7 ноября 2014 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в Российско-американском форуме христианских лидеров, состоявшемся в городе Шарлотт, штат Северная Каролина.
Уважаемый доктор Грэм! Уважаемые участники форума! Наше сегодняшнее мероприятие собрало за одним столом представителей христианских церквей России и США. Для Русской Православной Церкви нынешний форум представляется важным с точки зрения развития ее связей с теми христианскими конфессиями американского континента, которые придерживаются традиционных нравственных принципов, пишет invictory.com.
Эти отношения имеют давнюю историю, которая началась в XVIII веке с прибытием к берегам Америки иноков Валаамского монастыря Германа и Ювеналия и учреждением в дальнейшем в Соединенных Штатах епархии Русской Православной Церкви. Установление первых контактов с американскими христианами относится уже ко второй половине XIX века. Благодаря трудамепископа Североамериканского и Аляскинского Тихона (Белавина) — будущего Патриарха Всероссийского, к началу XX века поистине братскими стали отношения Русской Православной Церкви с американскими англиканами и представителями других протестантских церквей США. После некоторого перерыва, связанного с двумя мировыми войнами, начался новый, еще более интенсивный этап нашего взаимодействия. С 1963 года возобновилось сотрудничество Московского Патриархата с Епископальной церковью в США.
Состоялось несколько раундов совместных богословских собеседований. В 1989 году был образован двусторонний Координационный комитет, который за последующее десятилетие провел шестнадцать заседаний. Подобной активности не наблюдалось ни в одном диалоге Русской Православной Церкви с иными христианскими конфессиями. Весьма ценными для нас были отношения с Объединенной методистской церковью США. Они развивались как на двустороннем уровне, так и в рамках совместной работы в межхристианских организациях. Являясь самыми крупными из конфессий, представленных во Всемирном Совете Церквей, в период заседаний ЦК ВСЦ мы неизменно устраивали специальный совместный обед, в ходе которого обсуждали текущую повестку дня и нередко приходили к общей точке зрения.
Ярким свидетельством традиции доброго сотрудничества Московского Патриархата с американскими христианами являются наши контакты с Евангельской ассоциацией Билли Грэма, основатель которой не раз бывал в России. Мы высоко ценим то понимание, которое представители Ассоциации и лично пастор Грэм выражали позиции Русской Православной Церкви в разные исторические периоды. Думаю, не случайно, что и наш нынешний форум проходит по инициативе именно этой Ассоциации. Особо следует отметить участие православных в работе Национального совета церквей Христа в США с момента его основания в 1950 году. С 1956 года Русская Православная Церковь участвовала в регулярном обмене делегациями с НСЦХ. А с 1970 года членами Совета стали Патриаршие приходы Русской Православной Церкви в Соединенных Штатах. В этот период также были весьма развиты наши контакты с Христианской церковью (Учениками Христа) США и с Церковью братьев. К сожалению, к концу XX века в наших отношениях с некоторыми христианскими общинами США наступил серьезный кризис. Он был вызван либерализацией нравственного учения в этих общинах, отходом их от тех этических норм, которые заложены в общем для всех нас Священном Писании Нового Завета. Так, в 2003 году Русская Православная Церковь была вынуждена приостановить контакты с Епископальной церковью в США в связи с возведением ею в сан епископа открытого гомосексуалиста. Вместе с тем, Русская Православная Церковь осталась открытой к контактам с теми конфессиями североамериканского континента, которые сохранили верность традициям нашего диалога и твердую приверженность библейской нравственности, в частности, к Англиканской церкви Северной Америки, отделившейся от Епископальной церкви в связи с упомянутым инцидентом.
Тема нравственности может стать одной из главных в нашем сотрудничестве. В сегодняшнем плюралистическом мире процессы либерализации захлестнули некоторые христианские общины. Многие церкви весьма далеко отходят от библейского учения в этой сфере, даже если такая позиция не одобряется большинством членов данных общин. Русская Православная Церковь последовательно заявляет, что для нее неприемлемы никакие двойные стандарты в отношении христианской нравственности, никакие эксперименты в области этической составляющей нашей веры. Так называемое «либеральное богословие» входит в очевидное противоречие с апостольским наследием. Прежде всего, это касается введения практики молитв за так называемые «однополые пары», даже если такая молитва формально не приравнивается к совершению брака, который с церковной точки зрения может быть заключен только между мужчиной и женщиной. Либеральные христиане часто говорят, что в обществе нужно сохранить стабильность.
Однако, какую стабильность можно сохранить, благословляя грех? Церковь всегда была призвана возглашать правду Христову и обличать грех, даже вопреки требованиям общества и «власть имущих». Разве Христос стремился приспособить Свою проповедь к стандартам мира сего? Разве он обещал им стабильность, комфорт? Разве он обещал им, что их проповедь будет иметь успех? Послушаем, что говорит Он апостолам, посылая их на проповедь: Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:16-21). Как это все ало похоже на разговоры сегодняшних либеральных христиан, стремящихся приспособить Церковь к стандартам мира сего, сделать ее толерантной — не к человеку, не к грешнику, а к греху. Грех возводится в норму, и ради этого переписываются и перетолковываются даже слова Иисуса и Его апостолов.
Мы не утверждаем, что Церковь должна отказываться от помощи грешникам. Христиане обязаны молиться о всех грешниках и желать им спасения. Церковь с пастырской ответственностью относится к любому человеку, вне зависимости от его сексуальной ориентации. Но Церковь не может благословлять порок. И она не может реформировать ту норму веры, которая запечатлена в Евангелии и посланиях апостолов. Другой важной проблемой, требующей консолидированного свидетельства христиан, является легализация абортов. Сегодня находится все больше поводов для того, чтобы оправдывать убийство детей во чреве матери. Мотивация может быть самая разная, но вся она лежит в практической плоскости и учитывает только потребности потенциальных родителей, не принимая во внимание право ребенка на рождение. Для борьбы с этим злом церкви должны во всеуслышание свидетельствовать о том, что аборт — это убийство, что человеческая жизнь имеет ценность с момента зачатия до момента естественной смерти. Необходимо активнее взаимодействовать с законодательной властью во избежание принятия соответствующих законов. Крайне важно вести просветительскую работу, разъясняя молодым парам элементарные понятия об ответственности супругов за их брачный союз.
Данная тема находится в контексте более широкой проблемы соотношения прав человека и его ответственности за поступки перед ближними и всем обществом. Сегодня особый акцент делается на правах и свободе индивидуума без учета интересов социума. Подчеркивается приоритет разного рода меньшинств, зачастую ведущих себя весьма агрессивно и вызывающе по отношению к представителям большинства. Серия гей-парадов прокатилась сегодня по городам Европы. Речь идет не просто о пропаганде нетрадиционной сексуальной ориентации: речь идет о ее гордой демонстрации, выпячивании, навязывании обществу. От государств, которые стремятся вступить в Евросоюз, сегодня требуется проведение гей-парадов в качестве пропуска на получение статуса кандидата. В каком обществе мы живем, и какое общество мы оставим нашему потомству? Сегодня мы, христиане разных конфессий, должны объединиться вокруг очень простых общечеловеческих ценностей, которые подвергаются посмеянию и поруганию на фоне разгула разного рода «нетрадиционных» моделей поведения. Защитить брак как союз мужчины и женщины, защитить право ребенка на рождение, защитить право престарелого на то, чтобы умереть своей смертью, а не в результате введения смертельной инъекции врачом, защитить право врачей на то, чтобы отказывать по моральным соображениям в совершении аборта или эвтаназии.
Сфера нравственности является широким полем для совместной деятельности христианских конфессий, сохраняющих приверженность учению Христа, выраженному в Священном Писании. Нашей общей пастырской задачей является отстаивание христианской идентичности человека. Знаю, что в протестантской среде Соединенных Штатов Америки уже не первый год идет напряженная дискуссия по данным вопросам. Значительное число американских христиан и целый ряд церквей твердо стоит на позициях библейской нравственности. Московский Патриархат готов к самому широкому сотрудничеству с такими общинами. Конечно, у нас много и других точек соприкосновения. Это защита неимущих и инвалидов, оказание помощи больным, особенно страдающим от таких заболеваний, как СПИД и различные виды онкологии, забота о мире и справедливости, совместное служение в сфере диаконии. Одним из приоритетов межхристианского сотрудничества на нынешнем этапе является необходимость общей заботы о братьях и сестрах, которые сегодня терпят бедствие в различных регионах мира. Прежде всего, речь идет о последствиях так называемой «арабской весны», приведшей к настоящему геноциду христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Сегодня почти не осталось христиан в Ливии. В несколько раз уменьшилась христианская община Ирака.
Страшную трагедию переживают наши братья по вере в Сирии. Уменьшилась коптская община в Египте. Само существование христианства оказалось под угрозой в целом ряде стран ближневосточного региона, который является колыбелью христианства. Данная тема стала еще более актуальной в свете трагических событий, связанных с активизацией террористической группировки «Исламское государство», угрожающей уже не только странам ближневосточного региона, но и всему цивилизованному миру. На свободу вырвалась чудовищная мощь дикой энергии человеконенавистничества и террора, которую необходимо остановить. Вместе с тем нельзя забывать, что этот процесс изначально не носил стихийного характера. Его разрастание стимулировалось той политикой, которую в последние годы вели некоторые страны Запада в ближневосточном регионе, а также конкретными мерами по финансированию и вооружению боевиков-исламистов под маской борцов за свободу и демократические преобразования. Убедительность христианского свидетельства о трагедии на Ближнем Востоке должна состоять в донесении правды о ней, а не в повторении избитых клише, тиражируемых средствами массовой информации.
Голос церквей должен быть независимым и возвышаться над политической конъюнктурой. Это то свидетельство, которое требует евангельской мудрости и смелости. Ради донесения такой правды до мировой общественности Московский Патриархат старается использовать самые различные площадки. Проблема гонений на христиан постоянно присутствует в повестке встреч руководства нашей Церкви с представителями мирового истеблишмента. Русской Православной Церковью неоднократно принимались заявления в защиту ближневосточных христиан. Совсем недавно Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с письмом к Президенту Ирака Фуаду Масуму, в котором выразил обеспокоенность положением христиан на севере этой страны, а такженаправил послание Президенту Пакистана Мамнуну Хусейну с просьбой о помиловании христианки Асии Биби, приговоренной к смертной казни по ложному обвинению. Действия в дипломатическом поле сочетаются с оказанием Русской Православной Церковью практической помощи ближневосточным христианам. В наших храмах уже неоднократно проводился сбор пожертвований в пользу страждущих братьев и сестер в Сирии. Совместно с Палестинским обществом мы организовали одиннадцать самолетов с гуманитарным грузом, который распределяется как среди христиан, так и среди мусульман Сирии. Большое внимание уделяется нашим непосредственным контактам с представителями ближневосточных Церквей. Так, еще в самом начале событий «арабской весны» Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Сирию и Ливан. Состоялись его встречи с высшим политическим руководством данных стран и с религиозными лидерами региона. В тот же период прошли визиты Святейшего Патриарха Кирилла в Турцию, Египет, Израиль, Палестину и Иорданию.
В нынешнем году в Москве побывали с официальными визитами Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X, Патриарх Коптской Церкви Феодор II и Патриарх-Католикос Ассирийской Церкви Востока Мар Дынха. В прошлом году Россию посетил предстоятель Маронитской Церкви Бешара Бутрос кардинал ар-Раи. Все они рассказывали нам о трагедии, которую ежедневно переживает их паства на Ближнем Востоке. У данной проблемы есть несколько сторон, требующих приложения усилий мирового сообщества. Во-первых, необходимо оказывать поддержку тем, кто был вынужден эмигрировать в Европу, Америку или в соседние страны Ближнего Востока, такие как Иордания и Ливан. Во-вторых, необходимо, чтобы весь христианский мир экстренно включился в дело оказания помощи тем беженцам, кто находится сегодня в горах Ирака или в сирийской пустыне на грани голодной смерти, практически без пищи, воды и медикаментов. Третья, трудная, но самая важная задача — выработать комплекс мер по сохранению христианского присутствия в ближневосточном регионе. Необходимо выдвинуть на первый план вопрос сохранения религиозных памятников и святынь там, где они сегодня подвергаются поруганию. Непременным пунктом программы по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке должно быть создание условий для возвращения беженцев в их родные города и поселки. Несколько лет назад мир вступил в эпоху международной напряженности. Ее очаги находятся не только на Ближнем Востоке, но и в Европе. Конфликт на Украине вызвал серьезный кризис в отношениях между Западом и Россией, которые стали говорить друг с другом на языке санкций. Мир вновь оказался в ситуации, подобной холодной войне. Напряжение подогревается информационной кампанией, которая активно ведется в СМИ. Мы ценим позицию тех церквей, которые смогли трезво оценивать происходящие события и воздерживаться от односторонних политических заявлений. Для Русской Православной Церкви то, что происходит сейчас с братским украинским народом, является глубокой трагедией.
Страшные месяцы продолжающейся смуты отмечены многими сотнями жертв и пострадавших — погибших, раненых, пропавших без вести, подвергнутых различного рода дискриминации и преследованиям, оставшихся без крова и средств к существованию. Весь мир потрясли кровавые трагедии в Одессе и в Мариуполе, объективное расследование которых до сих пор не проведено. Пока не преданы гласности причины катастрофы малазийского Боинга в небе над Донецком, унесшей десятки жизней. Ужасают факты обнаружения нескольких массовых захоронений расстрелянных в Донецкой области мирных жителей. Кто стоит за всеми этими преступлениями? По всем упомянутым фактам должно быть проведено тщательное независимое расследование, результаты которого должны быть преданы гласности. Русская Православная Церковь неизменно призывает конфликтующие стороны к прекращению вражды, к отказу от бесперспективного языка санкций и ультиматумов и к поиску реальных путей решения накопившихся за время противостояния проблем. Нас крайне беспокоит положение нашей паствы на восточной Украине.
В ходе военных действий и артобстрелов погибло уже несколько наших священнослужителей, многие ранены. Были случаи, когда снаряды попадали в храмы во время богослужения — убивали и ранили прихожан. Пострадало от обстрелов около пятидесяти храмов, несколько полностью разрушено. Имеют место случаи вандализма, намеренных поджогов православных храмов, распространяются листовки и плакаты, разжигающие межконфессиональную и межнациональную рознь. Украинская Православная Церковь, пользующаяся правом самоуправления в составе Московского Патриархата, — самая многочисленная религиозная организация на Украине. К ее пастве принадлежат люди, находящиеся сегодня как по одну, так и по другую сторону противостояния. В отличие от других украинских конфессий, Украинская Православная Церковь не оказывает поддержки одной из сторон конфликта и остается чуждой политической ангажированности. Именно за это она постоянно подвергается нападкам со стороны националистических сил. Полагаем, что христианские церкви, в отличие от политиков, никогда не должны растрачивать свой миротворческий потенциал.
Мы имеем в своем распоряжении особые средства, которые преодолевают границы как географические, так мировоззренческие и идеологические. Мы должны совместно трудиться ради разрешения современных конфликтов, в том числе, ради примирения народа Украины и недопущения эскалации кровопролития на юго-востоке страны. Сегодня острой проблемой также является наличие огромного числа беженцев с востока Украины. Более миллиона беженцев из восточных областей Украины, подвергшихся массированному артобстрелу, находится сегодня в России. Русская Православная Церковь оказывает посильную помощь этим людям, испытывающим нужду в самых необходимых средствах к существованию. Готовы к сотрудничеству в этой сфере с американскими христианами, а также к совместной работе в рамках международных гуманитарных проектов, связанных с восстановлением полностью или частично разрушенных войной городов и селений Востока Украины, которые переживают сейчас настоящую гуманитарную катастрофу. Выражаю надежду на то, что нынешний форум откроет новую страницу в истории взаимоотношений христианских Церквей России и США, которые будут направлены на усиление совместного свидетельства о непреходящих евангельских ценностях и на решение многих гуманитарных проблем, стоящих перед современной цивилизацией.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()