25 Апрель 2024
 

Наступление на совесть

Известно, что российские власти не озабочены невпечатлительным (по сравнению с экономически развитыми странами) ростом отечественной экономики, практически не меняющимся в лучшую сторону уровнем доходов населения. Не вызывает опасений рост преступности, наркомании, духовной деградации. Но, оказывается, рост числа религиозных движений смущает и исполнительную, и законодательную власть. Еще бы, за постперестроичное время их число выросло с 20 аж до 69.

Не важно, что в мире насчитываются тысячи деноминаций и конфессий. Не важно, что в эту цифру умещаются все ветви Православия и ислама, иудаизма и восточных религий, языческих групп и, наконец, наследников Реформации. Чиновники озабочены «иностранной религиозной экспансией», «наступлением на традиционные духовные ценности», «происками тоталитарных сект и деструктивных культов», «террористической опасностью религиозных экстремистов».

Как сообщает агентство новостей NEWSru.com в выпуске от 14 ноября 2005 года, Правительство РФ готовит религиозную реформу. На октябрьском расширенном заседании Совета Безопасности России Министерство юстиции подготовило доклад о соответствующих прожектах. Как же чиновники предлагают бороться с «неправильными» верующими и религиями? Прежде всего, предлагается ограничить приток в Россию иностранных миссионеров путем сокращения выдачи им въездных виз. Сделать это не столь просто, ведь на пути реформаторов стоит Конституция.

С одной стороны Основной закон гарантирует всем (включая и заграничным миссионерам) равенство прав на территории страны (ст. 19 Конституции), с другой – опять же всем гарантируется презумпция невиновности (п. 1 ст. 49 Конституции). Как следствие не ясно, на каком основании официально зарегистрированные религиозные организации будут получать отказы в органах паспортно-визовых служб и как объяснить, что ничего еще не «натворившие» иностранцы не смогут въехать в нашу страну, провозгласившую «свободу передвижения» (п. 1 ст. 27 Конституции), т.е. подвергнутся определенному ограничению прав, не будучи признанными судом виновными в совершении каких-либо противоправных действий.

Другое предложение Минюста состоит в упрощении ликвидации религиозной организации. Основаниями для ликвидации согласно проекту могут стать два приговора суда за преступления экстремистской направленности, вынесенные членам религиозной организации в течение года. Думается, что этот путь бесперспективен. В суде Минюсту придется доказать причинно-следственную связь между «установками» религиозной организации и совершенным общественно-опасным деянием.

Строго следуя букве закона, ни один суд не вынесет решения о ликвидации церкви по таким основаниям. Иначе ситуацию можно довести до абсурда. Ведь в тюрьмах и колониях находятся тысячи «субъектов», на шеях которых висит алюминиевая ладанка, а на спинах наколоты купола и кресты. Не ликвидировать же, право, самую многочисленную церковь за наличие в ее рядах этих непутевых членов. Кроме того, с точки зрения правоведов введение коллективной ответственности за правонарушения двух индивидуумов неправомерно.

Предлагается также ввести административную и уголовную ответственность за незаконную миссионерскую деятельность. Думается, что привлечь гражданина к ответственности по такому основанию также непросто, учитывая право на свободное исповедание и распространение веры в нашей стране (ст. 28 Конституции, ст. 3 Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединения»).

Упростив ликвидацию, Минюст одновременно хотел бы усложнить регистрацию церквей. Предлагается ввести поправки в вышеупомянутый закон об обязательном введении государственной религиоведческой экспертизы при регистрации религиозных организаций. По сведениям все того же агентства NEWSru.com

Заместитель председателя комитета Госдумы по делам общественных организаций Александр Чуев «не исключает, что поправки могут быть внесены в парламент до конца года» (2005 – примечание К.Е.). С этим нововведением тоже не все просто. Государственная религиоведческая экспертиза назначается (п. 8 ст. 11 Закона, ст. 2 Постановления Правительства РФ от 3 июня 1998 года № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы») в случае, если регистрируется некая новая религиозная организация с никому не знакомым вероучением и соответствующей ему практики.

В этом случае у государства есть основания изучить ее вероучение, проконсультироваться у религиоведов, историков и психологов. Но как быть с «обязательной» экспертизой. Неужели каждый приход Русской Православной Церкви теперь обязан вновь и вновь пересказывать историю своего тысячелетнего вероучения. Или, быть может, хотят нарушить основной принцип светского государства - равенство всех религий перед законом (п. 2 ст. 14 Конституции)? Изнурять многомесячными экспертизами одних и давать «зеленую улицу» другим?

Все, хватит, скажет читатель – и ошибется. Готовится и еще одно «предложение». По своим негативным последствиям оно может превзойти старания всех религиозных экстремистов вместе взятых. «Реформаторы» озабочены, что одна и та же конфессия часто представлена неадекватным количеством религиозных центров: например, действует более 40 официально зарегистрированных центральных духовных управлений мусульман, немало альтернативных православных, есть и разномыслия в среде иудеев. Поступило предложение предусмотреть существование лишь одной централизованной религиозной организации одной конфессии на данной территории.

С этим предложением уже высказали несогласие председатель Исламского комитета Гейдар Джемаль и Зиновий Коган, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций. Не думаю, что в сложной межконфессиональной и межнациональной обстановке в современной России властям следует так беспардонно попирать традиции и практику крупнейших восточных религий, никогда не имевших жесткой иерархической структуры.

В заключение нелишне напомнить, что совсем недавно рухнула крупнейшая советская империя, создавшая гениальные механизмы и научные теории, но с ненавистью и презрением относившаяся к вере (прежде всего к христианской). Стоит ли снова наступать на свободу совести (или, точнее, на совесть)? Неужели хрестоматийный пример с граблями ничему не учит?

Константин Ерофеев, юрист, для ProChurch.info

 
Обсуждение статьи

Ваш комментарий

Комментарии пользователей ()
Лента новостей    

Новости в RSS

Обсуждаемое Читаемое

    Календарь // Апрель 2024

    П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 1 2 3 4 5