Эта статья далась мне нелегко. Я долгое время размышлял – стоит ли поднимать с глубин то, что ворочается там тихо и угрюмо, стоит ли выносить на всеобщее обозрение то, о чем и так все знают. Знают, но молчат. Перешептываются на «неформальных» встречах, переваривают в мыслях, обдумывают в промежутках между посещениями церкви и домашней группы. И все-таки я решил – стоит.
<span >Мы ведь все свои, но сказать сие в глаза, да при скоплении народу – значит, наткнуться на десяток деланно непонимающих, более того – зачастую осуждающих взглядов. Тебя моментально возьмут на заметку, как «склочного», «проблемного» и «неудобного». </span>
Никогда не доводилось слышать такое определение по отношению к прихожанам? «Неудобные люди» - именно это ярлык использовал при мне некий человек, чья обязанность перед людьми и Богом – пасти тех, кто приходит в церковь. Пасти и удобных, всегда веселых, танцующих, принимающих абсолютно все, что происходит в стенах церкви, выкрикивающих «Галилуйя», и неудобных – задумывающихся и иногда замечающих задрапированный порок.
Нам всем, и удобным, и неудобным, стоит задуматься, остановиться, оглянуться. Снять розовые очки, вытащить из ушей сладкую вату тысячи затасканных, ставших гладкими, как морские камни, фраз, и попытаться беспристрастно разобраться – куда же мы идем, и что нам мешает идти быстрее.
Церковь, слава Богу, омолаживается. Приходят новые люди, эти люди растут, поднимаются, и вот уже позавчерашний наркоман, и вчерашний реабилитант становится лидером, а иногда и пастором. К этому человеку идут люди за советом, за помощью, за моральной поддержкой. И новоявленный пастор советы щедро раздает. Иногда рубит с плеча – сделай вот так, и не иначе. Не сделаешь – стало быть, проявишь непослушание со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Моей супруге в бытность ее студенткой, катастрофически не успевающей на домашние группы из-за учебы, один из лидеров с суровым лицом задал вопрос: «Что тебе важнее – Бог или твой университет?» Славный вопрос – что и говорить. Ответ на него известен стопроцентно, и ответ этот подразумевает уход из ВУЗа. Лидеры, никогда в жизни не работавшие, никогда в жизни не учившиеся нигде, кроме библейских школ, зачастую не могут оценивать ситуацию адекватно и советы дают соответствующие своему мировоззрению и опыту.
Более того, люди, и общеобразовательную школу-то не особо посещавшие, зачастую не могут выразить свою мысль. Процесс выражения мысли превращается в набор фраз из блатного псевдоязыка и хихаканья. Я уже не говорю об ужасающей письменной безграмотности, об ошибках, от которых покраснел бы второклассник. А ведь не стесняются делать в слове «еще» четыре ошибки, и выкладывать данные творения на всеобщее обозрение «ВКонтакте» или в «Одноклассниках».
Страшно то, что человек, выходящий на сцену с проповедью, перевирает исторические факты, рассказывает о том, о чем понятия не имеет в принципе. Причем, оправдание всегда готово: «Я в школу почти не ходил». Так займись самообучением! Найми репетитора! Времени нет? Найди время. Потому что в церковь приходят не только дети улиц, но и образованные люди.
Какой вывод сделает образованный человек, ищущий Господа, когда на первом же служении ему расскажут удивительную историю о Великой депрессии в США, которая закончилась в 80-ых годах? Это реальный случай с реальным лидером, объездившим с проповедями пол-Европы. Так и заявил: «Великая депрессия в Америке началась после войны, а закончилась в 80-ых» Слабо открыть энциклопедию перед тем, как выходишь к залу? Ведь это ответственность колоссальная – проповедовать. Неужели пора ехать в Европу, если здесь не можешь толком дать информацию? Не засмеют в Европе-то?
Неужели лидерам так уж необходимо ехать в Киев, если на местах еще не все в порядке? Отдельные люди приезжают с ясной целью и не менее ясными и четкими планами. Но есть целая категория лидеров, стремящихся в столицу просто потому, что это столица. «Создадим церковь!» Друзья, поверьте: с количеством церквей в Киеве все в порядке. А как на местах? Кто там людей пасет? Впрочем, многие церкви на периферии по организации работы и КПД дадут фору многим «центральным».
Устная безграмотность – чуть ли не визитная карточка молодых церковных лидеров. Слова порой перекручиваются таким образом, что понять их значение практически невозможно. На этом фоне все милые «служителя», «проповедя» и «дай нам платиновое сердце вместо каменного» выглядят просто цветочками.
По поводу неработающих прихожан – вообще катастрофическая ситуация. Как умиляется на собраниях зал, когда со сцены повествуется очередная история чудесного благословения. И рассказчик молод, полон сил, а история о том, как брат или сестра «благословили», то есть – дали денег. Просто так. Извините, но разве есть причина восторженно аплодировать истории здорового лба, который питается тем, что дадут, и живет на то, чем «благословят»?
Я не знаю, возможно, в областях ситуация иная, но неужели в столице работа закончилась? Неужели вакансий нет? Есть! Множество. Но работать любители благословений упорно не желают. И элементарная лень если уж не поощряется отдельными лидерами, то в вину не ставится точно. Если бы все прихожане не работали, то большинство церквей, ввиду отсутствия финансов даже на аренду помещений, собиралось бы в лесах. Как первые христиане сидели бы зимой у костра, читали Евангелие при лучине…
Колоссальная проблема – в молодежных движениях. Проблема ДВР (детей верующих родителей) не нова. Всем известен странный феномен, когда у родителей, всю свою жизнь самоотверженно пробиравшихся к Христу, вырастают дети, мягко говоря, далекие веры и христианских принципов. Церковь молодеет, и некоторые ключевые служения постепенно осваиваются молодежью. Эта молодежь тепличная – она, в отличие от уже упомянутых мною бывших наркоманов, не проходила испытаний улицей, дети эти буквально росли с Библией. Когда-то меня потряс мальчишка, который по просьбе мамы повел молитву. Десять минут, слаженно, ни разу не споткнувшись о длинные, красивые фразы. Я обрадовался тогда, а потом задумался: не являются ли слова, произносимые молодым человеком, просто формулой, заученным набором определений и эпитетов, которые для него не значат абсолютно ничего? Хотите молитву? Получите. На автомате.
Не хотелось бы упоминать совсем уж мерзкие, несовместимые с понятиями «христианство» процессы, протекающие в отдельных «молодежках». Но проблема есть. И проблема эта – серьезнее, чем мы думаем.
Эту статью очень трудно закончить. Потому что проблем в церквях великое множество, и для того, чтобы вынести на свет Божий их все, потребуется не одна статья. Можно, даже нужно вспомнить и о бизнесе в церквях – обо всех этих «Инмаркетах», «Кингз Кэпиталах» и прочих. Господа коммерсанты, бизнесом следует заниматься где угодно, но только не в стенах дома Божьего. И придумка по поводу того, что в среде доверчивых христиан аферистические проекты проворачивать проще простого, – не нова. Это старая схема, из-за которой сотни тысяч людей в разных концах Земли навсегда отвернулись от Христа. Их попросту обобрали, прикрываясь Его именем. Кроме того, я как журналист светских СМИ отлично осведомлен, насколько тема обмана в церквях является лакомой для любого издания.
Кто-то скажет: «Ну, автор не пастор, не лидер»; кто-то спросит: «А сколько этот человек с Богом?» Я не пастор, не лидер, и с Богом не пятьдесят лет. Я – рядовой верующий христианин со своими слабостями и пороками. И я имею право озвучить то, что меня волнует. Вынести на свет то, что замечает мой и не только мой взгляд. Может быть, нам пора остановиться, задуматься, и посмотреть в будущее. Что ожидает нас с такими тенденциями? Что будет с христианством в Украине через десять-двадцать лет? Дождемся ли мы «пробуждения», о котором пафосно говорят на каждом углу, или же впадем в спячку, выход из которой займет не один год? Кто знает…
Анатолий Шарий, НХМ.
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()