и длится до Навечерие Рождества по новому стилю, то есть до 24 декабря, пишет РИСУ.
Рождество Христово, как и праздник Воскресения Господня, относится к крупнейшим праздникам в году, поэтому пост перед Рождеством творился вроде Пасхального поста и даже носит название Четыредесятницы.
«Колыбелью» этого поста, как отмечает в книге «Познай свой обряд» о. Юлиан Катрий, есть давняя Галлия (сегодняшняя Франция). Упоминания о подготовительном посте к Рождеству Рождества на этих территориях достигают V в. Епископ Григорий с Тур (594 г.) говорит, что св. Перпетуус, епископ Турский (491 г.), начиная со дня св. Мартина (11 ноября) до Христова Рождества постился в понедельник, среду и субботу. Собор Турский II (567 г.) приписывает монахам поститься каждый день в декабре до Христова Рождества. Несколько позже этот пост переходит в Рим и Италию, а затем - в Англию. Рождественский пост на Западе со временем получает название «Адвента», что из латинского означает «приход», то есть приход в мир Христа. Сначала слово «адвент» обозначало сам праздник Рождества Христова, а позже - стало означать время перед Христовым Рождеством. В IX в. первое воскресенье Адвента становится на Западе началом церковного года.
Если на Западе рождественский пост в VI в. становится уже общим, то на Востоке под влиянием Запада в это время он только начинается. Первое упоминание о рождественский пост - от 14 ноября (по ст. Стилю) подает Коптийський календарь в VIII в. Ивану Постник (582-595), Патриарху Константинополя, приписывают такое правило: «Годится, чтобы миряне удаляться от мяса в две Четыредесятницы - это пост св. Филиппа (Рождественский пост - ред.) И пост св. Апостолов Петра и Павла ». В IX в. Рождественский пост становится общим на всему Востоке. В Руси в домонгольский эпохе протяжении года были, кроме пасхального, еще три другие посты. Как рассказывает Киевский митрополит Георгий в «Билеческим Уставе», эти посты начинались тогда же, что и сегодня, только Успенский пост не был распространенным везде и был короче. Митрополит Георгий называет Рождественский пост Филипповым, что означает, что он начинался от св. Филиппа, 27 (14) ноября. Во время Филипповки он приписывает такой же пост и поклоны, как в Петровку: это употребление еды раз в день без молока и без мяса, а в субботу и воскресенье позволяет употреблять рыбу. Киевский митрополит Максим (1283-1305) называет рождественский пост Четыредесятницей.
В наше время Церковь по разным причинам довольно злагиднила когда-то очень строгие посты и оставила их скорее доброй воле верующих. Но это не значит, как отмечает о. Юлиан Катрий, что мы не обязаны к практике духа жертвы, покаяния и поста. Время поста - это прежде всего время очищения души и приготовления лица к празднованию светлого христианского праздника, в частности события прихода в мир Иисуса Христа. Пост для христиан сопровождается частой молитвой и принятием Святых Таин, которые должны быть постоянной практикой христиан и не во время поста.
Главная цель поста, установленного еще в ранние века христианства, - духовное очищение человека. Поэтому пост - это отказ не только от скоромной пищи, но и от греховных мыслей, пагубных страстей и привычек для того, чтобы можно было с чистым сердцем встретить праздник Рождества. Без молитвы и покаяния пост может стать лишь диетой.
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()