Формируя своё отношение к христианству, христианским Церквям и христианам, многие опираются на расхожие мнения и стереотипы. Ниже мы попробуем проанализировать и опровергнуть 5 самых популярных предубеждений против христианства.
Предубеждение №1: «Христианство подавляет личность»
Пожалуй, самое распространённое предубеждение против христианства заключается в том, что оно якобы подавляет индивидуальность. Даже самоопределение христиан как «рабов Божьих» является для многих отталкивающим и неприемлемым, ведь европейская история последних веков была историей политического, экономического, социального и духовного освобождения человека. Но действительно ли христианство является учением о порабощении человека?
Антихристианская реклама атеистов с использованием библейских стихов, упоминающих слово «раб». Намек на причастность к рабовладению белых над неграми.
Что ж, слово «раб» то в библейских текстах действительно присутствует. Однако, в отношениях человека и Бога оно характеризует лишь послушание. «Кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь» — объяснил апостол Павел в своём послании к коринфянам (1 Кор., 7:16) Послушание Богу вовсе не означает отрицания свободы воли христианина. Уже первым людям – Адаму и Еве – было оставлено право выбора, хотя Бог имел над ними полную власть. Выбор есть даже у ангелов: сам сатана – это бывший ангел, последовавший за собственной гордыней. Не лишены христиане и права на ошибку, о чём красноречиво свидетельствует история апостола Павла – раскаявшегося гонителя христиан. «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» — читаем мы в книге пророка Иезекииля (33:11).
Послушание Богу имеет и другой аспект. Как заметил в одном из интервью протодиакон Андрей Кураев, «раб Божий — это не кличка, а титул, который подразумевает неограниченную свободу: если я раб Господа, то я больше ничей не раб». Действительно, высшим авторитетом для христианина является Бог, а не политики, учителя или селебритиз. В этом смысле христианство – самая нонконформистская религия.
Причём главным нонконформистом является сам Христос! Руководствуясь волей своего Небесного Отца, Иисус не слишком церемонился с мнением публики, ставил на место тогдашних духовных авторитетов и не гнушался общества изгоев. Даже въезд Иисуса в Иерусалим исследователь Алан Сторки называет ничем иным, как «насмешкой над явлением народу героя-завоевателя», «попранием политических устоев» (см. книгу А. Сторки «Иисус и политика. Противостояние властей»). Оседлав ослёнка, Иисус высмеял традицию римских властителей входить в города с большой помпой (как сказали бы сегодня, «с кортежем и мигалками»). «Путь Иисуса – это… пусть противостояния системе господства с её несправедливостью и жестокостью» — писал теолог Маркус Борг (см. книгу М. Борга «Бунтарь Иисус. Жизнь и миссия в контексте двух эпох»).
Так что сторонникам освобождения личности не стоит бросать камни в христианство, в лице которого они могут обрести надёжного и могущественного друга.
Предубеждение №2: «Религия – враг прогресса»
Сегодня христианство представляется многим эдаким клубом ретроградов, мечтающих обратить время вспять, «откатить» историю чуть ли не до Средних веков. Однако, если отвлечься от популярных стереотипов и взглянуть на факты, картина окажется… почти диаметрально противоположной.
Взять к примеру Католическую Церковь, которую часто критикуют за консерватизм. Как свидетельствует историк Томас Вудс, именно в её лоне сформировались важнейшие институты современного общества. Система университетского образования и медицинского обслуживания населения, международное право и современная экономическая теория – всё это изобретения Католической Церкви! Что же касается вклада католиков непосредственно в научный прогресс, его также трудно переоценить. Например, в списке наиболее выдающихся математиков с 900 г. до н. э. по 1800 г. н. э., из 303-х учёных 16 были монахами-иезуитами (об этих и многих других достижениях католиков см. в книге Т. Вудса «Как Католическая Церковь создала западную цивилизацию»). А ведь кроме католиков над делом прогресса трудились и христиане других конфессий!
Впрочем, сегодня христиане действительно критически оценивают некоторые достижений науки, например, клонирование человека. Однако, не стоит поспешно обвинять их в неприятии прогресса как такового. «В конце концов, и атомная бомба – продукт разума; в конце концов, клонирование и селекция людей тоже изобретены разумом» — писал в одной из своих книг Папа Бенедикт XVI (см. «Хабермас Ю., Ратцингер Й. Диалектика секуляризации. О разуме и религии»). Христиане вовсе не имеют ввиду отрицание новых технологий и т.п. – тот же Бенедикт XVI преспокойно завёл аккаунт в Twitter и заявил, что «цифровая среда – это не параллельный или чисто виртуальный мир, но часть обычной жизни многих людей, в особенности молодых». Речь идёт о том, чтобы предостеречь человечество от некритического восприятия всего нового, поскольку оно может содержать как возможности, так и угрозы. Это прежде всего касается тех сфер, где наука освобождается от ограничений морали и этики и затрагивает основы человеческого бытия (медицина, биология и т.д.).
Впрочем, беспокойство по поводу «побочного эффекта» прогресса выражает не только Церковь. «За последние десять лет технологии всесторонне изменили нашу жизнь, прежде чем мы успели опомниться и усомниться в них… Мы возложили на алтарь «Google» и «Apple» и поклоняемся им. «Facebook»-алгоритмы знают о нас больше, чем наши собственные родители» — это не фрагмент воскресной проповеди консервативного священника, а описание популярного британского ситкома «Черное зеркало». И если уж мы готовы внимать ситкомам, почему бы не прислушаться к голосу тысячелетней Церкви?
Предубеждение №3. «Религия – это не научно»
Следующее предубеждение против христианства имеет две вариации. В первом случае, христиан обвиняют в том, что их убеждения не имеют научной доказательной базы, а значит – являются либо намеренной выдумкой, либо ненамеренным заблуждением. Во втором случае, религию и науку противоставляют как два несовместимых мировоззрения.
В том, что можно одновременно быть христианином (даже монахом) и учёным, мы убедились, рассматривая Причину №2. Христианская религиозность и научное мышление сочетаются весьма неплохо, о чём красноречиво свидетельствует список учёных-христиан (см. List of Christian thinkers in science), среди которых – программисты, ядерные физики, биологи и прочие специалисты, получивших мировое академическое признание. Врядли всех их можно считать глупцами или путаниками.
Что же касается противоположности религии и науки, этот «конфликт» уже давным-давно разрешён. Об этом написаны целые горы литературы, поэтому мы ограничимся лишь лаконичной формулировкой Лорэна Вилкинсона, профессора философии и междисциплинарных исследований из Ванкувера. Рассуждая о мнимом противоречии «религиозного» и «научного» знания, Вилкинсон пишет: «Если бы это было так… то «религиозные» люди были бы обречены жить в псевдо-реальности, сконструированной из догм и выдавании желаемого за действительное, и «научные» люди, живущие в бессмысленном мире бесчувственных «фактов» каждый из которых они должны себе доказывать. Но, конечно же, в мире нет ни «религиозных», ни «научных» людей. Мы живём в одном мире, часть которого мы познаём от авторитетов, часть – от опыта. Но его полное значение всегда ускользает от нас и поэтому мы обращаемся к исключительно человеческим видам деятельности – искусству, науке и молитве» (Loren Wilkinson. One World: Science and Christianity in Respectful Dialogue).
Предубеждение №4: «Религия – источник вражды и разделения»
Распространённым аргументом против христианства является также предубеждение, что оно стало причиной многих кровавых событий прошлого, в числе которых традиционно упоминают инквизицию и Крестовые походы.
Действительно, христиане принимали участие в этих и других кровавых событиях. Однако, сегодня позиция Церкви по этому поводу однозначна. Ещё в 2011-м году Папа Бенедикт XVI заявил, что признаёт эти факты с великим стыдом и считает, что насилие во имя христианской веры оскверняет саму веру и противоречит ей. Аналогичной позиции придерживался и Папа Иоанн Павел ІІ, когда в 2000-м году принёс извинения за грехи, совершенные против иудеев, еретиков, женщин, цыган и других. Сегодня можно с уверенностью сказать, что эти слова были подтверждены делом. И это касается не только Католической Церкви. Более того, самые кровавые события прошлого века, врядли имеющие аналоги в прошлом, вдохновлялись отнюдь не христианством. Две Мировые войны (не считая прочих), диктатуры Гитлера, Сталина и других тиранов, геноцид и массовые репрессии пришли в историю под знамёнами вполне светских идей (нацизм, фашизм, коммунизм, расизм).
Неправомерно также приписывать христианству разделение народов по культурному признаку. Прежде чем говорить о различиях между исламским, буддистским и христианским мирами, следует вспомнить, что свыше трети населения планеты исповедуют ту или иную версию христианства. Причём, согласно данным The Pew Research Center, за последние 100 лет христианство стало поистине глобальной религией: в Европе и обоих Америках проживает 26% и 37% христиан соответственно, около 13% — в Азии и окло 24% — в Африке (см. Global Christianity. A Report on the Size and Distribution of the World’s Christian Population). В буквальном смысле это значит, что христианство подводит к общему знаменателю сотни разнообразных национальных и этнических культур, создавая платформу для взаимопонимания для всех народов и рас. Таким успехом может похвастаться ни одна международная организация, исповедующая абстрактные идеи гуманизма. «Мы только лишь начали представлять глобальные последствия этого Нового Христианства», — писал Филип Дженкинс, профессор Penn State University.
Так что стать христианином совсем не значит отделить себя от других. Скорее наоборот – приобщение к христианству значит приобщение к современной тенденции глобального примирения, участие в духовной глобализации.
Предубеждение №5. «Церковь – лицемерная организация»
Особой популярностью пользуется стереотип о лицемерии церковных организаций, которые часто видятся столь греховными, что им отказывают в моральном праве осуществлять духовное учительство. Действительно, Церковь несёт на себе печать человеческого несовершенства. Собственно говоря, христиане никогда этого не отрицали и уж тем более не оправдывали. Не терпел двуличия и сам Христос, который сравнивал лицемеров с повапленными гробами – красивыми снаружи, но полными нечистот.
В теории, быть христианином вовсе не означает соответствовать христианскому идеалу человека. Быть христианином – значит стремиться к этому идеалу по мере собственных сил, обязывать себя к этому. При этом, «никто не может избежать обвинения в лицемерии – никто, кроме самого Иисуса. Он – единственный, кто жил согласно Божественным стандартам; единственный, кто жил в точности так, как учил» (см. статью «Hypocrisy in the Church»).
А вот на практике масштаб несоответствия христианских Церквей Божественному идеалу часто сильно преувеличивается. Классический пример – печально известный «Рапорт Райана» 2009-го года, согласно которому с 1930-го по 1980-й гг. 2,5 тысячи ирландцев стали жертвами католических «растлителей в рясах». Эти данные вызвали большой ажиотаж, однако после проверки количество жертв уменьшилось… до двух сотен (подробнее см. Joanna Bątkiewicz-Brożek, Fałszywie osądzeni). К сожалению, СМИ охотнее тиражируют негативную информацию, оставляя без внимания, например, благотворительность.
Собственно говоря, именно христианство делает неприемлемым лицемерие как таковое, тогда как светские критерии нравственности легко оправдывают его как «ложь во спасение» или «следование правилам хорошего тона».
Максим Вихров, Идеи для Бога
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()