10 Май 2024
 

Василий Химич, глава Объединения христиан-военнослужащих Украины: «Брать оружие или нет – личный выбор каждого. Но в военкомат сходите»

himich

Василий Химич – глава общественной организации «Объединение христиан-военнослужащих Украины», подполковник в запасе, бывший авиатор. Он ответил на наши вопросы о том, как поступать верующим мужчинам в условиях, приближенным к военному положению в стране.

<strong >- Василий Николаевич, сейчас в Украине сложная ситуация, объявлена частичная мобилизация. Поясните, что такое частичная мобилизация и чем она отличается от полной?</strong>

- Частичная мобилизация – это привлечение к выполнению воинских обязанностей тех людей, которые уже проходили службу и имеют определенные навыки и опыт. Полная – это всеобщий призыв в ряды армии, когда непосредственно уже начались военные действия в стране.

- Может ли христианин идти на службу в армию в мирное время и должен ли, когда в стране уже начались военные действия?

- Человек делает сознательный выбор. Воинская служба – это обязанность перед страной, своим народом, семьей и близкими. Если принял присягу, нужно быть верным до конца. В этом случае нельзя разделять какое сейчас время в стране – мирное или военное. В любое время, в любых обстоятельствах он является потенциальным защитником Родины.

- Многие украинские ребята скрываются от армии, даже есть советы от юристов, как правильно это делать. Уклоняться от службы – грех?

- А позволительно ли христианам лукавить? Конечно, нет! Аналогично с вопросом уклонения от службы в армии.

- Вы пришли к Богу, будучи военнослужащим?

- Да, в 1991 году, будучи капитаном, обратился к Господу и стал христианином.

- Поменялось ли Ваше отношение к службе после покаяния?

- Могу сказать, что да. Даже если человек до обращения к Богу служил добросовестно, то тем более, после покаяния он начинает относиться по-новому к своим обязанностям, чувствует еще больше ответственность. Как говорит Писание, «все, что делаете, делайте от души».

- Поменялось ли отношение сослуживцев к Вам в худшую сторону после обращения к Богу?

- Вы знаете, наоборот, люди доброжелательно относились, поддерживали, интересовались. Хотя тогда было всем трудно, распад Союза, начало девяностых. Я служил тогда в авиации ракетных войск стратегического назначения в России, потом вернулся на Родину. В Украине ко мне также хорошо относились, руководство даже позволило учиться заочно в библейской семинарии. Я стараюсь быть с людьми открытым, все знали о моей вере, я ее открыто исповедовал. Возможно, у других людей был иной опыт, я говорю лично о себе.

- Что такое долг перед Родиной?

- В старом советском фильме «Офицеры» можно услышать ключевую фразу: «Есть такая профессия – Родину защищать». Быть защитником родной земли, как я уже и говорил – это внутренняя обязанность каждого нормального мужчины.

- В Библии говорится о том, что нельзя клясться. Как быть верующему человеку, вправе ли он принимать присягу?

- После распада Союза в некоторых странах, в частности и в Украине, приняли закон об альтернативной службе, учитывая интересы верующих. В военной присяге убрали слово «клянусь», чтобы не было камня преткновения для верующих молодых людей относительно этого вопроса.

- Война – это конфликт, целью которого есть уничтожение противника, по сути, убийство. Как быть военным-христианам?

- Прежде всего, нужно учитывать внутренние убеждения человека. Действительно, есть люди, которые не могут брать оружие в руки, и для них как раз существует закон об альтернативной службе. Есть выбор: брать оружие в руки или не брать, идти в вооружённые силы или не идти. В случае наличия альтернативы человека направляют работать в социальных структурах, к примеру, помогать старикам, больным. Эта деятельность защитывается как служба, выполнение долга перед Родиной.

Но если, не дай Бог, идут боевые действия, то почти все в стране начинают работать на оборону, кто-то непосредственно служит с оружием, другие обеспечивают армию на всех уровнях.

А вот может христианин брать оружие в руки или нет, я не могу ответить. Это индивидуальная позиция каждого. Могу сказать, что если его призывают, то честно поступающему христианину нужно прибыть в военкомат. Если есть убеждение «не стрелять», то он должен рассказать об этом и предложить свою помощь в других сферах, которые не связаны с применением оружия, например, связь, медицина и тому подобное.

- Тогда это и есть альтернатива?

- Получается, что да. Но вот пример - знаю верующего брата, который до недавнего времени служил в Феодосии. У него вся семья верующие, отец – пастырь. Он – морской пехотинец и служит с оружием. Его выбор я не осуждаю, также, как и мой выбор никто не может осуждать, равно как и выбор тех ребят, которые избрали альтернативную службу вместо воинской. Это личные убеждение и дело совести каждого человека. Здесь нет четкого ответа на вопрос, можно или нельзя служить, если ты верующий. У нас есть выбор! Но если война, то все должно быть направленно на защиту Родины. Христианин может принять достойное участие в этом деле в военное время.

- Как бы Вы поступили лично, оказавшись в военной ситуации?

- Был бы среди наших солдат, возможно, не с оружием, но с Библией. Выполнял бы обязанности военного капеллана. Тем более я увольнялся в запас с должности офицера-воспитателя. У меня лично нет большого опыта в том, чтобы стрелять и рыть окопы. Мы летали, перевозили людей, грузы. Потом занимался вопросами дисциплины в части. Это была специфика моей службы – без оружия.

- Каково Ваше мнение о событиях в Крыму?

- Оно не отличается от мнения многих граждан Украины. К большему сожалению, люди из соседней страны, братья с одной христианской верой так вот поступили, поставили сами себя в положение нашего противника. Нам ничего другого не остается, как осуществлять действия, чтобы Украина осталась территориально целостной. Многое зависит от наших политиков. Надеемся на лучшее будущее, которое сейчас в опасности.

- Христианский мир по-разному реагирует на ситуацию в стране, кто-то держится в стороне, кто-то принимает активное участие. К примеру, Патриарх Филарет обратился с призывом к украинцам защищать Отчизну от агрессора. По Вашему мнению, как должна действовать Церковь в таких ситуациях?

- Церковь должна жить нуждами народа и прежде всего, той его части, которая находится в особой ситуации. Сейчас это армия, в которой мы вдруг остро испытали нужду и которую в последнее время, можно сказать, целенаправленно и планомерно разрушали. Люди в погонах долгое время не испытывали должного внимания со стороны государства. Церковь может многое: собирать и передавать продукты, одежду, другие предметы первой необходимости. Странно звучит, что этим может и должна заниматься Церковь, но тем не менее. Но, прежде всего, Церковь призвана молиться о воинах, поднимать моральный дух и веру солдат.

- Несколько слов тем парням, которые сейчас держат в руках повестку из военкомата и читают строки о призыве на воинскую службу…

- Желаю быть верными Богу и стране. Придите и спросите, чем можете быть полезны! Как пророк Исаия говорит: «...вот я, пошли меня».

Анна Богдан, НХМ.

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей (0)
цитата ответить 16 Май 2014 в 10:14 Santeri Susimetsä:

Обязанность христианина быть покорным властям, но законноизбранным, а не мятежникам и ух тем более не националистам и фашистам. Участие в войне против своего народа на стороне мятежников-грех.

 
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Май 2024

    П В С Ч П С В
    29 30 1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31 1 2