25 Апрель 2024
 

Послание Папы Римского на Всемирный день мигрантов и беженцев 2005 года (28.10.2005)

Дорогие Братья и Сестры!

Сорок лет прошло с тех пор, как завершился II Ватиканский Собор, богатое учение которого охватывает многие области церковной жизни. Так, пастырская Конституция ‘Gaudium et spes’ глубоко проанализировала сложную реальность современного мира, ища подходящие пути, чтобы донести евангельскую весть до сегодняшних людей. С этой целью, восприняв призыв блаж. Иоанна XXIII, Отцы Собора взяли на себя труд изучить знамения времен, истолковывая их в свете Евангелия, чтобы дать каждому поколению подобающий ответ на вечные вопросы людей о смысле нынешней и будущей жизни и об установлении справедливых социальных отношений (ср. Gaudium et spes, п. 4). Среди проявляющихся ныне знамений времен следует непременно упомянуть миграцию – явление, обретшее, так сказать, структурные очертания в ходе недавно завершившегося столетия, став важной чертой международного рынка труда вследствие, среди прочего, мощного стимула, вызванного глобализацией. Естественно, это «знамение времен» является стечением различных компонентов, поскольку включает в себя миграцию как внутреннюю, так и международную, вынужденную и добровольную, законную и незаконную, связанную также с таким постыдным явлением, как торговля людьми. Не следует забывать и о такой категории, как студенты-иностранцы, число которых возрастает год от года во всем мире.

Говоря о тех, кто эмигрирует по экономическим причинам, стоит подчеркнуть факт «феминизации» этого явления, то есть что в

нем, с недавних пор, возросло процентное соотношение женщин. В самом деле, в прошлом эмигрировали главным образом мужчины,

хотя женщин было тоже немало; однако они тогда пускались в путь, прежде всего, чтобы сопровождать своих мужей или отцов, либо

чтобы присоединиться к ним, где они уже находились. Сегодня, хотя подобные ситуации все еще многочисленны, женская эмиграция

имеет тенденцию к большей автономности: женщина все чаще пересекает границы родины в поисках работы в более благополучных

странах. Более того, она нередко становится главным источником дохода для своей семьи. Факты свидетельствуют о том, что

женский труд преобладает в секторах с низкой заработной платой. И, следовательно, если работники-мигранты особо уязвимы, то

женщины среди них страдают в еще большей степени. Наиболее частыми сферами применения женского труда, кроме работы по дому,

являются помощь пожилым людям, уход за больными, гостиничный сервис. Таковы эти и другие области, в которых христиане должны

показать пример справедливого отношения к женщинам-эмигранткам, уважения их женского достоинства, признания их равных [с

мужчинами] прав.

В этом контексте следует упомянуть о торговле людьми, – и прежде всего женщинами, – процветающей там, где у них нет

возможностей для улучшения условий своей жизни, или просто для выживания. В этих условиях для торговцев людьми легко

предлагать свои «услуги» жертвам, которые даже отдаленно не догадываются, чем им придется затем заниматься. Во многих случаях

женщинам и девушкам грозит участь рабынь, а нередко также в индустрии секса. Не имея здесь возможности глубже

проанализировать последствия подобной миграции, я присоединяюсь к обвинению, высказанному Иоанном Павлом II против

«распространения гедонистской и меркантильной культуры, способствующей систематической эксплуатации сексуальности» (Послание

к женщинам, 29 июня 1995 г., п. 5). Это послание являет собой самую настоящую программу спасения и освобождения, от

осуществления которой христиане не могут остаться в стороне.

Что касается другой категории мигрантов, – просящих убежища и беженцев – то мне хотелось бы призвать соответствующие власти

заниматься в основном проблемами, связанными с их въездом, и не задаваться даже вопросом о причинах, побудивших их бежать с

родины. Церковь взирает на весь этот мир страдания и насилия очами Иисуса, Который, видя толпы народа, сжалился над ними, что

они бродят как овцы без пастыря (ср. Мф 9, 36). Надежда, мужество, любовь, а также «творчество в благотворительности» (Ап.

Посл. Novo millennio ineunte, 50) должны лежать в основе всей деятельности, человеческой и христианской, направленной на

оказание помощи этим страдающим братьям и сестрам. Надеюсь, что Церкви их родных стран не преминут продемонстрировать свою

заботу, – присылая пастырских работников, носителей одного с ними языка и культуры, – в диалоге любви с поместными Церквами

стран прибытия.

И, наконец, в свете нынешних «знамений времен» особого внимания заслуживает явление студентов-иностранцев. Их число,

благодаря также «обменам» между различными университетами, особенно в Европе, постоянно растет, порождая соответствующие

проблемы, в том числе и пастырские, к которым Церковь не может остаться безучастной. Это касается прежде всего студентов,

прибывших из развивающихся стран, для которых опыт университетской жизни может стать прекрасной возможностью для духовного

обогащения.

Призывая божественной помощи на тех, кто, движимый желанием внести вклад в утверждение на земле справедливого и мирного

будущего, вкладывает свою энергию в область пастырства мигрантов и беженцев, всем шлю в знак любви особое Апостольское

благословение.

Из Ватикана, 18 октября 2005 года.

BENEDICTUS PP. XVI

Перевод: София Халходжаева (Agnuz).

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Апрель 2024

    П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 1 2 3 4 5