В итальянских городах Бергамо и Милане накануне прошла международная конференция “Толстой и его время”. Форум, в котором приняли участие ученые и студенты из России и Италии, был организован фондом “Russia Cristiana” (Сериате, Италия) и культурным центром “Покровские ворота” (Москва), сообщает агентство ”Благовест-инфо”.
В преддверии конференции в бергамском театре “Делле Грацие” прошел круглый стол, посвященный творчеству Толстого, на котором с докладами выступили профессор Миланского католического университета Адриано делль’Аста и исследователь из Москвы Наталья Ликвинцева (Дом русского зарубежья).
Профессор делль’Аста отметил значение Толстого для всей европейской культуры. Вопросы, сходные с теми, что ставил Толстой, задавали и выдающиеся европейцы – например, итальянский писатель Чезаре Павезе. С точки зрения Церкви построения Толстого, не верившего в богочеловечество Христа, безусловно, ошибочны. Однако в наши дни христианам нужно услышать призыв Папы Франциска “идти к новым границам”, не боясь человеческих ошибок, но не пытаясь, подобно Толстому, создать “собственного Христа”, подчеркнул итальянский исследователь.
Официальное открытие конференции прошло в Миланском католическом университете. В адрес форума поступили многочисленные приветствия - в том числе от Папы Римского Франциска, госсекретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина, префекта конгрегации по делам Церквей восточного обряда кардинала Леонардо Сандри, президента Папского совета по культуре кардинала Джанфранко Равази, архиепископа Миланского Анджело Сколы, главы архиепархии Божией Матери в Москве архиепископа Паоло Пецци.
Доклад преподавателя МГУ, филолога и поэтессы Ольги Седаковой был посвящен внутренней целостности Толстого. По словам Седаковой, творчество Толстого можно в чем-то сравнить с импрессионизмом: описывая “движение чувств”, он привнес “воздух” в литературу. Очень важным в творчестве Толстого Седакова считает противопоставление настоящего и поддельного, “чувства” и “нечувствия”, последнее из которых Отцы Церкви считали тяжелейшим повреждением человеческой души.
Проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Георгий Ореханов назвал свой доклад “Толстой как религиозный тип”. Наследие Льва Толстого вызывает огромный интерес не только в России, но и на Западе: каждый год выходит значительное число монографий, посвященных этой теме, отметил докладчик. Один из исследователей Толстого – выдающийся немецкий славист Людвиг Мюллер, в частности, отмечал, что в случае с Толстым речь идет не о конфликте отдельного индивида с отдельной церковной организацией, а о восстании инстинктивной религиозности, не приемлющей никакой институализации, против церковного порядка. Писатель воспринимал “церковь” не как исторически сложившийся институт, а как некий плод своих собственных представлений: так, в 1878 году он писал, что он “не разъединился с Церковью” - но не одной из них, а с “всемирной церковью”, к членам которой он относил как Христа, так и Конфуция и Лао-Цзы.
Жизнь и творчество Толстого пришлись на период острого кризиса в европейской и, в частности, российской религиозности, отметил Георгий Ореханов. Этот кризис отразился не только в литературе, но и в живописи – докладчик отметил, в частности, то, что объединяло произведения писателя Толстого и художника Николая Ге, в особенности его Страстной цикл.
Исследование наследия Толстого важно для всех основных христианских конфессий – православия, католицизма и протестантизма, уверен проректор ПСТГУ. В частности, оно может показать, как далеко от подлинного христианства может увести произвольный рациональный анализ Евангелия.
Все новости
Другие статьи
Календарь // Декабрь 2024 |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
П | В | С | Ч | П | С | В |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Комментарии пользователей ()